Недоверие к кредитным картам
Многие предприятия малого и среднего бизнеса не хотят работать с кредитными картами, отказываясь их принимать. Воспользоваться "пластиком" в магазинах и заведениях общепита становится все труднее
Москва. 30 октября. INTERFAX.RU - В условиях нарастания финансового кризиса предприятия малого и среднего бизнеса, работающие в сфере ритейла и общепита, демонстрируют все меньше желания работать с кредитными и дебетовыми картами. На дверях московских кафе и ресторанов стали встречаться объявления, сообщающие, что банковские карты временно не принимаются. Проблему признают и в правительстве РФ. На днях первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, "что такие факты нужно выявлять и призывать людей к ответственности".
Бизнес перестал доверять отечественной банковской системе. Именно так большинство экспертов объясняют участившиеся случаи отказа в приеме банковских карт. С начала октября воспользоваться "пластиком" в магазинах и заведениях общепита становится все труднее. Активный обмен мнениями на эту тему ведут пользователи интернета.
"Большой торгово-равлекательный центр "Европейский" на метро "Киевская". Все мои попытки заплатить хоть где-то банковской картой увенчались провалом. Карту не приняли: 1) в ресторане "Хабиби", 2) в кинотеатре "Формула кино", 3) в магазине "Перекресток" (там кассир сказала, что терминал не работает "у нее", в других кассах не проверял)", - пишет в ЖЖ oleg-anisimov. "У меня карту вчера не приняли в ресторане "мамина паста" на Патриарших. Терминал не работал. Похоже, заговор", - вторит ему petr_petrovsky. Аrtishevcom замечает, что "на бизнес-ланче, где всегда до этого платил, не взяли, сказали временно не принимаем".
Такая же ситуация, судя по географии сообщений, наблюдается в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где часть населения уже привыкла к безналичным расчетам. Питерский информационный сайт Fontanka.ru опубликовал сообщение об отказе принимать кредитные карты одним из гипермаркетов сети "О‘кей". В магазине проблему объяснили временным отсутствием связи с банком-кредитором. "Не все банки сейчас оперативно откликаются на запросы о кредитовании, это можно связать с кризисом", - подтвердили эту версию источники из банковской сферы, к которым обратился интернет-портал. В московском ресторане "Ходжа Насреддин" на днях отказались принимать дебетовую карту, мотивировав свое решение трудностями в межбанковском секторе:"Деньги на счет заведения приходят с большим опозданием".
Источник interfax.ru, работающий в ресторанном бизнесе, рассказал, что все большее число заведений отдает предпочтение наличным: "При этом вовсе необязательно лишний раз портить клиентам настроение рассказами про кризис. Можно, например, сказать, что терминал не работает". По словам собеседника агентства, на практике работать с картой выгодно. Люди легче расстаются с виртуальными деньгами, чем с бумажными купюрами, поэтому счет, который клиент рассчитывает оплатить по карте, как правило, оказывается на 30-40% больше. Однако в нынешних условиях работать с наличностью надежнее, признает источник.
Проблему с пластиковыми картами заметили и в правительстве РФ. Первый вице-премьер Игорь Шувалов после заседания Кабмина рассказал журналистам, что он думает по этому поводу. "Понятно, что это такое. Это попытка сразу, быстренько избежать налогообложения и под эту сурдинку попытаться быстренько продать товар за наличные, и конечно, это будет неучтенка", - фактически упрекнул бизнес в мошенничестве вице-премьер. Он подчеркнул, что никаких оснований для того, чтобы не работать с пластиковыми картами у предприятий нет. "Коротких денег более, чем достаточно", - уверяет Шувалов.
Банки также делают вид, что они ни при чем. Пока только некоторые финансовые учреждения, например, "Ренессанс Капитал" и "Русский стандарт" ввели ограничения на транзакции по кредитным картам, а "Собинбанк" и "Финсервис" снизили кредитные лимиты по расчетным картам с овердрафтом. Дебетовый пластик везде обслуживается без ограничений. Вместе с тем, в интернете можно найти сообщения пользователей, которым не удалось снять деньги по карте своего банка в "чужом" банкомате. "На экране появлялось сообщение, что данное платежное средство не обслуживается", - рассказывают они. Эксперты полагают, что таким образом банки пытаются ограничить снятие наличных со счетов. Прежде кэш при наличии "пластика" можно было получить практически на любом углу, теперь - придется изрядно побегать по городу в поисках родного банкомата.
Впрочем, большинству населения страны проблемы держателей пластиковых карт глубоко чужды. В отличие от стран Европы и США, россияне оплачивают по безналу только 20% своих покупок. Многим банковскую карту по старинке заменяет сберкнижка. Значительная часть граждан вообще не доверяет банковским продуктам, предпочитая иметь дело только с наличными.
/Интерфакс, Алиса Чудакова/