"Мы надеемся, что НАТО не придется отвечать на размещение "Искандеров"
Роберт Симмонс, спецпредставитель генсека НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии, рассказал о восстановлении работы Совета Россия-НАТО и перспективах развития отношений Альянса и РФ
Москва. 9 декабря. INTERFAX.RU - О возобновлении работы Совета Россия-НАТО, перспективах вступления в альянс Украины и Грузии и сотрудничестве в Афганистане рассказал спецпредставитель генсека НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии Роберт Симмонс в интервью корреспонденту "Интерфакса" Ксении Байгаровой.
МИД России заявил, что НАТО не предоставила ПДЧ Украине и Грузии, потому что осознала риск, связанный с вхождением этих стран в альянс. Вы согласны?
Нет, я бы так не сказал. Просто вопрос предоставления Плана действий по подготовке к членству (ПДПЧ) в НАТО стал слишком политизированным. Мы выполняем обязательства, которые были взяты на саммите НАТО в Бухаресте, и мы не хотели затягивать весь процесс, с учетом того политического характера, который приобрел этот вопрос. Вопрос был не в том, предоставлять или нет ПДПЧ Грузии и Украине, а в том, каким образом мы можем поддержать эти две страны на их пути к членству в НАТО.
Как Вы относитесь к идее принять в НАТО Украину и Грузию, минуя этап ПДПЧ?
В 1995 году в НАТО было проведено исследование, в котором были изложены критерии, необходимые для вступления в альянс. Эти критерии - ключ к членству в НАТО. И одним из основных критериев является проведение необходимых реформ. В исследовании изложены также дальнейшие шаги, которые страна-кандидат на вступление в НАТО должна предпринять. Какие конкретно этапы будут соблюдаться и как, каким именно образом страна приблизится к членству в НАТО - это зависит от конкретной страны. К примеру, Венгрия, Чехия и Польша не проходили этапа ПДПЧ. Самое важное - это критерии, то, как страна будет реализовывать намеченные планы.
На последней министерской встрече НАТО было принято решение в рамках комиссий НАТО-Грузия и НАТО-Украина разработать годовые национальные планы по вступлению этих стран в альянс. В чем суть этих программ?
Самое важно, как я уже сказал - это критерии, которые были сформулированы в 1995 году. Ежегодные национальные планы будут разрабатываться на основании этих критериев. Будут намечаться конкретные меры, которые страна должна будет осуществить. Образно говоря, эти национальные планы станут "списком дел".
Некоторые политики в Грузии и на Украине восприняли эти национальные программы как аналог ПДПЧ. Так ли это?
С учетом того, что будут формулироваться цели в соответствии с критериями 1995 года, то да - можно сравнить эти ежегодные программы с ПДПЧ. Но формально это не является ПДПЧ.
Не пересмотрит ли НАТО в связи с событиями на Кавказе свое решение не размещать военные базы на Кавказе и в Средней Азии?
Наша политика меняться не будет. В 1998 году мы уже взяли на себя обязательство и будем продолжать его выполнять - не размещать крупных контингентов обычных вооруженных сил на постоянной основе на территории новых членов. Мы будем придерживаться такой политики.
Как известно, принято решение о возобновлении работы Совета Россия-НАТО на уровне послов. Когда можно ожидать полного размораживания отношений Москвы с альянсом? Может ли в ближайшие месяцы состояться визит в Россию генсека НАТО господина Схеффера, ведь, как известно, его визит в Россию был отложен из-за событий на Кавказе?
Для того чтобы генеральный секретарь НАТО посетил с визитом Москву, необходимо приглашение от правительства России. Пока такого приглашения мы не получили. Но в коммюнике по итогам министерского совещания было сказано, что мы открыты к сотрудничеству, придерживаясь взвешенного и поэтапного подхода, а генеральный секретарь был уполномочен вести контакты на политическом уровне с российским руководством. Надеемся, что это произойдет в ближайшее время.
Мы также согласились вести неформальные обсуждения в СРН в Брюсселе, как только будет достигнуто соглашение с нашими российскими коллегами.
По данным афганских СМИ, США рассматривают вариант открытия нового транзитного пути в Афганистан, минуя Россию. В частности, сообщалось также, что Тбилиси предложил НАТО использовать порт Поти для транзита натовских грузов. Так ли это?
Главный упор после основной пакистанской дороги, которую мы используем в течение довольно долгого времени - это маршрут, который был согласован с российской стороной в Бухаресте. Сейчас мы согласовываем аналогичные договоренности также с Казахстаном, Узбекистаном, Белоруссией и Украиной. Это позволит по железной дороге доставлять грузы для Международных сил по содействию безопасности в Афганистане по территории России и указанных стран.
Значит, эти сообщения не соответствуют действительности?
Я говорю не от имени США, а от имени НАТО. Для НАТО приоритетной задачей является тот маршрут, о котором я только что говорил.
В целом, как Вы оцениваете текущий уровень сотрудничества с Россией по Афганистану?
Сотрудничество по Афганистану развивается довольно хорошо. Мы получили предложение от России, которое позволяет нам осуществлять такое сотрудничество. Единственное, мы не можем только через Россию доставлять грузы, нам нужно осуществлять транзит и по территории других государств, о которых я уже упомянул.
Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем провести общее заседание с участием всех стран, которых это касается, и сможем узнать, каким образом наше сотрудничество будет развиваться дальше. Мы очень благодарны всем странам за поддержку по этому вопросу.
Еще один важный аспект сотрудничества по Афганистану - это борьба с незаконным оборотом наркотиков, в частности, подготовка специалистов служб, которые будут заниматься борьбой с оборотом наркотиков. У нас возникла небольшая загвоздка, но сейчас удалось добиться участия сотрудников афганских служб, которые будут проходить подготовку в центре Домодедово в Московской области.
Как в НАТО относятся к идее провести в ближайшее время встречу стран-участниц ДОВСЕ для урегулирования существующих проблем? В России все чаще раздаются голоса в пользу окончательного выхода из договора. Как Вы можете это прокомментировать?
Провести сейчас формальное заседание - это было бы свидетельством того, что Договор прекратил свое существование, это было бы неправильно. Я бы скорее придерживался того решения, которое сейчас пока еще существует - это неформальные контакты для снятия существующих вопросов и для выработки решения.
На Ваш взгляд, будет ли продолжено взаимодействие России и НАТО в сфере ПРО, или же оно не имеет смысла с учетом серьезных расхождений по вопросу элементов американской ПРО в Европе?
Мы всегда старались придерживаться прозрачности по данному вопросу и открытости. У нас было четыре или пять совещаний с участием представителей России, США и НАТО. И мы хотели бы продолжать действовать в том же ключе, чтобы у нас не было никакого недопонимания по вопросу ПРО. Даже в контексте, когда у нас "не ведутся дела, как ни в чем не бывало" после событий в Грузии, мы могли бы вполне запланировать подобного рода заседание именно для поддержания прозрачности.
Генеральный секретарь НАТО выразил озабоченность намерением России разместить комплексы "Искандер" в Калининградской области, неназванные источники в альянсе уже заявили, что "это не останется без ответа". О каком ответе со стороны НАТО могла бы идти речь?
После того, как прозвучало это заявление президента Дмитрия Медведева, МИД России заявил о том, что вопрос пока рассматривается и окончательное решение не принято. Мы надеемся, что Россия внимательно изучит этот вопрос. Потому что в случае развертывания ракетных комплексов "Искандер" в Калининградской области российская сторона нарушит инициативу в сфере безопасности, с которой выступили президенты России и США в начале 90-х годов. Тогда говорились о том, что боеголовки будут размещаться на центральных хранилищах. Еще раз подчеркну: мы надеемся, что Россия очень внимательно изучит этот вопрос, и НАТО не придется отвечать на этот шаг российской стороны.
Интервью также будет опубликовано в газете "Время новостей" в номере за вторник, 9 декабря
/Интерфакс/