Украина может попасть в "черный список"?

Президент РФ подписал указ, предусматривающий среди прочих мер возможность прекращения военно-технического и военно-экономического сотрудничества с государствами, торгующими оружием с Грузией

Украина может попасть в "черный список"?
Фото: Reuters

Москва. 19 января. INTERFAX.RU - Президент Дмитрий Медведев подписал указ, предусматривающий среди прочих мер возможность прекращения военно-технического и военно-экономического сотрудничества с государствами, торгующими оружием с Грузией. Распространенный пресс-службой Кремля указ "О мерах по запрещению поставок Грузии продукции военного и двойного назначения" предусматривает возможность экономических мер в отношении иностранных государств, организаций и граждан, которые будут поставлять в Грузию такую продукцию. "Правительству РФ в случае выявления фактов поставок Грузии иностранными государствами и (или) иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства, постоянно проживающими на территориях иностранных государств, продукции военного назначения, приводящих к дестабилизирующему накоплению вооружений и военной техники или иным образом способствующих региональной нестабильности, незамедлительно представлять предложения о применении к ним специальных экономических мер", - говорится в указе.

Также, согласно документу, "в случае выявления фактов поставок, продажи или передачи Грузии иностранными государствами и (или) иностранными организациями вооружений и военной техники российской (советской) разработки или российского (советского) производства правительству РФ поручено представлять предложения об ограничении или прекращении с такими государствами и (или) организациями военно-технического и военно-экономического сотрудничества".

По мнению экспертов, Украина, вооружавшая Грузию во время августовского конфликта 2008 г., рискует попасть в "черный список" в числе первых. Двадцать пятого декабря прошлого года в интервью ведущим российским телеканалам . президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что в России вряд ли смогут забыть о той помощи, которую украинская сторона оказала Грузии во время нападения на Южную Осетию. "Ряд украинских руководителей, по сути, принимали решение о том, чтобы поставлять оружие Грузии и направлять в Грузию людей, обученных для того, чтобы стрелять по российским Вооруженным силам. Иначе как преступлением против российско-украинских отношений назвать это не можем", - сказал Медведев. Президент подчеркнул, что "это навсегда останется в нашей памяти безотносительно к судьбе тех или иных людей".

Девятнадцатого декабря Верховная Рада Украины заслушала отчет временной следственной комиссии парламента по вопросам выяснения обстоятельств поставки в Грузию украинской военной техники с целью установления фактов нарушения законодательства Украины и норм международного права. В частности, в отчете комиссии указывается, что предоставленные в комиссию материалы дают основание сделать вывод, что поставки военной техники в Грузию осуществлялись по составленным договорам и соглашениям в соответствии с программами военно-технического сотрудничества. При этом ограничений или запретов со стороны ООН экспорта в эту страну товаров военного назначения не установлено.

В то же время в отчете комиссии указывается, что при осуществлении поставок не всегда учитывалась необходимость поддержания на должном уровне боеготовности и боеспособности отечественных вооруженных сил, а также политические и экономические последствия поставок оружия в конкретной военно-политической обстановке. В отчете отмечается, что в отдельных случаях в Грузию поставлялись самые современные образцы вооружений, которыми оснащена украинская армия. "Причем они (современное вооружение - ИФ) снимались с военного дежурства", - подчеркивается в документе.

Кроме того, расследованием комиссии установлено, что поставки военной техники и вооружений осуществлялись по ценам, значительно ниже существующих на мировом рынке вооружений, а также в 3-5 раз дешевле, чем обозначалась цена по контрактам. "Все это нельзя рассматривать иначе, как сознательное оснащение грузинской армии современным оружием для военных действий за счет государственного бюджета и обороноспособности Вооруженных сил Украины", - заявлено в отчете.

Комментируя этот документ, глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский заявил он намерении предложить нижней палате принять заявление, предусматривающее введение экономических санкций в отношении украинских компаний, осуществлявших поставки оружия Грузии. Также он намеревался инициировать заявление об объявлении персонами нон-грата в России причастных к этому должностных лиц Украины.

Между тем один из них генеральный директор государственной компании по импорту и экспорту продукции и услуг военного и спецназначения "Укрспецэкспорт" Сергей Бондарчук ранее заявлял, что Украина не планирует прекращать поставки продукции военного и специального назначения в Грузию, пока не будет принят соответствующий запрет. "До тех пор, пока не будут приняты запреты в отношении поставок в Грузию, мы будем выполнять обязательства перед партнерами", - сказал он на пресс-конференции в конце августа прошлого года в Киеве. Отвечая на вопрос, что именно Украина будет поставлять в Грузию, Бондарчук сказал, что это зависит от того, что попросит грузинская сторона. Он также заверил, что во время конфликта на Кавказе заявки на новые контракты от Грузии не поступали. Говоря о процентах поставок вооружения в Грузию от общего объема экспорта, Бондарчук сообщил, что в Грузию поступает около 6%, а в Российскую Федерацию около 28%. По его словам, объемы поставок из года в год практически не меняются.

По данным главы украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Валентина Бадрака, " РФ остается сегодня единственным приоритетом Украины в перевооружении армии и модернизации систем вооружений". Подтверждением тому, считает Бадрак, может служить зависимость Украины от РФ в таких значимых для ее обороноспособности проектах, как модернизация систем ПВО, и в частности ЗРС С-300 и ЗРК "Бук-М1", боевых самолетов МиГ-29 и Су-27, где РФ "заняла политическую позицию": проект модернизации ПВО заморожен на рубеже 2004 года, МиГ-29 - в 2007 году. В свою очередь, отметил он, еще с середины 90-х годов прошлого

столетия РФ проводит в отношении Украины прагматичную военно-техническую политику, вписывающуюся в "логику функционирования российского ВПК".

По оценкам ЦИАКР, в течение последнего десятилетия объемы ВТС Украины с РФ снизились с 30-32% в общем объеме экспорта до 20-24% - в 2007-2008 годах. Независимо от внешнеполитического курса Украины, считают эксперты Центра, в течение будущего десятилетия эти объемы будут постепенно снижаться до 12-15%, но не опустятся ниже 10%, или не менее $180 миллионов. Между тем отсутствие на Украине адекватного государственного оборонного заказа, межведомственной координации в области закупок вооружений, "смещенные приоритеты" в ВТС существенно ослабили украинский ОПК, а Вооруженные силы находятся в положении "армии-аутсайдера", - констатировал эксперт.

Обозреватель Владимир Шишлин

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });