Генпрокурор РФ призвал ограничить возможность заключения сделок с правосудием
Москва. 19 марта. INTERFAX.RU - Генеральный прокурор России Юрий Чайка призвал свести к минимуму число так называемых сделок с правосудием - уголовных дел, рассматриваемых в судах в особом порядке, и установить определенные законодательные ограничения в этой сфере.
"Убежден, что удельный вес дел, рассматриваемых в особом порядке, должен быть значительно снижен", - сказал Чайка на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры во вторник.
Он отметил, что "одна из причин ухудшения качества предварительного расследования состоит в чрезмерном использовании особого порядка рассмотрения уголовных дел без исследования доказательств".
"Такой упрощенный подход применяется по 70% дел",- подчеркнул Чайка.
Напомнив, что в конце прошлого года эта проблема была обсуждена совместно с Верховным судом РФ, генпрокурор предложил: "Видим их решение в установлении законодателем ограничений на рассмотрение в особом порядке только дел о преступлениях небольшой и средней тяжести".
Вместе с тем, добавил Чайка, при малейшем сомнении в доказанности вины обвиняемого, подсудимого, правильности восприятия им обвинения и его последствий, прокурорам следует требовать рассмотрения дела в обычном порядке.
"Понятно, что следователи, прокуроры и судьи при этом столкнутся с дополнительными сложностями, обусловленными повышением требовательности к качеству работы, увеличением ее объемов", - отметил Чайка.
Он сообщил, что общее число нарушений в ходе предварительного следствия в минувшем году составило 1 млн 300 тыс. (+5,6%), а за последние 10 лет, "несмотря на снижение преступности и нагрузки, они увеличились в 2,5 раза (с 535 тыс. до 1 млн 300 тыс.)".
По словам генпрокурора, "сохранение существующего положения дел грозит утратой накопленного десятилетиями уникального опыта интеллектуального состязания сторон обвинения и защиты, значительным снижением профессионализма работников, ошибками при решении судеб граждан".
Особый порядок судопроизводства предусматривает полное признание вины подсудимым и вынесение приговора без исследования доказательств. При этом наказание, которое может получить обвиняемый, не превышает 2/3 от максимально возможного.