Глава Мосгорсуда: "Я проверяю все заявления о недобросовестности судей, даже анонимные"
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова рассказала "Интерфаксу" об успехах и проблемах столичных судов
Москва. 5 марта. INTERFAX.RU - О том, насколько загружены столичные судьи, берут ли они взятки, надо ли охранять их от злоумышленников, о зарплатах работников судов и других проблемах судейского сообщества в интервью "Интерфаксу" рассказала председатель Московского городского суда Ольга Егорова
— Как вы оцениваете работу московских судов в 2013 году? Все ли удалось воплотить, что хотелось?
— Когда мы подвели итоги работы московских судей за 2013 год, я была приятно удивлена, потому что таких хороших показателей раньше не было. Судьи Москвы в 2013 году по первой инстанции рассмотрели почти 700 тысяч дел, если быть точной, то всего 681 262 дела, а в 2012 году почти на сотню меньше — 594 602 дела. Из них в 2013 году 429 504 — это были гражданские дела, 36 335 - уголовные и 215 423 - дела об административных правонарушениях. Кроме этого судьи рассмотрели еще и 117 952 материала уголовного и гражданского судопроизводства. При этом возросшая нагрузка на качество рассмотрения дел в целом по Москве не повлияла.
Например, у мировых судей в прошедшем году было всего полпроцента отмен судебных решений. Сроки рассмотрения сократились, остатки уменьшились. Конечно, есть районы, где мировые судьи перегружены и дают неудовлетворительные результаты, но таких участков немного. В апреле 2013 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации". Теперь председатель районного суда может передать часть дел, поступивших к одному мировому судье, мировому судье другого судебного участка того же судебного района. Но это только в том случае, если нагрузка на одного мирового судью выше средней по этому суду.
Судьи районных судов в целом по Москве дела рассматривают своевременно. Те суды, в которых сроки не соблюдаются, у меня на контроле. Председателям "отстающих" судов поставлена задача уменьшить остатки и следить за сроками.
Что касается качества рассмотрения дел, то в целом по Москве оно стабильно высокое. Я не могу не обратить ваше внимание на статистику рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека. Недавно председатель ЕСПЧ Дин Шпильман на ежегодной пресс-конференции отметил, что число российских дел, рассматриваемых в ЕСПЧ, сократилось с 40 000 до 16 000 дел. В свою очередь, председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев на недавнем итоговом совещании сообщил, что в минувшем году ЕСПЧ получил 24 100 жалоб на действия российских властей, но 23 845 из них были признаны неприемлемыми, то есть больше 90%. Как вы понимаете, снижается и доля судебных решений, вынесенных московскими судьями и ставшими предметом обжалования в ЕСПЧ.
— Сильно ли загружены судьи столицы? Жалуются ли они на загруженность?
— Конечно, нагрузка московских судей из года в год остается стабильно высокой. В Москве по статистике на одного судью районного суда в месяц приходится на рассмотрение 41,5 гражданского дела, 4 уголовных и 11 административных. Это много, ведь вынесению итогового решения предшествует большая работа. Это и прием граждан, и ведение судебного процесса, иногда длительного и сложного, и только потом вынесение решения по существу.
Но, конечно, какие-то суды загружены больше, какие-то меньше. Одни из самых "тяжелых" судов — Бабушкинский, Зюзинский, Преображенский, Измайловский, Кунцевский, Люблинский, Щербинский, Мещанский и Замоскворецкий.
Мы понимаем, что нагрузка на судей в Москве колоссальная. И поэтому стараемся создать для работы как можно более комфортные условия. Сейчас, например, для четырех судов строятся здания. В этом году управление судебного департамента, кроме того, должно решить вопрос по строительству здания для одного из новых судов, созданных осенью 2012 года, — для Щербинского суда. Троицкому районному суду здание выделили в 2013 году.
Что касается жалоб на тяжелые условия работы, то мне таких не поступает. Просто если судья понимает, что он не справляется, он уходит. По собственному желанию.
С загруженностью судов в Москве у нас связана другая проблема, она остро стоит уже не один год. В районных судах и на мировых участках постоянная текучка кадров. Помощники и секретари работают почти как судьи, а заработная плата у них маленькая. А ведь недаром говорят, что успех судьи во много зависит от работы его секретаря или помощника. В 2013 году из районных судов уволилось почти 800 человек, если точно — 793. На конец 2013 года в Москве было 358 свободных ставок из числа сотрудников аппарата. Увольняются почему? Потому что заработная плата низкая, работы очень много, а требования к сотрудникам мы вынуждены предъявлять высокие.
Помощник судьи районного суда имеет оклад 4961 рубль, секретарь судебного заседания — 4708 рублей. В Московском городском суде у помощника оклад — 5044 рубля, у начальников отделов — 6474 рубля. Вот такие цифры. Со всеми надбавками и поощрениями у них набегает 14 - 17 тысяч в месяц, у начальников отделов чуть больше — около 20 тысяч.
Вот и получается, что в судах кадры долго не задерживаются. Талантливые молодые ребята, перспективные юристы, которые могли бы стать судьями, естественно, идут работать в другие организации и зарабатывают нормальные деньги. А все остальные держатся на энтузиазме.
Из года в год я пытаюсь разрешить эту проблему. Обращаюсь в Министерство финансов, в Судебный департамент. Нам выделяют деньги, которые образуют премиальный фонд аппарату, но все это разовые поступления; радикально ситуация пока не изменилась.
— Обновляется ли состав судей? Много ли в Москве молодых профессиональных судей? Есть ли очередь?
— Состав судей Москвы регулярно обновляется. В прошедшем году в Москве были прекращены полномочия 75 судьям. 25 из них написали заявления об отставке, 46 человек написали заявления о прекращении полномочий в связи с переходом на другую работу. В свою очередь, назначены 68 мировых судей на трехлетний срок полномочий, указами президента Российской Федерации в районные суды назначены 45 судей, а в Московский городской суд — 29.
В общем же, по состоянию на 31 декабря 2013 года, на 438 судебных участках в Москве работали 346 мировых судей. В штате 35 районных судов должно состоять 605 судей, а фактически работали 495 судей, в Московском городском суде по штату должно быть 300 судей, а фактически работают 219.
Как вы понимаете, очереди в судьи в Москве нет. Экзамен пытаются сдать многие, но не у всех это получается. Экзаменационная комиссия в Москве предъявляет высокие требования к кандидату на должность судьи, потому что дела сложные, их много и для их разрешения нужны грамотные специалисты.
— С 1 августа прошлого года Мосгорсуд рассматривает заявления правообладателей о нарушении их прав в Интернете в связи с размещением пиратского контента. Удается ли победить пиратство? Какой итог можно подвести за прошедший период?
— Вопрос о том, удалось ли победить пиратство, должен быть отнесен, скорее, не ко мне. В задачи Московского городского суда входит не борьба с пиратством как таковым, а защита прав правообладателей, которые обращаются за такой защитой в Мосгорсуд. Понятие судебной защиты прав правообладателей все-таки более узкое, чем понятие борьбы с пиратством в целом.
А если говорить об итогах, то с 1 августа по 31 декабря 2013 года мы рассмотрели 116 материалов о принятии обеспечительных мер защиты исключительных прав. Судьи рассматривают заявления об обеспечении день в день, в это же день определение суда направляется в Роскомнадзор, который блокирует незаконно размещенный видеофайл. Иногда в принятии таких мер судьи отказывали, а по 26 материалам эти меры и вовсе отменены. Всего за 5 месяцев к нам поступили 46 исковых заявлений, и к 31 декабря не рассмотрели только 10 из них.
Сейчас в Государственной думе, как вы знаете, на обсуждении находится законопроект о расширении числа объектов защиты интеллектуальных прав. Если к компетенции Московского городского суда будет отнесена защита прав правообладателей музыкальных произведений, литературных, иных, то мы будем работать и в этом направлении. Мы к этому готовы. Прошедшие полгода показали, что трудностей, которых мы опасались перед приятием закона, не возникло. Судьи с нагрузкой справляются, техническое обеспечение у нас есть.
— В прошлом году были распущены коллегии присяжных, которые рассматривали резонансные дела об убийстве полковника Юрия Буданова и журналистки Анны Политковской. Представители стороны защиты обвиняемых заявляли, что на присяжных оказывалось давление. Есть ли у вас такая информация? Предпринимаются ли меры для предотвращения давления на присяжных?
— Говорить о таких фактах, с моей точки зрения, преждевременно. Вы знаете, что по этим фактам возбуждено уголовное дело, сейчас ведется следствие. Если дело поступит в суд и будет в дальнейшем предметом рассмотрения в кассационной инстанции, то, возможно, мои комментарии будут уместны.
— Судья — это опасная работа, судьи всегда подвергаются давлению. Многим ли судьям предоставлена госзащита в связи с поступающими угрозами?
— В течение 2013 года с ходатайствами о защите ко мне обратились трое судей. По всем этим обращениям приняты меры государственной защиты. В прошлом году были зарегистрированы три происшествия, когда судьям угрожали или совершили нападения. По всем случаям приняты соответствующие меры.
— В этом году главный корпус Мосгорсуда оборудовали передовой техникой, все судебные заседания стали записываться на камеру. Какие планы на этот год? Будет ли проведена такая работа в районных судах?
— Да, мы оснастили здания Московского городского суда системой аудио— и видеопротоколирования. Когда строился апелляционный корпус, правительство Москвы выделило на это деньги. А потом и Судебный департамент выделил 100 млн рублей на оснащение основного корпуса такой же системой. В СМИ я встречала некоторую критику по поводу того, что это слишком большая сумма. Я поясню, что эти деньги выделены в целом на всю систему, а не только на установку камер и звукозаписывающих устройств. Это сложная, многофункциональная система, в которой не только записывающие устройства, но и различная компьютерная техника, серверы, специальные хранилища памяти и прочее оборудование.
По одному уголовному делу, которое рассматривалось в городском суде по первой инстанции, видеозапись уже была приобщена к протоколу судебного заседания как его неотъемлемая часть.
В планах на 2014 год у нас стоит дальнейшее развитие технического оснащения, у нас есть определенные идеи и проекты, которые я пока оставлю в секрете.
В районных судах, к сожалению, такие же системы в действие пока не введены, потому что есть некоторые трудности, которые, я думаю, мы в скором времени устраним. Аудиовидеопротоколирование одинаково нужно как участникам процесса, так и судебным инстанциям. В строящихся зданиях установка систем аудиовидеопротоколирования запланирована и будет введена в действие после открытия этих зданий.
— В России сейчас идет борьба с коррупцией на всех уровнях. Встречаются ли взяточники среди судей? Как их наказывают? Проводятся ли меры по предотвращению мздоимства в судах? Все ли судьи представили правдивую информацию о своих доходах?
— Если бы был выявлен факт взяточничества среди судей, то вы бы уже узнали об этом. К нам поступают заявления о недобросовестности судей, в том числе и анонимные. Я их все проверяю.
Иногда по результатам проверки я вижу, что были допущены какие-то процессуальные нарушения, тогда я принимаю соответствующие меры. В прошедшем году я вынесла пять представлений в Квалификационную коллегию судей города Москвы о привлечении судей к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения.
А факты предоставления недостоверной информации о доходах судей мне пока неизвестны.
— В обществе некоторые говорят о наличии в России "политических заключенных". По вашему мнению, есть ли они?
— В нашей стране нет политзаключенных, приговоры выносятся исключительно на основании действующего уголовного законодательства. Все те люди, которые отбывают наказания, отбывают их на основании вступивших в законную силу судебных актов, и они вынесены независимыми судьями. Оценивать законность и обоснованность таких решений я могу, рассматривая жалобу в кассационном порядке. И никак иначе. Если решение вступило в силу, значит, при рассмотрении дела судьей объективно, всесторонне и полно исследованы все его обстоятельства.
— В 2014 году истекает срок ваших полномочий на посту председателя Мосгорсуда. Будут ли они продлены?
— По истечении срока полномочий председатель суда города федерального значения по закону может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок. Председатель суда субъекта Российской Федерации назначается президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Поэтому вопрос, будут ли продлены мои полномочия как председателя Московского городского суда, решать не мне.