Глава "Корпорации развития": "Через три года мы должны выйти на результат"
Сергей Маслов рассказал "Интерфаксу" о планах "Корпорации развития" на Урале
Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU - Реализации проектов "Корпорации развития", которые предусматривают разведку, изучение и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, строительство Северного широтного хода, объектов электроэнергетики, с нетерпением ждут ее акционеры: Тюменская, Челябинская и Свердловская области, ЯНАО и Ханты-Мансийский автономные округа. О том, когда корпорация сможет предъявить конкретные результаты, рассказал "Интерфаксу" ее руководитель Сергей Маслов.
— Вы возглавили "Корпорацию развития" летом прошлого года. Какое вы получили наследство, с какими проблемами столкнулись, как их решаете и какие задачи на ближайшую перспективу вы себе поставили?
— Это очень непростой вопрос. Всегда вспоминается анекдот про три конверта: открой первый конверт и вали все на предшественника. Я не любитель валить все на предшественников. Скажу, что наследство досталось довольно-таки непростое, но мы разбираемся. Для этого есть все — опыт, возможности, знания, квалифицированные специалисты. Когда все это есть, сложностей нет. Поставленные перед нами задачи мы решаем.
— Тюменская дума периодически интересуется деятельностью корпорации. Как складываются отношения с депутатами? Что интересует народных избранников?
— Мы открыты для всех. На все вопросы, которые задают депутаты, мы с удовольствием отвечаем и работаем со многими в контакте. В основном, вопросы касаются текущей деятельности корпорации. Мы объясняем, рассказываем, какие задачи сейчас решаем, в каком направлении двигаемся. Наша задача — генерировать коммерческие проекты помимо масштабных, инфраструктурных. Я считаю, что коммерческие проекты должны окупаться не больше пяти лет. В прошлом году мы пересматривали все контракты, делали их экспертизу. По многим направлениям работу необходимо было корректировать.
— Как происходит отбор проектов для реализации?
— Я не сторонник того, чтобы что-то начинать реализовывать, не имея экономического обоснования. Для запуска любого проекта необходимо провести определенную работу — сделать ТЭО, бизнес-план, обоснование инвестиций и просчитать коммерческую составляющую. Потом вынести его на наблюдательный совет и совет директоров, убедить их в целесообразности реализации проекта и в случае утверждения приступать к его осуществлению. К сожалению, на это уходит определенное время. Думаю, нет необходимости объяснять, что на рассмотрение наблюдательного совета нельзя вынести проект, который не обеспечен финансами, кредитами. А вопрос о кредитной линии решает кредитный комитет банка, который рассматривает заявку, запрашивает дополнительные документы. На все нужно время. Конечно, хотелось бы двигаться быстрее, но в принципе процедуру мы выдерживаем. По многим направлениям у нас уже прошла стадия подготовки. Определяются проекты, которые мы будем запускать, которые уже прошли наблюдательный совет. На эти направления работы есть бизнес-планы, ТЭО и кредитные линии.
— Какие проекты будут реализовываться корпорацией в текущем году?
— В этом году будем достраивать Надымский мост, строить завод по производству строительных материалов в Нягани. Думаю, что в этом году мы решим все вопросы по строительству ТЭС "Полярная" — для корпорации это непростой объект, по нему нужно принимать волевые решения. Кроме того, будет проработан проект по базальту и по газификации Уральского федерального округа, предполагающий начало строительства установок по производству СПГ.
— Про СПГ можно немного подробнее? Почему было выбрано именно это направление?
— Как это ни парадоксально звучит, но на территории России, на долю которой приходится 25% мировой добычи газа, крупный Уральский федеральный округ является одним из самых негазифицированных. При этом на Урале добывается огромное количество газа. А в связи с тем, что корпорация создана для того, чтобы заниматься развитием Уральского федерального округа, мы считаем необходимым внимательно отнестись к этой теме. На сегодняшний день многие котельные, вырабатывающие электроэнергию, работают на дизельном топливе. Когда мы изучали возможность развития производства в отдаленных районах, то выяснилось, что стоимость электроэнергии там составляет 14 рублей за киловатт и все станции работают на дизеле. На мой взгляд, это варварство. Мне кажется, лучше продавать дизельное топливо на экспорт, а за счет дешевой электроэнергии нужно свою экономику поднимать. И, по моему мнению, за сжиженным природным газом будущее.
— Вы уже обсуждали с кем-то проект по строительству установок СПГ? Кто может быть партнером корпорации?
— Нашими партнерами выступают Газпромбанк, "Криогенмаш", также ведем переговоры с "Гелиймашем", зарубежными компаниями. В этой работе важно, учитывая размеры Уральского федерального округа, не ошибиться в логистике, необходимо точно рассчитать, где и какой мощности должны быть установки по сжижению газа. Для реализации проекта необходимо будет получить техзадание на подключение к трубопроводам, иметь площадки, которые будут находиться не только вблизи газопроводов, но еще и вблизи железной дороги, чтобы уменьшить расходы на инфраструктурную составляющую. Также следует тщательно изучить потенциальный рынок потребления и его возможности.
— С кем вы ведете переговоры о покупке газа?
— Мы ведем переговоры и с "Газпромом", и с НОВАТЭКом, и с независимыми производителями газа. Но необходимо учитывать, что мы живем по 223 ФЗ, соответственно, закупки будем проводить на основании тендерных процедур — кто даст более выгодные, хорошие условия, тот и будет поставщиком.
— ТЭО уже готово?
— Мы работаем над ним в настоящее время с "Гелиймашем" и с "Криогенмашем". Для ТЭО нужно определиться с технологиями. Для газопровода высокого давления применяется одна технология, если же рядом нет никаких инфраструктурных объектов или газ низкого давления или среднего, то необходимо применять другую технологию. Все эти вопросы нужно изучить и проработать совместно, чтобы определить наиболее эффективные установки.
— О каких объемах СПГ в рамках этого проекта может идти речь?
— Планируем производить до 1 млн тонн СПГ.
— Корпорация ведет переговоры с производителями только о покупке газа или об их возможном участии в проекте?
— Как я уже говорил, цели и задачи корпорации — генерировать как инфраструктурные, так и коммерческие проекты, которые приносят доход. Под них мы стараемся привлекать инвесторов — как российских, так и зарубежных. Поэтому мы открыты для любого сотрудничества.
— Вы уже примерно оценивали, во сколько может обойтись этот проект СПГ для газификации региона?
— Мы пока ориентируемся на строительство установок, а не завода. Многое зависит от их производительности.
— Когда должны быть готовы расчеты?
— Перед специалистами поставлена конкретная задача и выделено на это не более 6 месяцев. В течение этого года ТЭО должно быть готово к представлению на наблюдательном совете. Не скрою, что очень многое будет зависеть и от согласований с монополистом трубопроводной системы — "Газпромом". Установки по сжижению газа мы планируем размещать как вдоль трубопроводов, так и на малодебитных месторождениях. Например, есть много независимых производителей нефти и газа, которые не могут врезаться в трубу. Строить трубопровод им очень дорого, а поставить установку, на которой мы будем использовать их газ, выгодно и им, и нам. Нам выгодно, потому что мы имеем дешевый источник сырья для объектов инфраструктуры, им выгодно, так как начинается реализация газа с их месторождений. Такие варианты мы тоже прорабатываем.
— По каким ценам вы потом планируете реализовывать этот газ?
— Цена должна быть ниже, чем цена на дизельное топливо, но не в убыток корпорации и не ниже себестоимости.
— Что происходит с другим крупным проектом корпорации — Северным широтным ходом? Утвержден ли окончательно бизнес-проект?
— По Северному широтному ходу идут активные работы. Из 707 километров железной дороги Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево наш участок составляет 392,6 километра, остальные — "Газпрома" и РЖД. Соответственно, здесь вся трудность в том, чтобы синхронизировать запуск всех частей строительства. Если, к примеру, "Газпром" или РЖД не внесут в свою инвестпрограмму реконструкцию этих участков, то что толку, если я построю железную дорогу пропускной способностью от 20 млн до 30 млн тонн, а соседние будут пропускать только 2 млн тонн?
— Удалось ли договориться о синхронизации?
— Мы согласовали к подписанию соглашение по строительству Северного широтного хода между корпорацией, РЖД, ЯНАО, "Газпромом", ЯЖДК и ФАЖД, которое определяет концептуальные условия реализации этого проекта, его синхронизацию, включая инвестиции в достройку инфраструктуры РЖД и "Газпрома". У РЖД и "Газпрома" предполагается реконструкция трассы, а у нас новое строительство. Новое строительство - это землеотводы, корректировка проектной документации и многое другое. Документация нашей части была сделана в 2009 году, поэтому необходимо что-то корректировать, что-то пересматривать. К тому же у Северного широтного хода уже есть история. Часть нашей трассы проходит по 501-й сталинской стройке, известной как "Мертвая дорога". Во время ее строительства, которое так и не было завершено, погибло очень много людей. Возможно, и потому, что тогда еще недостаточно были развиты технологии строительства в вечной мерзлоте. Существующие современные технологии позволяют нам работать в таких условиях эффективно. Таким примером может служить железная дорога Обская - Бованенково, которую построил "Газпром".
— Некоторые считают, что тарифы на перевозку грузов по СШХ будут очень высокими и грузоотправителям будет нерентабельно пользоваться этой дорогой. Есть ли основания для таких утверждений?
— Если бы это было нерентабельно, то мы бы не стали строить. Например, после строительства и запуска СШХ грузы от месторождений "*Роснефти", НОВАТЭКа, "Газпрома", которые сейчас идут по существующей железной дороге, будут доставляться в порты по маршруту, который на 700 км короче. Таким образом, оборачиваемость цистерн увеличится почти в два раза. При этом несмотря на то, что компании за перевозку грузов по более короткому пути заплатят столько же, как и по длинному, будет установлен сквозной тариф, от которого выиграют все: компании - за счет оборачиваемости цистерн, мы получим возможность окупить строительство, а регион - дополнительные налоги в бюджет.
— Подписаны ли с грузоотправителями договоры по перевозке грузов и на какой объем?
— Да, договоры мы подписали. Грузоотправители гарантируют нам отправку по СШХ 22 млн тонн грузов. "*Роснефтегаз*" — 3,1 млн тонн, "Геотрансгаз" — 0,8 млн тонн, НГХК — 2,2 млн тонн, НОВАТЭК — 8,3 млн тонн, "Газпромтранс" — 3,1 млн тонн, "Роспан Интернешнл" — 1,6 млн тонн, РЖД — 3,7 млн тонн. Плюс РЖД дает нам гарантию на дополнительные 11 млн тонн, которые они готовы перенаправить со Свердловской железной дороги, чтобы ее расшить. Кроме того, мы считаем, что впоследствии объемы перевозок будут увеличены. Ведь сразу, когда появляется инфраструктура, особенно логистическая, начинают развиваться предприятия, города и поселки. Раньше многие брали лицензионные участки, но так и не приступили к их разработке, потому что нет транспортной составляющей. Как везти то, что добудешь? С такими сложностями мы столкнулись сейчас. Мы считаем, что развитие этой транспортной инфраструктуры даст серьезный толчок для разработки новых месторождений, новых точек экономического роста как в регионе, так и в нашей стране в целом.
— Когда планируется построить и ввести СШХ в эксплуатацию?
— Учитывая климатические особенности и специфику строительства в условиях вечной мерзлоты, срок строительства составит не меньше трех лет. Сейчас все основные силы корпорации брошены на Северный широтный ход. Инфраструктурные проекты в России определены как приоритетные. Хотелось бы, чтобы у нас все получилось в реализации этого большого проекта. Не сомневаюсь, что он будет реализован. Главное, чтобы не было бюрократической волокиты: мы не можем выйти на объект без необходимых разрешительных документов, а их оформление занимает много времени.
— Все ли ясно с финансированием проекта в части, за которую отвечает корпорация?
— Мост через реку Надым в Ямало-Ненецком автономном округе мы планируем сдать в 2014 году. Мост через реку Обь включен в федеральную целевую программу. А вот под линейную часть протяженностью 392,6 км мы привлечем кредит. Для этого, в частности, мы привлекли к работе финансового консультанта, которым по итогам тендера был выбран Газпромбанк.
— Говорят, что к участию в строительстве проявляют интерес иностранные компании. Это действительно так?
— Действительно, интерес к этому проекту проявили не только российские, но и чешские, китайские компании. Мы постоянно проводим консультации с ними, и они выражают готовность участвовать в тендерах.
— Какие тендеры в рамках СШХ планируется провести в этом году?
— Возможно, что, пока не закончился зимний период, мы проведем тендер на подготовительные работы, которые в основном носят сезонный характер. Это обеспечение электроэнергией, подготовка площадок, отсыпка дорог, подготовка мест для размещения людей. Ведь, чтобы такой участок построить за три года, ориентировочно нужно будет мобилизовать от 15 тыс. до 18 тыс. человек. Людям необходимо создавать комфортные условия проживания. Так как вопрос с финансированием должен быть решен в этом году, то сразу после выделения кредитной линии будет проведен тендер на строительство всей линейной части.
— В начале разговора среди направлений деятельности вы упомянули завод строительных материалов. Откуда возник этот проект?
— Недавно мы объявили о начале строительства завода строительных материалов в Нягани. Этот проект мы начали реализовывать потому, что в наследство нам достался завод "Полярный кварц" по выпуску особо чистого кварца. Когда он был построен, цена на рынке особо чистого кварца резко упала, поэтому, учитывая серьезные логистические проблемы, он стал нерентабельным. Мы создали рабочую группу, чтобы найти вариант, при котором бы комплекс заработал и стал приносить прибыль. Когда производили только особо чистый кварц, очень много сырья низкого качества уходило в отвалы. Сейчас мы будем его использовать при изготовлении строительных материалов, что позволит нам применить все сырье, которое раньше было не востребовано. При этом мы планируем производить и особо чистый кварц, который используется в электронной и оборонной промышленности.
— Когда, по вашим расчетам, корпорация начнет получать прибыль от реализуемых проектов?
— Среди тех объектов, которые мы запускаем, есть те, которые быстро приносят доход, и есть масштабные инфраструктурные проекты, которые окупаются в течение длительного времени. Я думаю, через три года мы должны выйти на результат.