О пассажирах и привидениях
Начальник московского метрополитена рассказал о снижающемся пассажиропотоке в столичной подземке, вагонах с кондиционерами и обитающих в метро призраках
Москва. 13 мая. INTERFAX.RU – Казалось бы, еще совсем недавно москвичи жаловались на то, что в столичном метро стало очень некомфортно из-за непрерывно растущего количества пассажиров, пользующихся этим, пожалуй, самым быстрым видом транспорта. И вот уже руководство московской подземки сообщает, что снижение пассажиропотока в столичной подземке в первом квартале этого года составило около 7% от уровня прошлого года. Об этом беспрецедентном явлении на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" рассказал начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.
"Мы ежедневно в апреле-мае имеем минус 600-700 тыс. поездок от уровня прошлого года. Подобное снижение пассажиропотока вообще мы впервые наблюдаем за всю послевоенную историю. Такого не было ни в 1991, ни в 1993, ни в 1998 годах, - сообщил Гаев. - Что это такое? Это потеря доходов. За первые четыре месяца мы недополучили 1 млрд рублей от того, что планировали". Он отметил, что в 2008 г. прибыль Московского метрополитена составила 1,5 млрд рублей, объем выручки - чуть более 30 млрд рублей.
По словам начальника Московского метрополитена, из-за снижения доходов московской подземке пришлось сократить инвестиционную программу до 2009 года на 3 млрд рублей. "Это никак не скажется на культуре обслуживания населения и безопасности движения поездов", - уточнил он. При этом Гаев отметил, что в настоящее время снижение пассажиропотоков наблюдается, в том числе, и на Московской железной дороге, пояснив, что это общая тенденция. Снижение уровня пассажиропотоков он напрямую связал с потерей москвичами и гостями города своих рабочих мест в связи со сложными экономическими условиями.
На пресс-конференции Гаев рассказал о некоторых нововведениях, которые скоро появятся в метро. Так, например, москвичи, пользующиеся Калининской линией, в ближайшее время будут приятно удивлены – на "желтой ветке" вскоре появятся первые подвижные составы с кондиционерами в салонах. Начальник метрополитена признал при этом, что сделано это будет по требованию жителей. "Потепление климата сказалось и здесь", - отметил он. Кроме того, начальник метрополитена сообщил, что сейчас заканчивается обкатка более современных поездов, которые пойдут на продление Арбатско-Покровской линии. Также в ближайшее время новыми поездами начнут заменять устаревшие составы на Кольцевой линии метро.
Говоря о более долгосрочных планах, Гаев сообщил, что к 2020 году закончится строительство нового кольца Московского метрополитена. По его словам, первый участок нового пересадочного контура пройдет от "Делового центра" через "Полежаевскую" и "Динамо" к "Савеловской". "Контур замкнется сам собой к 2020 году. Он пройдет между третьим и четвертым транспортными автомобильными кольцами", - уточнил Гаев, добавив, что строительство от 50 до 60 км новых линий московского метро к 2015 г. вполне реально. "Это абсолютно реальные планы, несмотря на проблемы в экономике. Единственное, возможно, то, что планировалось ввести в 2011 г., мы введем в 2012", - отметил начальник метрополитена.
Так, по его словам, уже начались работы по строительству нового участка Калининской линии "Новогиреево" - "Новокосино", где идет монтаж проходческого комплекса, и уже в этом году тоннели протянутся от станции "Новокосино" до МКАД. Кроме того, будет построен участок Таганско-Краснопресненской линии от станции "Выхино" с вводом двух станций в районе Жулебино. "Принято решение от Новогиреево через Новокосино идти дальше и прийти в Кожухово. Не позднее 2011 г. начнется строительство участка, который будет обслуживать жителей Кожухово, Некрасовки и Люберецких полей, где ведется строительство социального жилья", - сообщил Гаев, добавив также, что заканчивается разработка проектно-сметной документации на продление Бутовской линии метро от "Старокачаловской" до станции "Битцевский парк". При этом он отметил, что действующих мощностей метро в Бутово сейчас не хватает. "Жители северного и южного Бутово тяготеют и к Серпуховско-Тимирязевской и к Калужско-Рижской линиям", - отметил он. По его словам, продление Бутовской линии позволит снизить количество автобусов в районах, что повлияет, в том числе, на экологическую обстановку.
Начальник метрополитена сообщил также, что к концу года будет закончена проходка тоннелей от станции "Марьино" до "Зябликово". На этом участке сейчас работает четыре тоннелепроходческих комплекса, недавно закончена проходка тоннелей на участках "Марьино"-"Борисово" и "Борисово"-"Шипиловская".
Что касается открытия двух новых станций на продлении Люблинско-Дмитровской линии в Марьину рощу, оно, по словам Гаева, откладывается на пять месяцев. "Это вызвано проблемами с финансированием", - пояснил он, добавив, что в настоящее время завершается проходка тоннелей на новом участке. "Раскрыты две станции "Достоевская" и "Марьина роща", есть эскалаторные наклоны. Но, к сожалению, ввод станций отодвигается на пять месяцев", - сообщил Гаев. Он напомнил, что изначально "Достоевскую" и "Марьину рощу" планировалось открыть в конце 2009 года.
Не обошел Гаев своим вниманием и наболевшую для москвичей тему ремонта эскалаторов. Он рассказал, что время капитального ремонта "движущихся лесенок" в столичном метро сокращено на 20 дней. "Ежедневно через 275 вестибюлей метро входит от 8 до 9 млн пассажиров, 70% из которых осуществляет пересадки через 54 станции", - сказал Гаев, подчеркнув, что сейчас все пересадочные станции работают с перегрузкой 40-60%. "Поэтому для нас чрезвычайно важно свести время капитального ремонта эскалаторов до минимума. Сейчас мы сократили это время на 20 дней, и теперь капремонт делается на 20 дней быстрее, чем это было в 2007 году", - пояснил он, добавив, что это существенный вклад в сокращение времени человека на пересадку с маршрута на маршрут. "Наша задача - довести время капремонта эскалаторов до 35-40 дней. Это в два раза сократит время ремонта, которое было ранее", - заключил Гаев.
Кроме того, начальник столичного метро заявил, что снижение цен на проезд в подземке приведет к дезорганизации и создаст массу финансовых проблем. "Мы уже это проходили, когда-то такой популизм имел место. В результате этого мы получили развал метрополитена, да и всего комплекса ЖКХ в середине 90-х. Мы же не хотим повторять этот урок, - сказал Гаев. - Каждая вещь стоит столько, сколько она стоит, и мы не можем пойти на такие меры ради дешевой популярности".
В то же время он подчеркнул важность сохранения социальных гарантий для населения. "Необходимо сохранять все социальные обязательства перед населением, то есть сохранять то, что действительно важно и реально", - добавил Гаев, отметив, что рельсы столичный метрополитен закупает по ценам прошлого года. "В прошлом году цены на медь росли. Когда мы задавали вопрос о причинах этого роста, нам кивали на уровень цен Лондонской биржи. Сегодня на бирже цены на медь падают, а для нас стоимость все равно растет. Я этого не понимаю", - заявил Гаев.
При этом Гаев пообещал, что качество предоставляемых Московским метрополитеном услуг будет улучшаться с каждым годом. "Одной из главных задач на сегодня для нас является улучшение качества предоставляемых услуг", - заявил Гаев. Он пояснил, что в культуре общения с пассажирами Московский метрополитен отстает от заданных стандартов, и рассказал, что в строительстве московского метро сегодня применяются самые передовые технологии. "Именно поэтому и в общении с нашими пассажирами метро не должно снижать планку", - объяснил Гаев, пояснив, что метро - это та же сфера обслуживания, в которой вопросы культуры общения с пассажирами должны стоять на первом месте.
Что же касается легенд, слухов и мифов о паранормальных явлениях в подземке. начальник Московского метрополитена относится к ним с иронией. "В последнее время стали модными в литературе, кинематографе страшилки про московское метро. Метрополитен вообще очень скучная организация в этом плане: привидений нет, призраков нет", - сказал Гаев на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в среду. "Я работаю в метро 18 лет. Не встречал (привидений, призраков - ИФ). Ходил, кричал: ау, ау, где ты?" - пошутил Гаев, добавив, что люди, проработавшие в метро несколько лет, "без него уже не могут".
По словам Гаева, столичный метрополитен находится на первом месте среди других мировых подземок по надежности перевозки и культуре обслуживания пассажиров. Он рассказал, что московское метро уже много лет участвует в рейтинге среди других мировых подземок, который составляет независимый эксперт - Лондонский королевский транспортный колледж. "Данный рейтинг составляется по 70 показателям мониторинга крупнейших мировых подземок, и мы стабильно находимся в тройке лидеров, а, как правило, занимаем первые и вторые места", - сказал Гаев. По его словам, по различным показателям "мы иногда уступаем гонконгскому метро, а иногда его превосходим". "Однако по надежности перевозки, максимальному использованию ресурсов провозной и пропускной способности, а также по культуре обслуживания мы стабильно занимаем первое место среди 40 крупнейших метрополитенов мира", - подчеркнул Гаев.
/Интерфакс/