Особенности национального лоббизма
Национальный план по борьбе с коррупцией может положить начало не только непосредственно войне со взятками, но затронуть и тех, кто занимается лоббистской деятельностью
Москва. 4 августа. INTERFAX.RU - В рамках национального плана по борьбе с коррупцией, который подписал Дмитрий Медведев, в России планируется принять закон о лоббистской деятельности. Нормативные акты, регулирующие щекотливую сферу взаимоотношений власти и бизнеса, существуют во многих странах, несмотря на неоднозначное отношение к ним общества. В государственном правовом управлении президента РФ не скрывают, что международный опыт будет широко использоваться при подготовке отечественного законопроекта о лоббизме.
В мире существуют две модели регулирования лоббизма – американская и континентальная или европейская. Первая заключается в том, что юридические и физические лица (часто этим занимаются бывшие конгрессмены, имеющие хорошие связи) лица регистрируются как официальные лоббисты при Сенате и конгрессе США, встают на учет в налоговые органы и начинают "работать" в парламенте и администрации, проталкивая интересы своих заказчиков. Закон о лоббировании (Federal Regulation of Lobbying Act), был принят в США в 1946 г., через полвека, в 1996-ом, ему на смену пришел закон "О раскрытии лоббистской деятельности", который провозгласил "необходимость большей открытости усилий, предпринимаемых платными лоббистами для оказания влияния на действия должностных лиц законодательной или исполнительной ветвей федерального правительства". По этому закону вся информация о лоббисте является открытой. Он под присягой представляет о себе следующие сведения: наименование и адрес своего учреждения; имя и адрес нанимателя; сроки найма; сумма вознаграждения, выплачиваемая ему; цели и сумма, выделенная на расходы. В США не ограничен размер средств, которые тратятся на лоббирование, однако запрещается использовать федеральные средства. Финансовый отчет лоббисты обязаны предоставлять в соответствующие органы раз в четыре года.
Что касается парламентариев, то им по закону 1996 г. запрещено получать от одного лица подарки на сумму более 100 долларов. Гонорар за публичное выступление не может превышать $2000. Среди официальных лоббистов значатся Торговая палата США, Национальная ассоциация промышленников, Национальная ассоциация риэлторов и другие отраслевые и общественные объединения, тратящие на эту деятельность не менее 20% своего рабочего времени. Известно, что услугами лоббистов пользовался Билл Гейтс, когда министерство юстиции США решило разделить компанию.
В дополнение к закону о раскрытии лоббистской деятельности в США действует закон, относящийся к иностранным лоббистам, – "Закон о регистрации агентов, действующих в интересах иностранцев" (FARA). Его нормы применяются, если одна из сторон действует от имени иностранного правительства, иностранной политической партии или конкретного лица. Лоббистскую деятельность в США ведут многие страны, в том числе и Россия: действующий контракт касается "консультаций в области связей с общественностью, лоббирования и помощи в отношениях со СМИ".
В большинстве европейских стран специальных законов о лоббизме нет, однако нормы, регулирующие эту деятельность, инкорпорированы в ряд действующих законов. Например, в Германии взаимоотношения лоббистов и депутатов регулируются положением "О регистрации союзов и их представителей при Бундестаге", с чиновниками – Регламентом Бундестага, Регламентом федерального правительства, Положением о федеральных министерствах и так далее. Немецкие парламентарии могут заниматься за вознаграждение проблемами, выносимыми на обсуждение комитетов парламента, при условии, что они заранее объявят "о своей заинтересованности". В Великобритании нет формальной структуры лоббистов, а во Франции этим занимаются преимущественно крупные и средние корпорации, отрабатывающие свой хлеб в узкокорпоративных рамках.
В свою очередь Европарламент готовится принять "Моральный кодекс лоббиста". По неофициальным данным, лоббизмом в Брюсселе занимаются около 4 тыс. организаций и 30-50 тыс. человек. Офисы с сотрудниками, зарегистрированными в качестве лоббистов при Еврокомиссии, имеют многие известные корпорации, финансово-промышленные группы и состоятельные регионы стран ЕС, типа итальянской Тосканы или испанской Каталонии. Теперь собственную систему регистрации, предусматривающую публикацию налоговых деклараций, намерен ввести и Европарламент. Следующий шаг – создание единой базы данных обо всех лоббистах, работающих в органах Евросоюза.
В России заняться регулированием лоббизма безуспешно пытаются с 1995 года. За это время в Государственную думу было внесено три законопроекта, которые снимались с рассмотрения по причине плохого качества представленных документов. Однако теневой лоббизм цветет в органах власти пышным цветом. СМИ неоднократно публиковали расценки на услуги депутатов. Звонок парламентария стоит $2-4 тыс., организация встречи с нужным лицом – $5-20 тыс. (в зависимости от статуса лица), депутатский запрос – $5-8 тыс., внесение поправки - $50 тысяч.
Очередная попытка принять закон, регулирующий лоббистскую деятельность, связан с антикоррупционным курсом президента Дмитрия Медведева. По словам начальника государственно-правового управления президента РФ Ларисы Брычевой, "эту деятельность придется регулировать, используя международный опыт". В законе предполагается прописать функции лоббистов, их права и обязанности, а также прозрачность их бюджетов.
/Интерфакс, Алиса Чудакова/