Медведев не заметил закручивания гаек
Глава правительства заявил, что практически одновременное ужесточение законодательсва об НКО, митингах, госизмене и шпионаже - обычное дело
Москва. 26 ноября. INTERFAX.RU - Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что не видит ограничения свободы и "закручивания гаек" в принятии новых законов о митингах, "иностранных агентах", а также в поправках в Уголовный кодекс, расширяющих толкование понятий "государственная измена" и "шпионаж".
"Если бы мне кто-то привел данные о том, что целый ряд неправительственных организаций в результате этих изменений вынужден был уйти, закрыться, получил какие-то проблемы по линии контроля, то, наверное, тогда это были бы существенные аргументы для законодателей и для меня. Но у меня таких сведений нет, а значит, пока речь идет лишь о юридических конструкциях, которые пока себя не зарекомендовали ни с отрицательной, ни с положительной точки зрения. Закон - живая материя, он все равно будет совершенствоваться", - сказал Медведев в интервью агентству AFP и газете Le Figaro накануне визита в Париж. Премьер отметил, что понятие "иностранного агента" российский законодатель заимствовал из практики других стран.
"В отношении государственной измены, на мой взгляд, речь идет о достаточно юридико-технической проблеме изменения отдельных квалифицирующих обстоятельств по соответствующему уголовному составу. Ничего там сверхъестественного не изменилось: это вопрос юридической техники", - сказал он.
Отвечая на вопрос, стоит ли говорить в связи с принятием этих законов об ограничении свободы, Медведев сказал: "Я думаю, не надо. Хотя, вы знаете, меру свободы можно определить только индивидуально...Что такое свободный человек? Это не тот, которого государство назначило свободным и сказало: "Ну ты же свободен..." Нет, это тот, который сам может себя оценить как свободного человека, где бы он ни жил - в России, в Европе, в Африке".
Глава правительства также не исключил, что может вернуться на пост президента РФ. "Если у меня для этого будет достаточное количество сил и здоровья и если наши люди мне доверят в будущем такую работу, я такого, конечно, не исключаю поворота событий. Но это зависит от целой совокупности факторов", - заявил экс-президент, 24 сентября прошлого года вопреки ожиданиям своих сторонников выдвинувший Владимира Путина на пост президента страны.
По поводу своего преемника премьер-министр заявил, что не согласился бы возглавить правительство, если бы Путин не вернулся в Кремль. "Вы знаете, я вряд ли бы стал премьер-министром при каком-либо другом президенте. Я себе вообще это не представляю. Уж если мне с кем и комфортно работать премьер-министром после президента, то это только один человек - это Владимир Путин", - подчеркнул Медведев.
Возвращаясь к теме "закручвания гаек", Медведев вновь высказался по поводу приговора группе Pussy Riot. По мнению премьера, девушек, получивших 17 августа два года колонии за антипутинский перформанс в храме Христа Спасителя, можно выпустить на свободу.
"С учетом того, что они провели достаточно длительное время в тюрьме во время предварительного заключения, я считаю, что они уже вкусили, что такое тюрьма. И в этом смысле государство уже продемонстрировало им свои карательные возможности, объяснило им, что нужно вести себя подобающим образом и с уголовно-правовой, и с моральной точки зрения. И поэтому дальнейшее отбывание наказания в виде лишения свободы, мне кажется, не нужно. Но это моя личная позиция", - заявил Медведев.
Вместе с тем он напомнил, уже высказывался по поводу своего отношения к деятельности группы. "Мне очень не нравится то, что делали эти девушки, мне очень не нравится их публичный образ. С моральной точки зрения все это весьма и весьма плохая штука", - сказал глава правительства.
В ходе интервью премьер был вынужден дать комментарии и по поводу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, продолжающих отбывать наказание по так называемому "второму делу "ЮКОСа", которое, по мнению многих экспертов и правозащитников, являлось политически мотивированным.
"Есть возможность обжалования. Насколько я понимаю, эта процедура была проведена, и, собственно, дальнейшее обжалование второго приговора еще не прекращено. И наконец, есть право осужденного на помилование. Этим правом указанные осужденные не воспользовались. По каким причинам, я сейчас не подвергаю это анализу, но они им не воспользовались", - сказал Медведев.
По его словам, если бы Ходорковский и Лебедев обратились к нему с соответствующим ходатайством, это "уже было бы решение президента - помиловать их или не помиловать". К нему, когда он был президентом, "они с этим не обратились", подчеркнул премьер.