Кочующий рок-фестиваль
Изгнанная из России KUBANA нашла новый дом в Риге
Москва. 12 августа. INTERFAX.RU - Изгнанная из России KUBANA нашла новый дом в Риге: молодежь оценила творчество Льва Лещенко, мэр города познакомил своих котов с группой "Ленинград", а "Браво", наконец, нашли лучший город на Земле.
"Здесь и сейчас нам незачем спорить"
"Здесь и сейчас нам незачем спорить: Черное или Балтийское море", – песней с такой строчкой открывался каждый день фестиваля KUBANA, который после долгих мытарств, наконец, очутился на острове Луцавсала в Риге.
По признанию мэра города Нила Ушакова, сообщение о том, что провести фестиваль в Калининградской области не получится, он получил в мессенджере фейсбука от организатора "Кубаны" Ильи Островского. Стало ясно, что за месяц до начала нужно привести в порядок площадку в Риге и подготовиться к приему гостей. Сам Островский утверждает, что сделал невозможное – представить, что KUBANA все-таки состоится, мало кто мог. Но в итоге были приложены все усилия, чтобы заброшенная часть Луцавсалы превратилась в уютный пляж, на котором раскинулся палаточный городок, фудкорт и, конечно, сцена для артистов.
"Принять решение о проведении "Кубаны" было проще, чем реализовать его за месяц. Мы начали говорить о возможности принять фестиваль в прошлом году, когда было принято решение уйти из Краснодарского края по определенным причинам, и организаторы рассматривали Балтийское море. Тогда не сложилось из-за опасений абсолютно логичных: курс рубля, необходимость визы, организаторы выбрали Калининград. Когда в Калининграде опять же не сложилось, обратились с вопросом: готовы ли мы. Мы сказали, что готовы. Но нужно понимать, что мы готовили для приведения в порядок южную часть острова только на следующий год, пришлось делать это раньше. Не все даже успели заасфальтировать, просто физически не успели. Но то, что организаторы смогли за месяц все это перетащить и организовать – молодцы", – рассказал Нил Ушаков.
Фестиваль KUBANA пройдет в Риге
Ранее власти поселка Янтарный в Калининградской области, где должно было состояться мероприятие, отказались от его проведения
Российским журналистам удалось пообщаться с мэром Риги в очень непринужденной обстановке. Для начала мы посетили его приемную в Рижской думе, где познакомились с живущими там русским котом Кузей и латышом Мурисом. Пока гости брали интервью у Кузи и пытались вытащить из-под стола нелюдимого Муриса, в кабинете незаметно появился Нил. Позже на его странице в фейсбуке мы увидели фотографию, как Кузя позирует на руках у солиста группы "Ленинград" Сергея Шнура. Ушаков признался, что слушает разную музыку, в зависимости от ситуации, но на "Ленинград" пойдет осознанно.
Илья Островский был приятно поражен этим заявлением: "Такого удовольствия от общения при работе с чиновниками я не получал никогда в жизни. Я думаю, все сами видели, что единственный концерт в рамках фестиваля "Кубана", который посетил мэр Риги Нил Ушаков – это было выступление группы Ленинград. Это он проанонсировал открыто у себя в фейсбуке. Я даже в научно-фантастическом фильме не могу представить, чтобы в России какой-то чиновник, даже если он любит группу Ленинград, открыто, публично в этом признался. Это не может не радовать".
Но, конечно, никто не скрывал, что получилось далеко не все. Перенос фестиваля в Еврозону сильно сказался на посещаемости: у кого-то нет загранпаспортов, виз, у кого-то уже не было денег, потому что они купили билеты до Калининграда. "Но те, кто добрались, их тоже не мало, они расскажут о том, как здесь было, я знаю, очень многим понравилось, многие отмечают, что есть преимущества по сравнению с тем, где мы проводили фестиваль раньше. Если мы будем продолжать, то посещаемость увеличится в разы", – не унывает Островский.
У Сергея Шнурова свое видение будущего "Кубаны". На вопрос журналистов о судьбе фестиваля, он ответил: "Я думаю, если начали запрещать, то должны запрещать. Следующая "Кубана" должна быть где-нибудь в Казахстане. Такой кочующий фестиваль". При этом он приветствовал перенос "Кубаны" в Ригу на том простом основании, что из Петербурга проще добраться до Риги, чем до Краснодарского края – "если следующий фестиваль будет в Гватемале, будет сложнее".
"Спугнем алкоголем суету, грусть и горе, и вечером мощно опять вдарит рок"
Публика на "Кубане" тепло встречала исполнителей любого жанра. Открывший фестиваль Нейромонах Феофан призывал зрителей "лапти разбить об пол" и устраивал пляски с медведем под древнерусский драм. Израильская группа Infected Mushroom собрала у сцены людей в шапках-мухоморах, которые теперь смогли потанцевать, не опасаясь появления сотрудников ФСКН. Пожалуй, больше всего посетителей пришло послушать группу "Ленинград", которой в этот раз можно было не заботиться о штрафах за исполнение песен с нецензурной лексикой. Финальным выступлением "Кубаны" стала группа "Браво", закрывшая фестиваль благодарностями за возможность всем выступить на сцене этого самого лучшего города на земле.
На "Кубане" совершенно нормальным было услышать вопрос от очень нетрезвого молодого человека: "Ребята, вы не знаете, где моя палатка?". А диалоги частенько сводились к таким:
– Чуваки, дайте закурить.
– Ты, прости, кто?
– Я Леха.
– А вот это аргумент.
Во время одного из выступлений на меня чуть не упал юноша и тут же извиняющимся тоном заявил: "Я такой пьяный. Но мне так клево!".
Представители российских властей неоднократно говорили о пагубности такого фестиваля, который приводит к полной деградации, растлению, алкоголизации и вопиющей безнравственности.
Однако приглашенный гость Лев Лещенко не увидел никакого разврата, а наоборот проникся духом современной молодежи. "Я почитал немножко о фестивале в Краснодаре, видел кадры, я знал, что здесь собирается очень правильная, очень продвинутая молодежь, люди, которые понимают музыку, живут какими-то новыми мироощущениями, это те ребята, которые хотят понять и познать этот мир, это современные люди. Поэтому могу сказать, что я не понял этой осторожности нашего государственного эстеблишмента, который вдруг неожиданно решил запретить фестиваль. Я читал, что здесь собирается разнузданная молодежь, которая гуляет, развлекается, бухает, курит и прочее. Я ничего подобного не увидел. Я вижу здесь потрясающий дух и атмосферу настоящей современной молодежи, которая хочет жить достойно и получать удовольствие от этой жизни".
Он даже выразил желание приехать на "Кубану" снова, просто чтобы получать удовольствие и "вместе с вами потусоваться".
Калининградские журналисты спросили у Нила Ушакова, сколько полицейских задействовано на "Кубане", ведь именно невозможностью организовать безопасность аргументировали власти свой отказ проводить его там. Ответ был: "насколько я помню, человек 40". Действительно, полиции мы увидели немного, правда, каких-то непредвиденных ситуаций, в которых могло понадобиться их вмешательство, тоже не было.
"А вы не хотите переехать в Калининград и стать у нас мэром?", – спросили представители Калининградской прессы. "Уж лучше вы к нам", – сказал Ушаков.
"Мы не уходим со сцены, нас уносят"
Пожалуй, самым неожиданным, а потому самым впечатляющим событием "Кубаны" стало выступление Льва Лещенко. Приглашенный гость не только не побоялся выйти к нетипичной для него аудитории, но и по-настоящему зажег публику.
"Я живу в среде молодежи, рядом со мной работает много молодых людей: композиторов, музыкантов, певцов, я тянусь к ним, стараюсь познать современную жизнь. Я подумал, ну, может, кто-то посвистит, или просто уйдет, ну хорошо. Но сегодня так здорово кричали, заводились, пели, я просто счастлив", – сказал журналистам певец.
Он представил публике свои новые песни "в таком хорошем современном стиле", ведь продемонстрировать новый материал на сольных концертах не всегда удается: зрители старшего возраста хотят услышать "классику" – "Соловьиную рощу", "Из полей доносится печаль", "Родительский дом" и прочее.
"Тем более я говорю, что не хочу никуда уходить со сцены. У нас очень многие прощаются, делают прощальные концерты, потом опять возвращаются. Лучше не прощаться, как говорит мой друг, мы не уходим со сцены – нас уносят", – подчеркнул артист.
На вопрос журналистов, почему на рок-фест позвали такого неожиданного гостя, как Лещенко, Островский отшучивается – "А кого еще приглашать на молодежные фестивали? Все приглашают Metallica, AC/DC и группу Muse, мне кажется, это всем уже поднадоело, поэтому мы позвали Льва Лещенко".
Но потом рассказывает, что на самом деле традиция приглашать "неформатного" исполнителя появилась на "Кубане" еще несколько лет назад и началась с Михаила Боярского. "Эта идея родилась в 2010 году, когда я попал в московском клубе на концерт Михаила Боярского. Я увидел, что клуб битком забит молодыми людьми, которые все хором пели его песни, он был один на сцене, выдавал пируэты с виртуальной шпагой. Я понял, что это очень круто будет смотреться на "Кубане". Мы реализовали эту идею в 2011 году, и потом она стала традицией. У нас уже выступали Юрий Антонов, Валерий Леонтьев, в этом году пришло время Льва Лещенко", - сказал Островский.
Он также рассказал, что приглашение Лещенко было связано с празднованием 70-летия Дня Победы, это было логично в рамках фестиваля в Калининградской области. Но несмотря на изменение места, от идеи не отказались. Тем не менее песня "День Победы" со сцены в Риге так и не прозвучала. Лещенко объяснил это тем, что публике был представлен новый репертуар, который ближе по музыкальной стилистике к формату фестиваля, но с радостью исполнил свой хит вместе с журналистами в пресс-центре.
Без политики
Ни артистам, ни организаторам, ни чиновникам не удалось отвертеться от вопросов о политической ситуации. Санкции, военные действия на Украине, обвинения в предательстве от коллег по цеху, напряженность отношений между русскими и европейцами – все это раз за разом всплывало в беседах с журналистами.
Солист "Ленинграда" Сергей Шнуров сказал так: "Кто бы ни приходил на концерты "Ленинграда" – немцы, латыши, американцы, они все на эти два часа становятся русскими". По его мнению, предателем можно быть только, когда объявлена война – "Война, тьфу-тьфу, слава богу, пока еще не объявлена, так что пока рано говорить, кто тут предатель".
Фронтмен "Наива" не стал дожидаться соответствующих вопросов и высказался прямо со сцены перед всеми зрителями: "Меня часто спрашивают, с каким флагом я готов выйти на сцену: России, Украины, Латвии, может быть, Белоруссии. Все государства – концлагеря. Все территории оккупированы незаконно. Только черный флаг!". После этого Александр "Чача" Иванов вынес на сцену флаг анархистов и запел "Мама – анархия, папа – стакан портвейна", что горячо поддержали его поклонники, зажегшие по такому случаю фаер.
Лев Лещенко отметил, что "на "Кубане" собрались глубоко патриотичные люди, здесь чувствуется искренняя любовь к музыке, искренняя любовь к стране, в которой они находятся, дружба, взаимопонимание. Здесь сегодня и украинцы, и русские, и латыши, это очень здорово, потому что мы дети галактики, мы все дети земли, об этом не нужно забывать".
Конечно, касательно политических аспектов проведения "Кубаны" в Риге высказался и Нил Ушаков. Хотя скорее его интересовали экономические выгоды от сложившейся ситуации. "Рижане очень хорошо понимают все плюсы от российских туристов. Многие из них так или иначе связаны с этой отраслью, и они почувствовали, что российских туристов стало меньше, экономически почувствовали, не рублем, а евро. В этой ситуации бизнес очень хорошо относится к проведению фестиваля", – сказал мэр.
Логично, что, становясь площадкой для крупных музыкальных событий, Рига увеличивает поток туристов, в том числе российских. Несмотря на то, что на осмотр местных достопримечательностей уходит от силы два-три дня, многие захотят вернуться в этот город ради фестивалей.
"Учитывая, что Латвия потеряла в этом году в Юрмале и КВН, и Comedy club, и "Новую волну", возможность организовать здесь что-нибудь новое – с какой точки зрения ни смотри, это хорошо. Мы бы хотели, чтобы "Кубана" осталась здесь на постоянной основе", - подчеркнул Ушаков.
Организатор фестиваля Илья Островский пытался максимально дистанцировать его от политики. Именно поэтому KUBANA не поехала, например, в Крым, а обосновалась в сравнительно нейтральной Латвии.
"Для фестиваля нам нужны море, солнце, хорошая погода и отличная атмосфера. В Риге на 90% все эти вещи выполняются, просто море чуть в отдалении. В Крыму это тоже все есть, а еще это есть в Абхазии или Грузии. Теоретически мы могли бы провести фестиваль в Крыму, но проблема заключается в том, что невозможно в сегодняшней ситуации отделять музыку и культуру от политики. Конечно, такой фестиваль по техническим причинам не может проходить, как в Крыму, так и в Абхазии, потому что туда просто не поедут зарубежные участники из Европы и Америки. По похожим причинам нельзя проводить "Кубану" на Украине, в Одессе, например. Потому что сейчас есть большая проблема с пересечением границы из России на Украину, мы можем просто потерять российскую аудиторию. Латвия, наверно, в этом плане чуть более нейтральная и чуть более дружественная аудитория, вполне подходящая для "Кубаны" на сегодняшний день", – считает Островский.
Песни довольно одной, чтоб только о "Кубане" в ней пелось
Несомненно, все присутствующие на фестивале в этом году были озабочены его дальнейшими перспективами. Ждать ли поклонникам "Кубаны"-2016? Если ждать, то где окажется "остров свободы"?
Первая KUBANA была проведена в 2009 году в поселке Веселовка в окрестностях Анапы и продолжалась два дня. Тогда ее посетили более 8000 человек. За шесть лет из локального мероприятия фестиваль превратился в музыкальное событие международного масштаба. KUBANA-2013 за неделю проведения собрала уже около 200000 зрителей из России и из-за рубежа. KUBANA-2015, прошедшую с 6 по 9 августа в Риге, посетили 15 тысяч человек, примерно 5 тысяч из которых приехали из РФ.
"Скажем так: если "Кубана" вообще случится, то самое вероятное место для проведения – это Рига. Мне здесь все понравилось, мне хотелось бы здесь работать, мне хотелось бы здесь делать действительно большой фестиваль, мне хотелось бы привезти сюда всю аудиторию, которая у нас была, потому что здесь действительно прекрасно. Мне хотелось бы и остаться на этом острове, но если это будет невозможно, то мы пойдем куда-нибудь в сторону рижского взморья, может быть, вернемся на морской пляж", – ответил Островский.
Но все же он связал вероятность продолжения "Кубаны" со своими моральными силами, помогающими бороться со всеми невзгодами, выпадающими на долю фестиваля.
"То, что мы сделали, это невозможные вещи. Далось это огромными силами, бессонными ночами, круглосуточной работой с истериками, слезами, желанием все бросить. Мне сейчас не стыдно за то, что происходит, в том числе перед теми людьми, которые купили билеты еще в феврале месяце, когда мы еще даже не назвали место проведения фестиваля. Из-за ответственности перед ними все состоялось. Их нельзя было кинуть", – резюмировал он.
Итог всему фестивалю подвел Лев Лещенко, спев неожиданный гимн "Кубане". Один из журналистов задал ему такой вопрос: "Однажды я беседовал с Гораном Бреговичем и спросил: что он считает показателем признания себя, как музыканта. Брегович сказал, "когда мои песни поют на свадьбах". А что для вас показатель признания, как музыканта?"
Лещенко ответил, мол, сейчас уже нет таких общенародных песен, какие писались 45 лет назад, например "Надежда" Александры Пахмутовой. "Разве есть ей замена? Я сейчас начну ее петь, и наверняка вы все знаете ее слова". Он затянул первые строчки, которые с удовольствием подхватили полсотни журналистов. Припев же артист завершил так – " А песни довольно одной, чтоб только о "Кубане" в ней пелось", чем сорвал заслуженные овации представителей прессы.
Екатерина Мальцева