Треть автодилеров осенью обанкротится

Владимир Моженков, генеральный директор Ауди Центра Таганка, в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как кризис повлиял на продажи автомобилей и о том, чего ждать покупателям этой осенью

Треть автодилеров осенью обанкротится
Треть автодилеров осенью обанкротится

Москва. 21 июля. INTERFAX.RU - Крупнейший дилер концерна Audi – Ауди Центр Таганка - отмечает в этом году 11-летие. В интервью "Интерфаксу" генеральный директор компании Владимир Моженков рассказал о том, как удалось пережить страшную осень 2008 года, как резко пришлось повысить эффективность работы сотрудников, почему в Москве невозможно купить новинку Audi Q5, почему он лично подписывает все счета свыше $50 и сколько автодилеров разорится уже этой осенью.

Владимир Николаевич, был ли у вас кризис, и если да, то, быть может, он уже закончился?

В автомобильном сообществе все было хорошо до первого сентября 2008 года. Сентябрь был для нас как ушат холодной воды, как тот самый страшный август 1998 года. Три месяца - сентябрь, октябрь и ноябрь мы жили в понимании того, что пришел страшный кризис. К концу года, в декабре, стало чуть полегче, а затем пошли "горячие" деньги, когда люди снимали деньги с банковского счета, доставали еще откуда-то, и очень хотели их потратить, не понимая, что будет дальше. А тут со всех сторон реклама – "Скидки, скидки, скидки!". И вот в январе, феврале и марте мы видели лихорадочные покупки, когда человеку и не нужен вроде бы второй телевизор, но ведь дают хорошую цену, да еще дополнительная скидка! И он покупает второй телевизор себе на дачу. К маю-июню это настроение закончилось. Сейчас мы вступаем в такую пору, когда каждый осознает, что завтра будет тяжелее, чем сегодня. Тот, кто осознал то, что кризис пришел надолго, что впереди трудная осень, тот, кто понимает, что не стоит ждать повышения цен на нефть, имеет шансы выжить. Прежде всего, за счет эффективного управления, за счет ежедневной эффективной операционной деятельности и реализации возможностей. Кто этот момент упустил, скоро обанкротится.

В чем причина, неужели все настолько неэффективны?

Предыдущие десять лет научили нас работать на заемном капитале. И все развивались на заемном капитале, потому что бизнес был стабилен, с каждым месяцем росли продажи, и все можно было посчитать и спланировать. И тот, кто внимательно считал размер этого финансового рычага, кто понимал, что нельзя набирать кредитов больше, чем можно обслуживать, тот в кризис выживет. А кто не считал, тот банкрот! Например, хорошая была компания "Инком Авто", я знаю там сильного собственника, и сильных менеджеров, но он не успел "продаться", как хотел, и вот вам итог. И такие банкротства идут одно за другим.

Я думаю, что массовые банкротства будут осенью, когда дилерские центры не смогут отдать деньги банкам и не смогут обеспечить себя денежной ликвидностью. А многие не смогут. По моим расчетам, одна треть дилерских центров обанкротится. Впрочем, рынку это будет даже на пользу, потому что столько автодилеров просто не нужно. У всех остальных появится шанс за счет эффективного менеджмента выжить. Но я думаю, этим шансом воспользуются не все. Я думаю, еще одна треть этим шансом воспользоваться не пожелает, а скорее уйдет в теневую экономику. Уже сейчас, по тем вопросам, которые нам регулярно задают, я чувствую переход многих в "тень". Когда узнают, что мы платим все проценты, налоги, зарплаты, бонусы и премии до копеечки в белую, очень удивляются. Но это наша политика, которая заставляет нас крутиться как белка в колесе. Мы настолько мобилизовались, ужались и сократились, что уже больше некуда. Выживаем только за счет операционной эффективности.

Считается, что дилерские центры зарабатывают в основном на сервисе. В этой сфере сильно упал уровень спроса, больше машин уходит на ремонт в частные руки?

Если отделить сервис от продажи запчастей, то это неверно, потому что в сервисе 46% уходит на оплату труда. В Европе расклад такой: из четырех направлений - продажа новых автомобилей, продажа автомобилей с пробегом, сервисное обслуживание и продажа запчастей - два направления убыточны, это сервис и продажа новых автомобилей. Зарабатывают они на продаже запчастей и на продаже автомобилей с пробегом. Но там другой бизнес, там не хранят как у нас запчастей на миллион-два долларов, а хранят всего на сто-двести тысяч евро, потому что в силу расстояний и логистики от 4 до 6 раз в сутки автопроизводитель может доставить в любое место любую запчасть. У нас сейчас маржа минимальная, все сделано для того, чтобы продать. Чтобы больше заработать, можно только лишь увеличить количество сделок, что означает увеличение нагрузки на продавца или техника. Другого пути нет, потому что в России производительность труда составляет всего 26% от уровня США! То есть у нас работает четыре – там работает один. Я знаю статистику: один работник российского автопрома собирает в год 3 автомобиля, в Европе – девять, в Америке – 12. При этом в Америке почти два банкрота, а у нас – ни одного! И эту ситуацию надо решать срочно, потому что если сейчас у тебя гангрена на мизинчике, и ты ее не отрезал, то завтра гангрена будет на полноги, если ты ее снова не отрежешь, то послезавтра пропадешь весь. Но хирурга все нет, а только лекари да знахари кругом, дают лишь таблеточку из госфондов. Не поможет. Наш автопром, если не перестроится, очень быстро умрет. И придут китайцы, пересадят всех на свои автомобили.

При этом Сбербанк покупает большой пакет в Opel.

В принципе направление выбрано правильно. Построили ряд заводов, а это рабочие места и технологии. Хотелось бы, чтобы комплектующие для этих автомобилей изготавливали наши российские предприятия. Правда, при том росте стоимости коммунальных услуг я не знаю, как можно что-либо производить! При ставке рефинансирования Центробанка РФ в 11% можно только медленно умирать, поскольку при таких условиях думать о развитии не приходится. Ну, дайте мне деньги под восемь, под девять процентов – я ведь горы сверну! Мы достроим три дилерских центра в Химках, куда мы уже вложили 15 миллионов долларов, мы возьмем туда еще 500 человек работать, и каждый будет получать в среднем по 60 тысяч рублей. Будем платить налоги, будем обслуживать и продавать автомобили. Кому плохо? Так дайте мне 10 миллионов долларов под 8-9 процентов, и я все сделаю. Нет такого бизнеса, который мог бы легально обслуживать банковский процент в 20-25%, просто не бывает такого по-честному!

Как обстоят дела у Ауди Центра Таганка по сравнению с прошлым годом в абсолютных цифрах?

Мы по итогам шести месяцев идем чуть лучше по сравнению с первым полугодием прошлого года. Это я считаю событие, а может даже подвиг. Мы даже долю рынка увеличиваем в Москве! Но это далось тяжело. Покупатели в первую очередь сейчас обращают внимание на цену продаваемого автомобиля, на оказываемые услуги. И здесь конечно нужно сказать большое спасибо Audi Russia. Они в последнюю очередь увеличили цены. Благодаря этому мы имели возможность продавать новые автомобили по старым и, что очень важно, рублевым ценам.

Также нам крупно повезло, что у нас есть такой бестселлер как Audi Q5. Несмотря на кризис, сейчас свободных машин нет вообще, первая свободная машина появится, наверное, только в конце августа или в начале сентября. Это новый продукт в линейке, и он оказался очень востребованным. Очень хорошая цена, очень достойный автомобиль, все квоты выбрали моментально. Те люди, которые покупали автомобиль в премиум-классе, как правило, не позволяют себе пересаживаться на класс ниже. В премиум-сегмент клиенты весьма консервативны в своем выборе, они выбирают Audi и уже в другом бренде себя не видят. Мы сделали антикризисную карточку на сервис, даем 20% скидку на сервис и запчасти. Но пойдя навстречу клиенту, мы стали интенсивнее работать, потому что всю эту подаренную клиентам скидку мы должны отработать с удвоенной силой и отдать наши кредиты. Поэтому где в отделе было семь человек, теперь работает четыре. Где в отделе было четыре – работает два. И, конечно, операционная эффективность. Сейчас любой счет я подписываю лично, все идет через меня. Только меньше 50 долларов не подписываю. Все, что больше 50 долларов, я лично проверяю, спрашиваю обоснования, был ли тендер, провели ли конкурс, почему этот победил и так далее. Это тяжело, но другого пути нет.

С каким настроениме вы ждете новинки? К примеру, осенью обещана премьера четырехдверного купе Audi A7 и городского автомобиля A1?

A7 - это очень красивый, достойный автомобиль, я думаю, мы будем очень хорошо его продавать. Но особенно я жду Audi А1, это суперхит для молодежи. Целевая аудитория - золотая молодежь, восемнадцать лет, первый автомобиль в премиум классе, и для девушки и для парня, и для стильного мужчины этот автомобиль подойдет. Вот этот автомобиль я жду с большим нетерпением. Еще осенью мы ждем Audi A5 Sportback. Уже сейчас продаем Audi A4 allroad и обновленный Audi Q7.

Предпочтения российских клиентов сильно отличаются от европейских?

Было два главных предубеждения: дизель – это солярка, и автомобиль-универсал - это "сарай". Первое предубеждение мы уже побороли при помощи рекламных акций совместно с производителями топлива. В итоге каждый второй наш внедорожник - дизельный. И что радует, дизель хорошо продается на A4, A6 и даже на A8. Умные люди давно уже берут A8 с дизельным мотором, особенно в корпоративный парк. Еще немножко – год, два, три подождем, и я вас уверяю, с литра дизеля инженеры Audi будут лошадей снимать больше, чем с литра бензина.

Второе предубеждение – кузов авант. Здесь тоже лед тронулся, все-таки люди стали ценить функциональность, больше ездить по семейным, дачным делам. Лет через пять-шесть каждый второй продаваемый автомобиль будет с кузовом авант. Что касается цветов, то лет пять назад, 50 процентов продаваемых машин было темных цветов, 30 процентов - серебро, а двадцать остальное. Сейчас серебро вообще ушло, темный цвет остался, а цветных автомобилей стало гораздо больше! И очень много белых - когда ты приезжаешь на конвейер, то видишь, что чуть ли не каждый второй автомобиль – белого цвета.

В этом году Ауди Центру Таганка исполняется 11 лет. Что вы считаете своим главным достижением за эти годы?

За 10 лет, от одного кризиса до другого кризиса, то, что построено в России автомобильным сообществом, это результат большой плодотворной работы. Приезжая в любой областной, краевой, республиканский центр, мы можем увидеть, что реально за эти 10 лет динамично развивалось. Можем перечислить по пальцам, мне кажется одной руки достаточно. Это стройка – раз, это торговые центры - два. Третье – это телекоммуникации. Четыре – банки и страховые компании. И пятое – это дилерские центры разных марок. Они красивые и их видно издалека. И эти две тысячи дилерских центров, построенных по всей России за 10 лет, это и есть главное достижение. Это и рабочие места, это и технологии, и ноу-хау, и постоянное обучение. И то, что уже почти в каждом регионе каждая вторая машина - новая, это тоже огромное достижение, не только для бизнеса и экономики, но и для экологии, здоровья и вообще для жизни человека. Что касается Ауди Центра Таганка, то нам по-прежнему нравится работать с нашими клиентами и с маркой Audi.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений