Мы установили сотрудничество с коллегами из более чем 70 государств мира

Заместитель Генерального прокурора РФ Александр Звягинцев рассказал "Интерфаксу" о международном сотрудничестве прокуроров и перспективах выдачи украинскими властями обвиняемого в подготовке покушения на Владимира Путина

Мы установили сотрудничество с коллегами из более чем 70 государств мира
Мы установили сотрудничество с коллегами из более чем 70 государств мира

Москва. 7 августа. INTERFAX.RU - О международном сотрудничестве российских прокуроров, перспективах выдачи украинскими властями обвиняемого в подготовке покушений на Владимира Путина и Рамзана Кадырова в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель Генерального прокурора РФ Александр Звягинцев.

- Александр Григорьевич, в числе других важных вопросов, Вы, как заместитель Генерального прокурора РФ, курируете сферу международного сотрудничества и не понаслышке знаете о проблемах взаимоотношений с зарубежными коллегами. Удается ли избегать политики в правовых коллизиях или это невозможно?

- Прежде всего, замечу, что в условиях интернационализации преступной деятельности, особенно в области терроризма, незаконного оборота наркотиков, торговли людьми и легализации преступно нажитого имущества, успех правоохранительной деятельности зачастую зависит от эффективности международного сотрудничества в уголовном судопроизводстве. В последние годы Генеральная прокуратура России существенно активизировала свою деятельность как центральный национальный орган, обеспечивающий взаимодействие по международным договорам, регламентирующий вопросы выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора, а также правовой помощи по уголовным делам. Это очень даже немалый объем работы. Достаточно сказать, что мы установили сотрудничество с коллегами из более чем 70 государств мира. Только за прошлый год нами рассмотрено почти 10 тысяч запросов об экстрадиции и следственных поручений, поступивших как из-за рубежа, так и предназначенных для направления иностранным партнерам. И, к сожалению, серьезной проблемой здесь является необоснованная политизация отдельными странами конкретных уголовных дел в вопросах выдачи и исполнения запросов о правовой помощи.

- Судя по всему, речь идет о Туманном Альбионе?

- Да, длительное время не исполняются многие российские следственные поручения в той же Великобритании, Нидерландах и некоторых других странах. Британские острова по-прежнему остаются прибежищем для большого числа лиц, совершивших серьезные преступления, связанные зачастую с легализацией похищенных капиталов. Но есть и другие примеры. Так, в ряде случаев необоснованные, по нашему мнению, решения об отказе в выдаче принимались судебными органами Кипра и Франции. Хотя в настоящее время отношения у нас с этими странами в вопросах выдачи и исполнения поручений складываются весьма позитивно.

Известно, что сотни лиц, разыскиваемых российским правосудием, скрываются за границей, а часть из них, несмотря на обвинение в тяжких преступлениях, в том числе экономического характера, получили политическое убежище в ряде стран. Имена многих таких лиц, как говорится, на слуху не только у российской, но и зарубежной общественности. Должен откровенно сказать, что в российских криминальных кругах некоторые страны Евросоюза рассматриваются как место возможного укрытия от правосудия ввиду весьма либеральной практики выдачи и предоставления убежища в них. Мы неоднократно обращали внимание наших иностранных коллег на то, что вместе с "грязными" деньгами "криминальные" иммигранты привозят в страны своего нового местожительства также свои криминальные опыт и методы ведения бизнеса, включая коррупционную составляющую и насильственные преступления. Опыт некоторых европейских стран это доказывает.

- И что же, ситуацию никак не исправить?

- Почему же. Возникающие проблемные вопросы становятся предметом обсуждения в ходе регулярных встреч и переговоров, проводимых работниками Генеральной прокуратуры с зарубежными партнерами, в том числе на уровне руководства соответствующих структур. Мы заключаем межведомственные соглашения о сотрудничестве, проводим консультации не только в процессе исполнения взаимных запросов, но и на стадии их подготовки. Для повышения эффективности взаимодействия создаются совместные рабочие группы, как, например, с США, Швейцарией, Францией и Евроюстом – специализированным органом Евросоюза в области выдачи и правовой помощи по уголовным делам. И эта деятельность приносит определенные положительные результаты. Так, динамика экстрадиции за последние пять лет показывает постоянный рост количества выданных лиц из стран так называемого "дальнего зарубежья". Их число за этот период выросло более чем в два раза.

- В таком случае, может, расскажете, с какими странами наиболее успешные отношения в сфере сотрудничества по уголовным делам?

- В целом с большинством наших зарубежных партнеров мы имеем ровные профессиональные отношения. Помимо наших коллег по СНГ, можно было бы отметить продуктивное сотрудничество со Швейцарией, Испанией, Францией, Италией, Чехией, Венгрией, Грецией, Кипром, Словакией и многими другими странами. Хотя сложности не исключаются в отношениях с любым иностранным государством. Такова жизнь. Межгосударственное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства связано с необходимостью соблюдения прав человека и осуществляется в рамках, определяемых международными договорами и национальным законодательством. Когда мы получаем отказ в исполнении ходатайств, основанный на установленных фактах и договорных нормах, это не проблема, а правовая реальность. Кстати, мы отказываем в выдаче в несколько раз больше, чем отказывают нам. Однако бывают ситуации, когда отказ является необоснованным, то есть выносится в нарушение договора, на базе сомнительной аргументации или по явно надуманным основаниям. И если в отношениях с конкретным государством подобные факты повторяются неоднократно, то такая страна становится для нас "проблемной".

В то же время при возникновении определенных осложнений нельзя презюмировать злой умысел. В толковании правовых норм и оценке обстоятельств дела есть большая доля субъективного усмотрения. Люди могут заблуждаться. В таких случаях мы представляем дополнительные материалы и разъяснения российского законодательства и практики, проводим консультации с зарубежными партнерами. Но, конечно, нередко мы сталкиваемся и с антироссийскими стереотипами мышления, иногда заквашенными на замшелом антикоммунизме.

- Ну а в целом-то дела идут нормально?

- Более чем. Что касается правовой помощи, то могу напомнить совсем "живой" пример взаимодействия с польскими правоохранительными органами по уголовным делам, возбужденным как в России, так и в Польше в связи с крушением в апреле 2010 года под Смоленском самолета с польским президентом Лехом Качиньским.

В отношении сложности и масштабов сотрудничества хотел бы привести пример с расследованием в России 90 уголовных дел, возбужденных по скандальным фактам хищения бюджетных средств при приобретении компьютерных томографов и иного медицинского оборудования для государственных и муниципальных нужд. Как во многих подобных делах, чтобы скрыть следы преступлений, в хищении использовалось большое число финансовых операций, осуществляемых, в частности, через оффшоры. Были выявлены случаи вывода за рубеж полученного преступным путем имущества на сумму более 300 миллионов рублей.

- Сотрудничество с прокуратурами стран постсоветского пространства по-прежнему в приоритете?

- Безусловно. Тесное взаимодействие с нашими коллегами из государств-участников СНГ обусловлено сложившимися связями в экономической, гуманитарной и культурной сферах, общим историческим наследием. На страны СНГ приходится порядка 80 процентов всех направляемых и получаемых нами запросов о выдаче и оказании правовой помощи по уголовным делам. Причем эти запросы разрешаются, как правило, более оперативно, чем в отношениях с большинством стран так называемого "дальнего" зарубежья. Например, в прошлом году Генеральной прокуратурой Казахстана буквально в течение месяца был удовлетворен российский запрос о выдаче лица, обвиняемого в совершении преступлений террористической направленности. Кроме того, после выдачи нам было дано согласие на предъявление ему дополнительных обвинений.

Что касается многостороннего формата, то еще в 1995 году был создан специальный орган прокурорского сотрудничества – Координационный совет Генеральных прокуроров государств-участников СНГ (КСГП). На его заседаниях обсуждаются наиболее актуальные вопросы работы прокуратур, определяются меры по повышению эффективности деятельности по противодействию различным вызовам и угрозам. В мае этого года заседание КСГП прошло в Санкт-Петербурге. Председателем Координационного совета неизменно избирается Генеральный прокурор России.

Совместно с коллегами из СНГ мы участвуем в реализации межгосударственных программ сотрудничества по борьбе с различного рода преступлениями, например, с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, коррупцией, транснациональной организованной преступностью, включая незаконный оборот оружия и наркотиков, легализацию (отмыванию) доходов, полученных в результате преступления, торговлю людьми, преступления в сфере информационных технологий.

Развиваются связи и на двустороннем уровне. Например, действенным механизмом являются образованная в 2008 году Объединенная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и принимаемые ею планы совместных мероприятий.

Отмечу, что с генеральными прокуратурами практически всех стран СНГ у нас заключены многосторонние и двусторонние соглашения о сотрудничестве.

- Возвращаясь к взаимодействии со странами "ближнего" зарубежья. На территории Украины ранее был задержан уроженец Чечни Адам Осмаев, который подозревается в подготовке покушения на Владимира Путина и Рамзана Кадырова. Как обстоят дела с его экстрадицией?

- Действительно, в феврале 2012 г. Осмаев был задержан на Украине по подозрению в незаконном хранении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Генеральная прокуратура России незамедлительно направила на Украину запрос о выдаче Осмаева для его привлечения в России к уголовной ответственности за ранее совершенные преступления, в том числе приготовление к посягательству на жизнь председателя правительства Чечни Рамзана Кадырова.

Следственными органами Украины было установлено, что Осмаев и его подельник Пьянзин под руководством Доку Умарова подготавливали покушение на президента Владимира Путина. С учетом этого в марте в Генпрокуратуру Украины был направлен дополнительный запрос о выдаче Осмаева (по новым преступлениям).

Таким образом, к нему имеются вопросы у правоохранительных органов и России, и Украины. Пока мы не получили ответа на наши запросы о выдаче Осмаева. И это не должно никого удивлять, ведь украинские блюстители закона имеют, так сказать, "территориальное" преимущество, так как Осмаев находится под стражей на Украине.

Мы тесно взаимодействуем с украинскими коллегами с тем, чтобы эффективно расследовались как российское, так и украинское уголовные дела, и были удовлетворены интересы правосудия обоих государств.

- Давайте перенесемся из "ближнего" зарубежья в "дальнее". Недавно в Москве побывал Генеральный прокурор – министр юстиции США Эрик Холдер. Насколько известно, Вы также участвовали в переговорах с ним и во время встречи выяснилось, что Вы общаетесь с американскими прокурорами еще с восьмидесятых годов прошлого столетия.

- Да, за последние 25 лет мне довелось встречаться практически со всеми Генеральным прокурорами – Министрами юстиции США, был участником переговоров в центральном офисе министерства юстиции США, с Джоном Эшкрофтом, а также еще в Советском Союзе, а было это в октябре 1989 года, с Ричардом Торнбергом. Тогда, как мне помнится, мы с ним подписали Меморандум о сотрудничестве в привлечении к ответственности нацистских военных преступников. И он, кстати сказать, принимал на работу действующего Генпрокурора США Эрика Холдера, о чем он сам нам рассказал во время переговоров в Генеральной прокуратуре России.

Встреча Юрия Чайки с американским коллегой в мае этого года в Москве носила весьма позитивный характер. Хотел бы заметить, что инициатором встречи выступала американская сторона. И мы, и наши партнеры понимаем, что между Россией и США есть немало точек соприкосновения в сфере борьбы с преступностью, деятельности по защите прав человека, которые должны осуществляться на основе применяемых международных договоров и законодательства двух стран.

В ходе встречи мы предложили американским коллегам вернуться к Соглашению о сотрудничестве между Генпрокуратурой России и Минюстом США. Подписание такого важного документа дало бы более широкие возможности взаимодействия между странами, в том числе в вопросах выдачи преступников. Фактически мы призвали американских коллег провести "перезагрузку" российско-американских отношений и в сфере правового сотрудничества.

Мне показалось, что Эрик Холдер искренне хочет установить партнерские отношения, которые послужат во благо наших стран. Но в США, к сожалению, сильны имперские позиции антироссийского лобби, что подтверждается и законодательной возней вокруг так называемого "проекта закона Магнитского".

В развитие состоявшихся договоренностей буквально на прошлой неделе в Генпрокуратуре России состоялись две встречи с представителями Минюста и ФБР США по вопросам сотрудничества, использования современных средств связи, в том числе видеоконференц-связи.

- Следует ли понимать, что международное направление деятельности российской прокуратуры будет и дальше усиливаться?

Генеральный прокурор в качестве задач на ближайшие годы выделил дальнейшее расширение географии международного сотрудничества и повышение эффективности розыска и выдачи в Россию лиц, скрывающихся от правосудия за рубежом, правовой помощи и возвращения из-за границы имущества, полученного преступным путем, в том числе от коррупционной деятельности. Предстоит в максимально возможной степени обеспечить оперативное и качественное исполнение как российских, так и зарубежных запросов о выдаче и правовой помощи.

Нам необходимо совместными усилиями с МИДом России, федеральными правоохранительными органами буквально обложить "красными флажками" лиц, скрывающихся за границей от уголовной ответственности, осуществлять активный правовой прессинг против таких лиц, не давая им возможности пользоваться награбленным. Также мы намерены шире внедрять в практику новые формы и современные технологии международного сотрудничества, включая активное сопровождение исполнения за рубежом российских запросов, проведение допросов находящихся за границей свидетелей посредством видеоконференц-связи.

Эффективность предстоящей работы будет во многом зависеть от результативности усилий по кардинальному расширению круга государств, с которыми у России имеются договорные отношения в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, и по модернизации как национальной, так и межгосударственной правовой базы участия российских правоохранительных органов в международном антикриминальном сотрудничестве.

Хочу отметить, что мы также работаем и на рост международного престижа нашей страны. Представители прокуратуры России входят в состав руководящих органов ведущих организаций международного правоохранительного сообщества, в том числе Международной ассоциации прокуроров, Консультативного совета европейских прокуроров и Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

В мае этого года сотрудник Генпрокуратуры России впервые избран председателем жюри общеевропейского конкурса "Хрустальные весы правосудия – 2012". Это премия Совета Европы и Европейского союза, которая с 2005 года вручается ежегодно "за разработку инновационных методов организации или осуществления судопроизводства в целях улучшения функционирования систем правосудия в европейских странах". Конкурс открыт для судов, ассоциаций и специалистов в области права, прокуратур, неправительственных организаций и любых учреждений, ответственных за вопросы юстиции в 47 государствах Европы.

Замечу, что ранее российские представители вообще не включались даже в состав жюри этой премии. Она будет вручена в рамках празднования Европейского дня гражданского правосудия, который отмечается ежегодно 25 октября. Кстати, в этом году Россия впервые направила заявку на участие в этом конкурсе. Наше государство будет представлять Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура.

- А борьба с выводом российских активов в оффшорные зоны входит в перечень приоритетов работы прокуроров?

- Естественно. Напомню, что не так давно мы подписали соглашение о сотрудничестве с Генеральной прокуратурой Доминиканской республики - первый договор России с правоохранительными органами этой далекой страны и между прокуратурами в частности. Его реализация должна повысить эффективность деятельности прокуратур двух стран, в том числе в вопросах рассмотрения запросов о выдаче и оказании правовой помощи по уголовным делам. В целом все это призвано защитить интересы россиян и бизнеса, помочь более активной борьбе с отмыванием преступных доходов.

Хочу напомнить, что совсем недавно, вопреки прогнозам некоторых пессимистов, Генпрокуратурой России были подписаны межведомственные соглашения с Кипром, Шри-Ланкой и Люксембургом, которые позволят эффективнее противодействовать транснациональной организованной преступности. Под этим, безусловно, подразумевается и сотрудничество в расследовании уголовных дел, связанных с незаконным выводом из России, начиная с 90-х годов, сотен миллиардов долларов.

Что касается оффшоров, то, по нашим данным, в них по-прежнему оседают миллиарды долларов, вывезенных из нашей страны в результате незаконных финансовых операций. Потому сейчас у нас на подходе аналогичные межведомственные соглашения с Мальдивскими островами, Панамой, Новой Зеландией. Эта работа будет продолжена.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений