Пилот "КАМАЗ-Мастера" Эдуард Николаев: "Удержать титул победителя "Дакара" будет сложнее, чем завоевать"

Действующий победитель знаменитого ралли-рейда в классе грузовиков о стартующем 5 января "Дакаре-2014"

Пилот "КАМАЗ-Мастера" Эдуард Николаев: "Удержать титул победителя "Дакара" будет сложнее, чем завоевать"
Пилот "КАМАЗ-Мастера" Эдуард Николаев: "Удержать титул победителя "Дакара" будет сложнее, чем завоевать"
Фото: РИА Новости, Руслан Кривобок

Москва. 4 января. INTERFAX.RU - Пятого января в аргентинском городе Росарио стартует "Дакар-2014". Действующий победитель знаменитого ралли-рейда в классе грузовиков пилот команды "КАМАЗ-Мастер" Эдуард Николаев поделился с корреспондентом "Интерфакса" Владимиром Нардиным своими ожиданиями от предстоящей гонки. Кроме того, он охарактеризовал отличительные особенности "КАМАЗ-Мастера".

- Эдуард, относитесь ли вы к той категории спортсменов, которых статус действующего чемпиона не окрыляет, а сковывает?

- Сейчас больше мандража, чем тогда, когда я просто стремился к победе. Тут действительно понимаешь, что завоевать титул победителя легче, чем потом удержать его. А ведь придется не просто ехать, здесь нужно реально соперничать, причем с теми, кто многие годы бился (в основном безуспешно. - ИФ) с тогда еще действующими пилотами команды Владимиром Чагиным, Фирдаусом Кабировым, Ильгизаром Мардеевым. И, хотя я являюсь действующим победителем "Дакара", нисколько не допускаю того, что соперники слабее. После того как в прошлом году они упустили свои возможности, они стали злее, и грызться будут еще сильнее.

- Сообщалось, что предстоящий "Дакар" будет более сложный, чем предыдущие гонки. Насколько к этому готовы?

- Понимаете, "Дакар" в этом году на две тысячи километров длиннее, что тоже важно: мы стали больше готовиться физически. Просто так выдержать этот двухнедельный ритм обычному человеку непросто. Естественно, переживаешь.

- Руководитель вашей команды Владимир Чагин - многократный победитель "Дакара". Наверняка он делится опытом, как избежать мандража?

- К нему всегда можно обратиться за советом, если есть какие-то проблемы. Да он и сам всех нас знает насквозь - меня уж точно. Видит, когда у меня нет настроения, когда я скованный, сжатый, как пружина. В общем, замечает нюансы и во всем помогает.

Для меня Чагин - спортсмен, с которого надо брать пример. Мы у него учимся не только пилотированию, но и поведению. Например, общению со штурманом. Если ты не найдешь с ним общего языка, ты не победишь: ты можешь проехать не там, где надо, что обернется потерей времени.

С Чагиным я проехал не один "Дакар", и в каких только ситуациях мы ни оказывались, он всегда сохранял спокойствие. Кроме того, я очень люблю наблюдать за Себастьяном Лебом (французский раллийный автогонщик - ИФ), который девять раз подряд стал чемпионом в своем классе. На него смотришь и видишь, насколько же он спокойный. Все дергаются, делают фальстарты, а он стартует вовремя. Это даже интересно, когда есть с кого брать пример.

- Быть может, наблюдая за Чагиным во время ралли, вели какие-то дневники?

- Да нет, зачем? Достаточно просто наблюдений за этот двухнедельный цикл, когда идет ралли: все и так сохраняется в памяти. Ты проезжаешь в день, бывает, и по 10 часов, после чего чуть-чуть отдохнул, полез под машину, подготовил ее к следующему этапу. И на следующий день - то же самое. Тут уже не до дневников.

- Как у вас складываются профессиональные взаимоотношения с партнерами по команде?

- У нас есть внутреннее взаимодействие, каждый из пяти пилотов друг у друга учится. Мне, например, есть чему научиться у Антона Шибалова и Димы Сотникова (в этом году они являются дебютантами "Дакара" - ИФ), несмотря на то, что у меня больше количества часов езды на "КАМАЗе", чем у них. В чем-то, естественно, и они учатся у нас, более опытных - у каждого ведь есть свои изюминки.

Бывает, что на тренировках мы садимся друг к другу в кабину и смотрим, кто как едет. Один, например, на определенном участке может ехать слабее, зато на другом участке ты видишь, что он реально может ехать лучше тебя. И ты это применяешь. Мы помогаем друг другу. Отсюда и получается сильный дух команды.

- Все это, конечно, очень хорошо. Однако жизнь показывает, что даже в успешных спортивных командах порою случаются конфликты.

- Нет, у нас это непозволительно. Если, не дай Бог, кто-то в обход командной стратегии зарубился с партнером по "КАМАЗ-Мастеру" за лидерство, это может грозить ему чуть ли не исключением из команды. И это все понимают. Когда ты становишься пилотом, с тобой, конечно же, ведется беседа, не дают заболеть звездной болезнью. Естественно, все мы - спортсмены, все хотят выиграть, это нормальное явление. Иначе, что ты за спортсмен, если ты готов выполнять только роль ведомого?

Да, должно быть соперничество. Но мы уважаем друг друга, и должна быть именно красивая борьба, без конфликтов. Да, Чагину больше везло. Но у них с тем же Кабировым никогда не было такого, как, например, в команде "Фольксваген", пилоты которой демонстрировали, как они во время гонки "бьют" друг друга.

- В чем заключается упомянутая вами стратегия команды "КАМАЗ-Мастер"?

- Семен Семенович Якубов (основатель команды - ИФ) зародил такую тактику, чтобы побеждала команда, коллектив, не кто-то в одном лице. У нас только командная стратегия. И кто после старта вырвался в лидеры, на того и будет работать команда. Возможность победить предоставляется каждому: пожалуйста, вот старт гонки - езжай, как ты можешь. В нашей команде не заведено, что кто-то изначально назначается пилотом номер один, и на него все должны работать.

- Чем еще "КАМАЗ-Мастер отличается от других команд?

- Мы гордимся тем, что - и это тоже ввел Семен Семенович - каждый из нас досконально знает технику, на которой едет. В сборке техники участвуют все трое - механик, пилот и штурман, что помогает экипажу в целом. Когда ты едешь на грузовике, и знаешь, что что-то произошло, ты уже включаешь свой мозг, анализируешь, можешь ли ты доехать на этом, что ты можешь придумать на ходу, чтобы можно было не останавливаться. Это здорово!

Мы, пилоты, только во время гонки пилоты. В повседневной жизни мы - те же рабочие, что и механики, слесари, маляры и сварщики. Вот этими руками лично собираю и разбираю технику. Во многих же командах за рулем сидят люди, вообще не знающие своей техники, на которой они едут. И если что с машиной произойдет, они просто ходят вокруг нее, пока к ним не приедет техничка.

В составе "КАМАЗ-Мастер" участие в ралли "Дакар-2014 примут экипажи Эдуарда Николаева (штурман - Евгений Яковлев, механик - Владимир Рыбаков), Айрата Мардеева (Айдар Беляев, Айрат Исрафилов), Андрея Каргинова (Андрей Мокеев, Игорь Девяткин), Антона Шибалова (Роберт Аматыч, Алмаз Хисамиев) и Дмитрия Сотникова (Вячеслав Мизюкаев, Андрей Аферин).

"КАМАЗ-Мастер" является многократным победителем ралли-рейда "Дакар" в классе грузовиков. В январе 2013 года на 34-м марафонском ралли-рейде "Дакар" экипажи команды "КАМАЗ-Мастер" заняли три первых места в зачете грузовиков. Победу праздновал экипаж Эдуарда Николаева, второе место досталось экипажу Айрата Мардеева, третье - экипажу Андрея Каргинова.

Руководителем команды является Владимир Чагин, в прошлом - ее пилот, в качестве которого он выиграл "Дакар" семь раз. Завершил карьеру пилота в 2011 году.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок