Спасти Ди Каприо
Чего еще мы ждем от нынешнего "Оскара"
Москва. 26 февраля. INTERFAX.RU - В ближайшее воскресенье, когда в Москве будет уже глубокая ночь, в Лос-Анджелесе начнется церемония самой престижной, что бы ни говорили скептики, кинопремии – "Оскара". Лидером по числу номинаций (12) стал "Выживший" Алехандро Гонсалеса Иньяриту, тяжелая сага об охотнике Хью Глассе, брошенном товарищами умирать в лесу, но не согласного с этим. Далее следует "Безумный Макс. Дорога ярости" австралийца Джорджа Миллера – его экшн-фэнтези заявлен в десяти номинациях. На третьем месте – марсианская робинзонада Ридли Скотта "Марсианин".
Главная интрига нынешнего "Оскара": получит ли наконец страдалец Леонардо Ди Каприо свою статуэтку? Это шестая попытка актера, которого номинировали начиная еще с "Титаника" в далеком 97-ом. Если все-таки порчу с него снимут, то это будет праздник не узкого круга "леофилов" и даже не праздник национального масштаба – это будет вселенское пиршество справедливости.
Если упрямство американских киноакадемиков будет пресечено именно в это воскресенье, то можно будет считать, что Ди Каприо награжден, что называется, по совокупности заслуг. Потому что роль выжившего Хью Гласса меньше всего тянет на оскароносную работу. Актерских талантов номинанта здесь не видно под могучей бородой и трагическими шрамами, а заслуга его как лицедея сведена в основном к преодолению тяжких условий съемок (о которых еще с полгода назад прожужжали миру уши грамотные пиарщики – один только рассказ о вынужденной сексуальной связи с медведем чего стоил!).
Если вспомнить послужной список Лео, которым из года в год пренебрегали академики, мы увидим там увесистые роли, которые так и просились на "Оскара", – в первую очередь отличное лицедейство в "Авиаторе" и "Волке с Уолл стрит". Впрочем, американцы любят давать награды за преодоление на экране, это, видимо, генетическое. Поэтому помешать победе Ди Каприо в очередном раунде борьбы за "Оскара" может лишь совсем уж досадная случайность. Например, рассказ о другом преодолении, на которое отважился герой Эдди Редмейна в фильме Тома Хупера "Девушка из Дании" о первом в мире трансгендере. Трагические перевоплощения Редмейна здесь и правда столь хороши, столь привлекательны, что именно в нем Ди Каприо должен видеть своего главного недруга этого года. Спасти Лео может только одно: сердобольные академики могут вычеркнуть Редмейна из оскароносцев, памятуя совсем недавний его оскаровский триумф – статуэтку за роль Стивена Хокинга в прошлом году.
Насчет женского "Оскара" – тут могут подстерегать неожиданности. Большинство интересующихся как-то очень уж уверенно ставят на Кейт Бланшетт в роли шикарной лесбиянки Кэрол из одноименного фильма Тодда Хейнса, однако не следует забывать о том, что в этом году у нее очень сильная конкурентка – Бри Ларсон из скромной малобюджетной картины "Комната". 26-летняя актриса в роли молодой женщины, спасающейся вместе с 5-летним сыном из лап маньяка, играет с совершенно зрелой виртуозностью, практически на грани актерских возможностей. И сколь бы обольстительна ни была Кейт Бланшетт, сколь заслуженна и монументально достойна ни была Шарлотта Рэмплинг ("45 лет" Эндрю Хэя), молодая Ларсон в этот раз очевидно обскакала всех по части красок.
Что до главного "Оскара" - за лучший фильм – то здесь в этом году интрига весьма скромна. Главный вопрос – каким образом в главную номинацию пробрался серенький фильм "Бруклин"? – интриги не добавляет. Главные тяжеловесы борьбы – все тот же "Выживший" и "В центре внимания" Тома Маккарти о слаженной работе журналистов, расследующих дело священников-педофилов. Самое примечательное в этом удручающе правильном фильме – актерский ансамбль, которым любуешься не меньше, чем работой экранной команды журналистов, с грустью понимая, что все это не про наши просторы. Вряд ли произойдет чудо, и академики вновь обратят внимание на своего бывшего любимца Стивена Спилберга, а жаль – умение Спилберга развернуть масштабную гуманистическую идею вокруг банального шпионского сюжета пока не переплюнул никто. И сразу, забегая вперед, - Майкл Райлэнс, сыгравший в "Шпионском мосте" Рудольфа Абеля (того, кого когда-то сыграл Банионис в "Мертвом сезоне"), - определенно более других достоин в этом году "Оскара" за мужскую роль второго плана. Но дадут, скорее всего, Сильвестру Сталлоне за роль постаревшего Рокки из "Крида" - возвращение Сталлоне в виде мудрого и постигшего тайны мира боксера, больше играющего глазами, чем мускулами, - сам по себе сюжет сентиментальный и трогательный. Куда там шпиону Райлэнсу до бывшего боксера?
Хотя никто не удивится и слова недоброго не скажет, если за "Шпионский мост" Спилберга объявят лучшим режиссером – все-таки лучше Спилберга выстроить и рассказать историю не может никто, а его умению работать с актерами позавидует сам Иньяриту. Но все-таки скорее всего в этот раз завидовать придется Спилбергу – статуэтка за лучшую режиссуру уже готовится оказаться в руках мексиканца. Размашистый Иньяриту, безусловно, куда более выигрышен со своей "Повестью о настоящем человеке", чем скрупулезный Спилберг. Иньяриту – необычайно ярок, он умеет эффектно осваивать кинопространство – это чувствуется и в том, как создает неповторимую образность, и в том, как виртуозно работает с цветом, с камерой (хотя, конечно, камера – все-таки детище гениального Эмманюэля Любецки, создавшего с ней вместе еще один шедевр операторского искусства), и в том, как смело переплетает самый кондовый реализм с фэнтези. Мало кому это удается столь ненавязчиво и отважно.
С главным "Оскаром" у "Выжившего" есть одна загвоздка: в прошлом году Иньяриту уже стал лучшим из лучших, получив "Оскара" за "Бердмена". Всякое, конечно, бывает, но представить себе академиков, два года подряд голосующих за одного и того же режиссера, трудно.
Говоря об "Оскаре" за лучший фильм, следует также отметить, что лучшим фильмом по версии американской Гильдии продюсеров стала картина "Игра на понижение" Адама Маккея. В восьми случаях из десяти главным оскароносцем становится фильм, признанный лучшим фильмом года именно Гильдией продюсеров – самой мощной профессиональной киногильдией Америки. Эта полудетективная история о крахе банковской системы в 2008 году, поначалу несколько запутанная из-за обилия специальной лексики, быстро выруливает на вполне доступный для понимания рассказ о причинах разразившегося тогда кризиса. Этакий ладненький фильм с хорошо дозированной иронией в адрес американской финансовой системы. Не слишком интересный с точки зрения художественных находок, но простой, правильный, ну в общем-то, что называется "крепкий". Нет уверенности, что академики вслед за продюсерами прельстятся этим фильмом, но если это произойдет – можно будет лишь пожать плечами без удивления.
Среди "зарубежных" номинантов, думается, наибольшие шансы у венгра Ласло Немеша с фильмом "Сын Саула", тяжелейшей драме о буднях Освенцима. Хотя в прошлом году "Оскар" в этой номинации был присужден фильму о Холокосте – "Иде" Павла Павликовского, - греха большого не будет дать фильму на эту тему еще раз. Тем более что, строго говоря, фильм не о Холокосте, а о бесплодности попыток сохранить человеческое в нечеловеческих условиях. А способ, которым снят фильм, вообще заставляет снять шляпу перед мастерством молодого режиссера. Поистине высший пилотаж – заставить зрителя холодеть от ужаса, не показывая при этом ни единого ужаса. По большей части перед нами на экране – затылок главного героя, работника зондеркоманды концлагеря, делающей самую гнусную работу. Вместе с товарищами Саул вытаскивает трупы из газовых камер, собирает пепел сожженных узников в контейнеры ну и прочая малосимпатичная работа. Камера почти все время смотрит в его затылок, и все происходящее вокруг героя мы видим словно его глазами, но не в фокусе. Ужас концлагеря размыт, но от этого он выглядит едва ли не кошмарнее.
Насчет анимационной номинации, то наш Константин Бронзит с короткометражкой "Мы не можем жить без космоса" вполне может отметить "Оскаром" этот наш странный Год российского кино. И у наших чиновников будет лишний повод поставить галочку в списке мероприятий, успешно отчитавшись о ходе выполнения мероприятий.
Екатерина Барабаш