ВТО не исчезнет - хотя бы потому, что у нее нет никакой альтернативы

Министр экономического развития Алексей Улюкаев перед началом конференции ВТО на Бали поделился своим видением перспектив этого раунда переговоров

ВТО не исчезнет - хотя бы потому, что у нее нет никакой альтернативы
ВТО не исчезнет - хотя бы потому, что у нее нет никакой альтернативы
Фото: РИА Новости, Сергей Гунеев

Бали. 3 декабря. INTERFAX.RU - Во вторник на Бали стартует 9-я министерская конференция ВТО, которая должна ответить на вопрос, есть ли будущее у Всемирной торговой организации.

Дохийский раунд в рамках ВТО продолжается с 2001 года без какого-либо успеха. Надежда на прорыв в рамках этого раунда связывалась с министерской конференцией на Бали. Своим видением перспектив Балийского раунда и ВТО в целом перед началом конференции поделился с "Интерфаксом" министр экономического развития Алексей Улюкаев.

- Алексей Валентинович, 3 декабря на Бали начинается министерская конференция ВТО. С каким багажом подойдет к нему дохийский раунд, который длится уже 12 лет? Какие основные вопросы до сих пор не решены в рамках дохийского раунда? Какова позиция России по этим вопросам?

- Говорить о прогрессе на переговорах дохийского раунда в целом по-прежнему нельзя. Его будущее пока не определено из-за сохраняющихся противоречий между членами организации по поводу темпов и условий либерализации мировой торговли. Поэтому в лучшем случае мы сможем договориться об условиях принятия так называемого Балийского пакета - договоренностей, касающихся упрощения процедур торговли, сельского хозяйства и помощи развивающимся странам. Мы считаем, что все они находятся в очень высокой степени готовности, однако успех зависит от того, получим ли мы консенсусное решение всех министров.

- В чем ценность балийского пакета для мировой торговли и РФ в частности?

- Балийский пакет выгоден для российской экономики. Только от применения соглашения об упрощении процедур торговли эксперты ожидают существенного улучшения условий доступа на некоторые рынки. Например, в некоторых странах процедура таможенного оформления занимает до 3 месяцев. У нас, как правило, сутки, в редких случаях больше. Будет соглашение - административные барьеры для наших экспортеров на многих рынках снизятся.

Договоренности по сельскому хозяйству предусматривают повышение транспарентности механизмов тарифных квот. У нас растет интерес к развитию экспортных программ сельхозпредприятий, а многие рынки закрыты квотами, и администрируются они, скажем так, не всегда понятно для продавцов. Как и в случае с таможенным оформлением, российская система управления квотами существенно понятнее, более открытая, нам не придется ее существенно менять, но это должны будут сделать многие наши партнеры.

Договоренности по экспортным субсидиям в сельском хозяйстве подтверждают намерения членов ВТО от них в будущем отказаться. Россия не применяет таких субсидии - значит, мы и тут будем в выигрыше. Наконец, принципиально важна часть пакета, касающаяся помощи развивающимся и главным образом наименее развитым странам.

Это серьезная часть балийской повестки дня.

Я не буду делать прогнозов в отношении того, сможем ли мы договориться или нет. Десятки стран, в том числе и Россия, несколько дней назад обратились к гендиректору ВТО с, скажем так, настойчивым предложением завершить переговоры по проектам всех договоренностей на Бали. Мы намерены работать день и ночь для того, чтобы эта цель была выполнена. Это будут в любом случае жаркие дни.

- Если министерская конференция закончится неудачей, что может ожидать ВТО и дохийский раунд в будущем?

- ВТО не исчезнет - хотя бы потому, что у нее нет никакой альтернативы. Страны всегда будут друг с другом торговать, и им нужен и регулировщик, и судья. Провал переговоров на Бали будет означать, что ВТО не может вырабатывать новые правила торговли. Но существующие все равно будут применяться.

Для существующей структуры нашей экономики они, в принципе, достаточны. Однако для той, которую мы хотим видеть через 15 лет, - нет.

- Какие последствия для РФ могут быть в случае, если панель арбитров примет сторону ЕС в споре по утильсбору? Помимо утильсбора какие претензии выдвигались к РФ в ходе неформальных консультаций? Когда могут быть поданы иски по энергокорректировкам и Третьему энергопакету?

- Спор по утильсбору еще толком не начался. И займет он не один месяц. Проиграем - будем выполнять решения арбитров. Но я не торопился бы с выводами.

Что касается других спорных проблем. У нас есть ряд претензий к торговому режиму ЕС, у ЕС - к нашему. Но спор в ВТО - это не самоцель. Нам необходимо решить некоторые проблемы, а вот как - посмотрим.

- Вы говорили, что Россия, в свою очередь, может в ближайшие год-два подать до четырех исков. По всем ли уже были проведены неформальные консультации? Можно ознакомиться со списком из 32 ограничений, в отмене которых бизнес высказал свою заинтересованность?

- Перечень претензий действительно есть, о нем знает бизнес, наши партнеры. Надеюсь, что большая часть будет урегулирована, что называется, в досудебном порядке. Не все - какие-то останутся, и, возможно, у нас не будет иной альтернативы, кроме как идти в ВТО. С какими делами - покажет время.

Интервью

Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти