Сейчас мы сфокусированы на развитии основного нефтехимического бизнеса

Финансовый директор "СИБУРа" Алексей Филипповский рассказывает "Интерфаксу" об инвестиционных планах компании на текущий год

Сейчас мы сфокусированы на развитии основного нефтехимического бизнеса
Сейчас мы сфокусированы на развитии основного нефтехимического бизнеса

Москва. 4 мая. INTERFAX.RU - Нефтехимический холдинг "СИБУР" в прошлом году полностью сменил акционеров. Компания также продала непрофильные активы - по производству минеральных удобрений и шин. О том, что изменилось в жизни холдинга, и как сильно новая компания отличается от старой в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель председателя правления - финансовый директор "СИБУРа" Алексей Филипповский.

- "СИБУР" опубликовал финансовую отчетность впервые за 4 года. Можно надеяться, что теперь публикация будет регулярной?

- Да, в будущем мы планируем публиковать отчетность регулярно. Хочу заметить, что аудированная отчетность в формате МСФО готовилась компанией регулярно, но распространялась только среди банков кредиторов и рейтинговых агентств. Сейчас у нас есть задача от акционеров повысить прозрачность компании для всех аудиторий, и в рамках выполнения этой задачи мы планируем регулярно размещать нашу финансовую отчетность на интернет-сайте компании.

- Чем обусловлена одновременная публикация комбинированного и консолидированного отчета?

- Консолидированный отчет включает в себя результаты выбывших в конце прошлого года бизнесов по производству минеральных удобрений и шин. Комбинированный отчет демонстрирует результаты деятельности холдинга за последние три года без выбывших бизнесов, то есть в текущем периметре основного бизнеса "СИБУРа". Мы считаем, что именно комбинированный отчет является основой для анализа динамики развития основного бизнеса "СИБУРа". Поэтому мы его и подготовили.

Какой из основных сегментов бизнеса "СИБУРа" является более рентабельным?

В настоящее время более рентабельным является сырьевой сегмент. 2011 год был особенно удачным для этого сегмента, когда вслед за 40% ростом цен на нефть значительно выросли цены на сырьевые товары, в нашем случае сжиженные углеводородные газы и нафту. Также это позволяет иметь хорошую синергию между сырьевым и нефтехимическим бизнесами с переходом с одного вида сырья на другой. Например, из-за изменения режима экспортных пошлин на бензины до уровня 90% от цены на сырую нефть мы изменили загрузку наших мощностей пиролиза, освободив другие виды сырья для более выгодного экспорта. Еще одним фактором значимого роста рентабельности сырьевого сегмента в 2011 году является резкое увеличение спроса на МТБЭ, высокооктановую добавку к топливу, когда достаточно неожиданный сдвиг сроков введения стандартов ЕВРО-3 привел к значительному росту спроса и цен на этот продукт. В целом размер нашего бизнеса в сегменте "сырье и топливо" - это подтверждение наличия значимой базы для развития нефтехимии. И если говорить о будущем, то основное развитие будет происходить именно в нефтехимическом бизнесе. Мы стремимся монетизировать углеводородное сырье в продукты более глубокой переработки - базовые полимеры. Это тем более актуально, что сырье становится все сложнее вывозить из Западной Сибири из-за роста ж/д тарифов и структурных ограничений пропускной способности ж/д сети. Поэтому в перспективе относительный вклад в общую прибыль нашей сырьевой части будет уменьшаться, а нефтехимической - увеличиваться.

- Насколько существенным был вклад в ваши финансовые результаты непрофильных активов?

За последние три года этот вклад на уровне EBITDA варьировался от 10 до 13% от общей цифры, то есть это, в принципе, существенная, но не очень большая доля.

- Можете ли прокомментировать результаты за 2011 год?

- По данным нашей комбинированной отчетности, в 2011 году выручка компании увеличилась на 32% и достигла 249 млрд рублей. Показатель EBITDA вырос на 49% - до 87 млрд рублей. Маржа по EBITDA достигла 35%, а это очень хороший показатель для нашей отрасли в мире. Чистая прибыль холдинга выросла на 54% - до 63 млрд рублей.

В целом такой значительный рост объясняется тремя факторами. Первый - это благоприятная рыночная конъюнктура. Второй - рост объемов производства, который в значительной степени объясняется реализацией нашей инвестиционной программы. И наконец, в течение всего года мы наблюдали высокие цены на нефть при относительно слабом рубле, что является для нас положительным моментом, потому что цены на многие из наших продуктов коррелируют с нефтью, а значимая часть нашей выручки номинирована в валюте, в то время как практически все операционные затраты - в рублях.

Если же сравнивать наши результаты прошлого года с 2009 годом, то мы увидим рост выручки на 95%, а рост EBITDA более чем в 3 раза. Но это говорит как о высоких темпах развития компании, так и о высокой волатильности, особенно в части нашего сырьевого бизнеса, экономика которого сильно зависит от цен на энергоносители. Также в 2009 и 2010 годах мы закончили реализацию ряда значимых инвестпроектов, таких как расширение мощности ЦГФУ на "Тобольск-Нефтехиме", реконструкция Южно-Балыкского ГПК, строительство производства вспенивающегося полистирола вместе с производствами этилбензола и стирола на "Сибур-Химпроме" и многие другие, что очень положительно повлияло на нашу экономику.

- Какие у вас ожидания относительно 2012 года? Какова сейчас конъюнктура на рынке? Будет ли этот год удачнее, чем предыдущий?

- Первое полугодие и середина прошлого года были очень хорошими, цены достигли и превысили докризисные значения практически по всем нашим продуктам. Особенно радовали цены на синтетические каучуки, они существенно превзошли докризисный уровень. Во втором полугодии наблюдалось достаточно сильное падение. Сейчас ситуация стабилизировалась. Ценовая конъюнктура в настоящее время лучше, чем в самом начале и конце 2011 года, но хуже, чем в середине года.

А вообще, делать прогнозы в нашем бизнесе - занятие неблагодарное, потому что результаты холдинга зависят от очень многих факторов, которые компания не контролирует. Это и макроэкономическая ситуация в Европе и в России, курсы валют, цены на нефть, тарифы на транспорт и энергетику и многое другое.

- Каков размер инвестиционной программы холдинга на 2012 год? На какие проекты в основном будут направлены инвестиции?

- Мы ожидаем, что общий размер инвестпрограммы в 2012 году существенно превысит уровень 2011 года, который составил 56 млрд рублей. Компания развивается в двух направлениях. Мы укрепляем свои позиции в сегменте "сырье и топливо" и достаточно активно развиваемся в сегменте "нефтехимия" - строим масштабные мощности мирового уровня, такие как "Тобольск-Полимер". Есть также достаточно большое количество проектов, связанных с логистикой и транспортной инфраструктурой.

- Но основной объем инвестиций направляется все же в сегмент "нефтехимия"?

- Да, конечно.

- Один из крупных возможных инвестпроектов в сегменте нефтехимии, о котором было заявлено в прошлом году, - это строительство новой установки пиролиза в Тобольске. У вас есть уже понимание того, сколько будет стоить этот проект, и как он будет финансироваться?

- Оценка пока очень предварительная, и я не хотел бы ее озвучивать. Инвестиционный комитет компании и совет директоров одобрили перевод этого проекта на стадию FEED (Front End Engineering Design - ИФ). На этой стадии будут определены технологические решения, выбраны лицензиары, разработана проектная документация, определен конкретный перечень необходимого оборудования и требования к инфраструктуре. Эта стадия у нас должна закончиться в начале следующего года, и тогда у нас будет гораздо более четкое понимание общей стоимости проекта. В части финансирования, в моем понимании, в случае принятия положительного решения о реализации этого проекта, ничего нового здесь применяться не будет - кредиты, преимущественно под гарантии экспортных кредитных агентств, плюс собственный денежный поток.

- За счет чего компания финансирует инвестпрограмму?

- Это комбинация собственного денежного потока и заемных средств. Компания имеет достаточно хороший операционный денежный поток, однако наша инвестпрограмма достаточно масштабна, поэтому недостающие средства мы занимаем на рынке.

Существуют ли у компании планы по размещению облигаций или евробондов?

Мы периодически смотрим на эту возможность. Но на данный момент размещение евробондов слишком дорого - те ставки, которые мы получим, будут значительно выше, чем ставки по кредитам, которые мы можем привлекать. Особенно если мы говорим о кредитовании под гарантии западных агентств экспортного кредитования.

- В компании ранее была утверждена дивидендная политика. Не претерпела ли она изменений?

- Нет, в компании существует дивидендная политика, которая дает ориентир на целевой уровень дивидендов в размере 25% от чистой прибыли по МСФО.

- Как вы можете оценить долговую нагрузку холдинга?

- Чистый долг холдинга на конец прошлого года составлял 68 млрд рублей. Соотношение чистого долга к EBITDA - 0,78, и этот уровень мы считаем для себя комфортным. Финансовая политика компании регулирует соотношение предельного чистого долга к EBITDA на уровне не более 2 в среднем за три года и не более чем 2,5 - за конкретное полугодие. Также финансовая политика регламентирует предельное соотношение EBITDA к процентным расходам. Этот коэффициент должен быть не менее 7, а сейчас он составляет более 30 - то есть у нас есть достаточно хороший запас. Соответственно, текущий уровень задолженности не несет угрозы финансовой устойчивости бизнеса, и мы считаем, что есть возможность его увеличивать при наличии привлекательных возможностей для развития.

- В прошлом году вы присоединили "Миракл", и все долги этой компании перешли на баланс "СИБУРа". Какова доля задолженности "Миракла" в общей структуре задолженности холдинга?

- Действительно, в прошлом году мы консолидировали "Миракл". С одной стороны, мы приняли на себя часть долга акционера, который был на компании "Миракл". Но с другой, в прошлом году мы продали бизнесы по производству минеральных удобрений и шин, и все полученные средства остались в распоряжении компании. Кроме того, в прошлом году компания не выплачивала дивиденды. Благодаря этому к концу декабря прошлого года мы погасили весь долг, который ранее был на компании "Миракл".

- Получается, что часть средств от продажи непрофильных активов пошла на погашение долга "Миракла"?

Да.

- А каков был долг "Миракла" и как происходило его погашение?

- Общий долг "Миракла" составлял 73 млрд. Погашение долга происходило двумя этапами. В сентябре компания выделила "Мираклу" несколько займов на общую сумму 34 млрд рублей для частичного погашения кредитов, привлеченных этой компанией, а затем приняла на себя оставшийся долг, консолидировав "Миракл".

Какой объем средств компания выручила от продажи непрофильных активов?

Компания получила от продажи непрофильных активов 46 млрд рублей. Но это именно денежные средства, поступившие в конце 2011 - начале 2012 года, не включающие в себя поступления от сделки с активами группы "Амтел". Если же говорить об общей экономике продажи непрофильных активов, то к этому надо добавить дивиденды, которые непрофильные бизнесы заплатили перед своей продажей, а также надо учитывать освобождение компании от долга, который был на проданных бизнесах. Например, в составе непрофильных бизнесов мы продали предприятие по производству полиэфирных нитей, ОАО "Сибур-Волжский", за сравнительно небольшую сумму, но вместе с этим предприятием с баланса "СИБУРа" ушел крупный долг, за счет которого была профинансирована инвестпрограмма предприятия.

- А какова средняя ставка по кредитам в вашем портфеле?

- По краткосрочным кредитам в 2011 году она составляла 7,8% в рублях и 2,2% в долларах, а по долгосрочным 7,2% и 3,5% соответственно.

- Может более подробно рассказать о структуре задолженности? Какой объем долга компании нужно погасить в 2012 году, на какой год будут приходиться самые большие выплаты?

- По данным на конец 2011 года, объем задолженности, классифицируемой как краткосрочная, составлял 31 млрд рублей. На сегодня мы рефинансировали более половины этой суммы и без труда сможем рефинансировать оставшуюся часть. Если говорить об общем кредитном портфеле компании, его структура построена таким образом, чтобы погашение основной доли кредитов выпадала на те периоды, когда компания будет иметь максимальный денежный поток. Погашение растянуто по времени, ряд кредитов имеют большой срок. Поэтому в целом мы чувствуем себя достаточно комфортно.

- Кто является самым главным кредитором компании?

- Мы работаем со многими крупными российскими и западными банками и стараемся диверсифицировать наш кредитный портфель. Самым крупным кредитором является Сбербанк, но его общая доля составляет менее 25%.

- Есть ли у компании планы по продаже или по покупке активов или структура холдинга в среднесрочной перспективе уже не изменится?

- Мы постоянно мониторим рынок на предмет интересных возможностей, так что это скорее процесс, чем конкретные планы.

Если говорить о продаже бизнесов, то каких-то серьезных изменений мы пока не ожидаем. Идет текущая работа по формированию партнерств в части развития логистической инфраструктуры, проводим точечную оптимизацию портфеля активов. Но в целом сейчас мы сфокусированы на развитии нашего основного нефтехимического бизнеса, где у нас есть много возможностей для органического роста.

- Насколько компании комфортно с новыми акционерами?

- Вполне комфортно. У нас очень хорошее взаимопонимание по части производства и развития, ведь наш основной акционер - Леонид Викторович Михельсон - выходец из газового бизнеса, и компанию "НОВАТЭК" он, по сути, построил своими руками.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений