Год с Дмитрием Медведевым
Спустя год после вступления Дмитрия Медведева в должность президента РФ почти половина жителей России связывают с ним надежду на лучшее будущее. Год президента – основные события, ключевые моменты, фото
Москва. 7 мая. INTERFAX.RU - Год назад, принося президентскую присягу, Дмитрий Медведев еще не представлял, какие сюрпризы готовит ему судьба.
В мае 2008 г. партия власти на своих конвентах еще призывала к активному участию в разработке стратегии 2020, планировала бюджет аж на десятилетие вперед и заявляла, что ничто ее не остановит в борьбе за удвоение ВВП. Нам обещали "догнать и перегнать", и многие стали готовиться к тому, что довольно скоро блага на россиян польются прямо-таки неудержимым потоком. И казалось, что президенту особо напрягаться не придется, учитывая, к тому же, что у руля страны достойный тандем.
Но уже летом вновь избранный президент столкнулся с серьезнейшим испытанием – нападением Грузии на Южную Осетию и российских миротворцев. Нужно было принимать решение, и Медведев его принял, фактически объявив войну Грузии (как бы витиевато эта операция не называлась), выиграв ее и изменив ситуацию на Кавказе. Здесь уместно привести слова Владимира Путина по поводу этих событий: "В середине 90-х годов нашими вооруженными силами руководили вполне компетентные люди, а страна захлебнулась в крови на Северном Кавказе. А сейчас у нас и министр обороны новый, и начальник генерального штаба новый, да и Верховный главнокомандующий – человек новый, и наши вооруженные силы с честью справились с тем вызовом, который получили на Южном Кавказе в августе прошлого года". Путин не щедр на похвалы, так что оценка "пять", как говорится.
Президент Медведев сумел и с достоинством вывести Россию из первоначально образовавшейся после упомянутых событий мировой изоляции - сейчас мало кто осуждает Москву за предпринятые ею действия.
Но беда, как говорится, не приходит одна, и новый вызов для Медведева приготовил мировой финансово-экономический кризис, который вмиг уронил цены на нефть – основное экспортное достояние России, обрушил фондовые рынки, существенно обесценил капитализацию многих компаний и поставил под вопрос дальнейшее развитие экономики страны в целом. Как сказал "Интерфаксу" заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, "Медведеву пришлось принимать серьезные решения, связанные с экономикой; ему пришлось быть антикризисным президентом".
Сегодня - по истечении года со дня вступления в должность президента РФ - вполне ясно определился стиль политического управления Медведева, элементы которого проявились еще в первый месяц: стиль умеренного реформатора, не приветствующего резких и тем более революционных изменений.
Весь год последовательно, методично и достаточно осторожно президент двигался в избранном им еще до победы на выборах направлении: борьба с коррупцией и правовым нигилизмом, свобода общества и предпринимательства, усиление социальной ответственности государства и его роли на международной арене, внедрение инновационных технологий. Те решения, которые были приняты в этих областях, указывают вектор движения России на ближайшие три года в рамках сохранения курса прежнего руководства Кремля.
Конек юриста Медведева – законотворчество, механизм которого он задействовал и для начала планомерной борьбы с коррупцией. Созданный президентом сразу после вступления в должность Совет по противодействию коррупции по его поручению разработал Национальный план по борьбе с этим злом и пакет антикоррупционных законов, который в декабре прошлого года был принят парламентом. Базовый закон "О противодействии коррупции", вменил в обязанность чиновникам сообщать руководству и в органы прокуратуры о всех фактах склонения их к получению взятки.
В УК были усилены санкции за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп, совершаемые руководителями организаций. В УПК РФ - упрощен порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и других категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. В конце прошлого года был также принят закон, исключающий внепроцессуальные права милиции при проверках бизнеса, а в настоящее время дорабатывается законопроект об антикоррупционной экспертизе законов.
Но, безусловно, самым ярким решением в этой сфере стало декларирование крупными государственными чиновниками, во главе с президентом, своих доходов и собственности. Такого занимательного чтива страна не знала давно. Однако удовольствие от прочтения все же было подпорчено сознанием того, что собственность совершеннолетних детей "слуг народа" осталась за кадром, как и ответ на вопрос: а что дальше? Без проверки компетентными органами соответствия обладания разного рода "Бентли", "Ягуарами", нескончаемыми гектарами земли - легальным доходам чиновников, с последующим публичным же отчетом по результатам проверок, все эти публикации не имеют существенного практического смысла.
Между тем ожидается, что в ближайшем будущем законодательно будет закреплена обязанность чиновников всех уровней декларировать свои доходы и имущество при вступлении в должность.
Другое кредо президента, которое он обозначил еще на экономическом форуме в Красноярске в феврале прошлого года, - свобода "во всех ее проявлениях". "Речь идет о свободе во всех ее проявлениях – о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения", - сказал тогда Медведев.
Здесь он предпринял ряд шагов, свидетельствующих о том, что эти слова не были предвыборной декларацией. Так, глава государства прислушался к мнению правозащитников и отозвал из Думы внесенные правительством в декабре прошлого года поправки к УК и УПК в части касающиеся гостайны, госизмены и шпионажа, усмотрев в них риск расширительного толкования этих понятий. "Президент прислушался к мнению гражданского общества. Я считаю, что это эпохальный и поворотный момент", - заявил тогда "Интерфаксу" один из ветеранов правозащитного общества, председатель движения "За права человека" Лев Пономарев.
Медведев также согласился с мнением правозащитников, которые на Совете при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека высказались за пересмотр закона об НПО, усложнившего процедуру их регистрации и усилившего контроль за их деятельностью.
Нельзя не отметить и факт освобождения из-под стражи юриста бывшей НК "ЮКОС" Светланы Бахминой. Многие увидели в этом реализацию тех принципов, касающихся судебной системы в РФ, о которых говорил Медведев, а некоторые связывают ее условно-досрочное освобождение с прямым указанием из Кремля, хотя они, скорее всего, ошибаются.
В русле либерализации общественно-политической жизни лежат и президентские инициативы по внесению изменений в законы, регулирующие деятельность политических партий: поэтапное снижение их минимальной численности с 50 до 40 тысяч и снижение количества подписей избирателей, требующихся для выдвижения списков избирателей на выборах в Госдуму; предоставление двух мандатов партиям, набравшим от 6 до 7 % и одного мандата, набравшим от 5 до 6%, а также закон, гарантирующий равенство парламентских партий при освещении их деятельности государственным теле - и радиоканалами. Кроме того, политическим партиям, набравшим наибольшее количество голосов на региональных выборах, было предоставлено право выдвигать на утверждение президенту кандидатуру на пост главы региона.
А на днях Медведев дал понять, что не исключает возможности снижения 7-процентного барьера (для прохода партий в Думу). "Очевидно, что эта цифра может меняться", - сказал он.
На словах все выглядит довольно неплохо, и задача политика в том, чтобы и в жизни были существенные перемены в сторону создания в России истинно многопартийной системы, чтобы бюрократы и чиновники не стремились, как сейчас, стать членами одной партии – партии власти, под крылом которой можно делать все что угодно, лишь бы на словах славить власть и не подставляться слишком на экзотических охотах и в больших загулах.
Стремление главы государства к демократизации общественной и государственной жизни выразилось и в тех нововведениях в области интернета и информационных технологий, которые Медведев привнес не только в жизнь чиновников, инициировав создание "электронного правительства" и принятие закона, гарантирующего открытость информации о деятельности государственных и муниципальных структур, но и в жизнь пользователей "Живого Журнала".
Появление странички президента в ЖЖ стало беспрецедентным событием, радостно встреченным "юзерами" всех возрастов. Здесь, конечно, вызывает невольное огорчение пользователей определенная односторонность, невозможность попереписываться "запросто" с президентом. Однако большинство относится к этому с пониманием, веря, тем не менее, что когда-нибудь Д.Медведев прервет молчание и вступит в беседу. Но уже то, что президент, по словам Михаила Жванецкого, готов не только сам говорить, но и выслушать, в том числе и кого-то из простых людей, дорогого стоит.
Кстати об общении с обществом. Неординарный шаг предпринял Медведев в отношении отечественных СМИ. Впервые за последние лет 10 глава государства дал интервью российскому оппозиционному печатному изданию – "Новой газете", а также ввел в практику регулярные интервью отечественным телеканалам.
И все же главным в деятельности главы государства остается, по его собственным словам, обеспечение социальных прав граждан. В условиях мирового финансово-экономического кризиса, властям пришлось удесятерить усилия по обеспечению социальных гарантий государства перед гражданами, чтобы сохранить стабильность и предотвратить проявления народного недовольства. Повышение пособия по безработице и меры по обеспечению занятости, субсидирование ипотечных и авто-кредитов, поддержка студентов, субсидирование государством авиаперелетов для определенных категорий жителей Дальнего Востока, повышение материнского капитала, пенсий, пособий инвалидам и ветеранам, выделение средств для обеспечения льготников лекарствами и разработка мер по предотвращению роста цен на них, - все это государством делается и, как утверждает президент, будет делаться.
Но в масштабах страны, где за чертой бедности живет более 40 млн человек (по данным, приведенным в октябре прошлого года спикером совета Федерации Сергеем Мироновым, бедных в России – не менее трети населения: порядка 42-45 млн. человек – 30% - получают зарплату в 5-6 тыс. рублей в месяц, то есть находятся за чертой бедности), кардинально улучшить ситуацию эти меры вряд ли смогут.
Лишь ленивый не говорит теперь о том, что без развития промышленности, и в частности, обрабатывающей, то есть без снижения зависимости российской экономики от экспорта сырья, ее подъем невозможен, а все меры социальной поддержки будут лишь латанием дыр. Именно поэтому Медведев выступает за развитие инновационных производств, повторяя, что Россия должна выйти из кризиса окрепшей. Но пока это воспринимается лишь как ритуальное заклинание, особенно учитывая, с каким скрипом и под какие проценты банки кредитуют реальный сектор.
Безусловно, основная тяжесть борьбы с экономическо-финансовым кризисом лежит сегодня на правительстве, глава которого Владимир Путин обещает, что в первой половине 2010 года россияне должны почувствовать некоторое облегчение. Кстати говоря, не утихавшие в течение всего года предсказания о неизбежном ухудшении взаимоотношений президента и премьера и грядущем распаде "тандема", так и не получили за это время какого бы то ни было реального подтверждения. И Медведев, и не теряющий своей популярности Путин демонстрировали на публики абсолютную корректность и искреннее дружелюбие.
Однако, возвращаясь к вопросу об эффективности власти в борьбе с кризисом, надо заметить, что иллюзий тут нет даже у самой власти. "Надо признаться откровенно: прямая государственная поддержка фондового рынка ни к чему не привела", - заявил Медведев. Он понимает, что выход из экономического пике – в совместных с другими странами усилиях, ибо без улучшения общей экономической ситуации в мире, и в частности в США, оздоровление нашей экономики вряд ли возможно. Медведев активен на саммитах "двадцатки", он озвучивает российские предложения по реформированию международной валютно-финансовой системы, включая МВФ и Всемирный Банк, говорит о целесообразности поддержки становления сильных региональных валют и формирования на их основе новой резервной валюты. Хотя предложения России не были включены в итоговый документ саммита в Лондоне, президент уверен, что "двадцатка" вернется к вопросу о наднациональной резервной валюте.
Вообще Медведев демонстрирует весьма высокую, можно даже сказать беспрецедентную активность на международной арене. За прошедший год он вышел с инициативой заключения двух глобальных юридически обязывающих документов: по созданию новой системы европейской безопасности и новой правовой базы международного сотрудничества в сфере энергетики, которая призвана заменить не отвечающую, по мнению России, современным реалиям, Энергетическую Хартию.
Кроме того, президент за год посетил 26 стран мира, в частности, встретился с руководством латиноамериканских стран, весьма освежив таким образом несколько подзабытое сотрудничество с Кубой, Венесуэлой и Латинской Америкой в целом.
Событием поистине мирового значения стала встреча Медведева с новым президентом США Бараком Обамой в Лондоне на полях "двадцатки", обозначившая явное "потепление" во взаимоотношениях двух держав и давшая надежду на заключение нового договора о значительном ограничении стратегических наступательных вооружений и решении проблемы ПРО. Наблюдатели полагают, что эти надежды найдут свое конкретное воплощение уже в июле этого года на российско-американском саммите в Москве.
Демонстрировать решительность, в которой многие пытаются ему отказать, Медведеву пришлось и в решении вопросов внутриполитических. Тому свидетельство "масштабная", как назвала ее пресса, перетряска глав субъектов федерации: досрочно в течение этого года были прекращены полномочия восьми глав российских регионов.
Кроме того, смещен с поста полпред президента в ДФО, отстранен от должности и отправлен в отставку глава столичного ГУВД, уволены с военной службы армейские генералы, не лучшим образом зарекомендовавшие себя в том числе и в период августовских событий.
Проведенный в марте опрос ВЦИОМ, показал, что спустя год после президентских выборов 82% проголосовавших за Медведева в настоящее время уверены, что сделали правильный выбор. Иcследования ВЦИОМ показывают рост доверия россиян к Медведеву с 56% в 2006 году до 73% в нынешнем. На вопрос социологов - "Какие чувства у вас вызывает Дмитрий Медведев?" – 48 % россиян заявили, что это чувство надежды.
У нынешнего президента есть в запасе минимум три года, чтобы его оправдать.
/Интерфакс/