В результате декриминализации статьи "контрабанда" прекращено более тысячи дел

Московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков рассказывает "Интерфаксу" о работе, связанной с декриминализацией статьи 188 УК РФ "контрабанда"

В результате декриминализации статьи "контрабанда" прекращено более тысячи дел
В результате декриминализации статьи "контрабанда" прекращено более тысячи дел

Москва. 2 мая. INTERFAX.RU - В конце прошлого года вступил в силу Федеральный закон № 420-ФЗ, который внес несколько серьезных изменений в УК, УПК, КоАП, направленных на декриминализацию ряда составов преступлений, и, в частности, на декриминализацию статьи 188 УК РФ "контрабанда". Что вызвало большой резонанс и неоднозначную реакцию в профессиональной среде. Как бы то ни было, закон надо исполнять. В каком состоянии сейчас эта работа?

- По состоянию на 31 декабря 2011 в производстве поднадзорных Московской межрегиональной транспортной прокуратуре следственных органов находилось 1098 уголовных дел о контрабанде. На сегодня в связи с декриминализацией статьи 188 УК РФ прекращено производство 1088 уголовных дел.

Из этих 1088 уголовных дел было выделено 165 материалов, по которым предстоит дать оценку по статье 194 УК РФ - "уклонение от уплаты таможенных платежей".

Диспозиция этой статьи осталась практически прежней. Однако изменился размер ущерба, с которого наступает уголовная ответственность. Раньше крупный размер составлял 500 тыс. рублей, а особо крупный - 1,5 млн. рублей. С 8 декабря 2011 года введена следующая градация: крупным размером признается ущерб с физического лица – 1 млн. рублей, с организации – 2 млн. рублей, а в особо крупном размере – с физического лица – 3 млн. рублей, с организации – 10 млн. рублей.

В настоящее время по ряду материалов рассчитываются суммы неуплаченных таможенных платежей, после чего органами Следственного комитета РФ будут приниматься решения о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ.

Еще шесть уголовных дел переквалифицированы на ст. 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов), и четыре уголовных дела на 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства). Здесь ситуация понятная: расследование этих дел ведется, а по некоторым уже даже завершено, и судами вынесены приговоры. Так, например, 18 сентября 2011 в аэропорту "Домодедово" после прибытия рейса № 645 сообщением "Худжад (Таджикистан) – Москва" при прохождении таможенного контроля по подозрению в перевозке наркотических средств был задержан гражданин Республики Таджикистан Зиёев М.А.. В ГКБ №7 Москвы после проведения медицинских процедур и динамического наблюдения из его желудочно-кишечного тракта было извлечено 124 контейнера с героином, общей массой 728,26 грамма. Уголовное дело было возбуждено по статье "контрабанда, а в дальнейшем, после 8 декабря, переквалифицировано на статью 229.1 ("контрабанда наркотических средств..."). 15 февраля 2012 года приговором Домодедовского городского суда Московской области Зиёев был признан виновным и приговорен к 11 годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии строгого режима.

При этом необходимо отметить, что Московской межрегиональной транспортной прокуратуре поднадзорен один из крупнейших таможенных органов на территории Российской Федерации - Центральное таможенное управление Федеральной таможенной службы РФ. Кроме того, мы осуществляем надзор за Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ и Управлением на транспорте МВД РФ по Центральному федеральному округу. И для нас работа по декриминализации статьи 188 УК РФ стала одной из основных — мы чаще других сталкивались с ней.

- А что с конфискованными товарами? Ведь до декабря прошлого года изъяты были несколько тысяч тонн контрабандных грузов.

- Действительно, на складах временного хранения скопилось множество вещественных доказательств по делам о контрабанде. С декриминализацией этой статьи таможня должна рассчитать стоимость неуплаченных в бюджет таможенных платежей, и определиться с мерой ответственности: если сумма меньше определенной в примечании к статье 194 УК РФ, то физическое лицо или организация должны оплатить таможенные платежи - и могут забирать товар. Так сейчас и происходит.

Но часть владельцев изъятого товара так и не удалось установить. Эти предметы должны быть обращены в доход государства. Но закон не позволяет сделать это росчерком пера таможенного чиновника или, например, моего как прокурора. Решение о признании товара бесхозным и обращении его в доход государства принимает только суд. Сейчас мы совместно с таможней ведем работу в этом направлении. Это - не быстрый процесс.

В конечном итоге следует понимать, что Генеральная прокуратура РФ поставила перед нами две задачи: никто, не смотря на определенные послабления, не должен уйти от ответственности и государство должно получить все положенные платежи.

- Получается, что работа идет гладко? И не вызывает никаких проблем? Но ведь так не бывает!

- Конечно, не бывает. Сложности есть, и порой очень большие... Нельзя не принять во внимание, что судебная и следственная практика по этим делам еще не сложилась.

Фабула статьи 188 УК РФ содержала исчерпывающий перечень способов незаконного перемещения товаров через таможенную границу: помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. А в статье 194 УК РФ указаний на способы совершения не содержится. И теперь следственным органам необходимо давать оценку — как лицо уклонялось от уплаты таможенных платежей, когда этот умысел возник, на какой стадии и каким образом он был реализован... А такого опыта даже у давно работающих следователей пока нет . И именно по этой причине в суд не направлено еще ни одного дела по статье "уклонение от уплаты таможенных платежей".

Вторая проблема. Она существовала и раньше, но не была так распространена. Зачастую субъекты внешнеэкономической деятельности, чтобы снизить суммы платежей, либо декларируют только часть груза, либо делят всю партию на несколько мелких поставок. Сложность квалификации здесь в том, чтобы доказать умысел на уклонение от уплат при перемещении всей партии товара. Здесь в каждом конкретном случае надо смотреть и доказывать: на каком этапе возник преступный умысел, если он был. Сколько по одному договору было поставок, сколько машин пересекло границу, сколько контейнеров...

Третья серьезная проблема — в изменении устоявшихся схем работы. Федеральный закон № 420-ФЗ внес изменения, в том числе и в уголовно-процессуальный кодекс. Если раньше дела об уклонении таможенных платежей находились в производстве таможенных органов, то теперь все они отнесены к ведению Следственного комитета РФ. А таможня имеет право проводить неотложные следственные действия только в течение 10 дней. Соответственно, практика показала, что этого недостаточно: раньше таможенные органы дознание проводили в полном объеме, и осуществляли оперативное сопровождение на всех этапах дознания. И, наверное, это все-таки было правильно. Теперь они вынуждены передавать эти дела в органы Следственного комитета РФ, что не прибавляет оперативности в расследовании.

Но ведь у таможенных органов за годы работы сложились оперативные позиции, которых нет у других подразделений. И ориентированы они именно на пресечение незаконных перемещений через границу РФ.

Здесь есть пути решения: это улучшение межведомственного взаимодействия путем организации совместной работы. Мы эти вопросы организуем и контролируем.

Четвертая проблема — чисто законодательная. Спектр оценки ныне действующей статьи 194 УК РФ намного уже, чем ранее действовавшей статьи 188 УК РФ. Это создает основы для свободного трактования, и, не могу не отметить, порождает предпосылки коррупционной составляющей. Поэтому контроль со стороны прокуратуры за этим будет очень серьезен, особенно на этапе формирования следственной и судебной практики. Но и законодателю необходимо обратиться к этой проблеме — может быть, расширив формулировки самой статьи.

- Декриминализация УК затронула не только статью "контрабанда"...

- Да, законодатели внесли изменения в несколько статей уголовного кодекса. Так, утратили силу пять статей УК, в том числе — клевета и оскорбление (они теперь не являются уголовно-наказуемыми), изменены диспозиции нескольких статей, в том числе вся глава о компьютерных преступлениях, были введены несколько статей. Соответствующие изменения внесены в Уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный Кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях... Нас, как транспортных прокуроров, в большей степени затронула именно статья "контрабанда"...

- А другие изменения?

- В гораздо меньшей степени. Например, уголовных дел по незаконному предпринимательству в производстве поднадзорных нам правоохранительных органов было всего 10, причем одно из них было прекращено в связи с деятельным раскаянием обвиняемого. По остальным уголовным делам предварительное следствие неоднократно приостанавливалось, мы эти решения отменяли, производство возобновлялось, потом вновь приостанавливалось... Сейчас производство по всем этим делам прекращено.

Дел об оскорблении и о клевете в нашей зоне ответственности не было. Как и дел по преступлениям в сфере высоких технологий.

- Но, кроме декриминализации статей Уголовного Кодекса РФ, Президент России, являвшийся инициатором этого закона, внес предложение разрешить прекращать уголовные дела, в том числе и на стадии расследования, если ущерб возмещен...

- Да, теперь такое право дано не только судам, но и следователям и дознавателям с согласия прокурора. В нашей практике пока зарегистрирован один случай прекращения уголовного дела в связи с деятельным раскаянием. В Смоленске на железнодорожной станции предприниматель в течение месяца занимался сбором и переработкой металлолома, не имея обязательной лицензии на указанный вид деятельности. В дальнейшем она была получена. Было возбуждено уголовное дело. При изучении его личности выяснилось, что характеризуется он положительно, однако своевременно не продлил лицензию. С согласия прокурора уголовное дело в отношении него было прекращено на стадии следствия в связи с деятельным раскаянием. И, как я считаю, сделано это было абсолютно правильно: судьбу мы предпринимателю не поломали, как это могло произойти в случае осуждения.

Интервью

Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами