Несмотря на урбанизацию, диких животных в Подмосковье так много, что их численность приходится регулировать
В субботу, 14 апреля, в Подмосковье открывается весенняя охота - на пролетающую дичь. Об особенностях этого сезона Интерфаксу рассказал Дмитрий Вачугов, начальник Управления охоты и охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области
- Дмитрий Дмитриевич, фактически весенняя охота "по новым правилам" откроется в этом сезоне впервые - в прошлом году правила были только введены, и абсолютное большинство охотников отправились "открывать сезон" по-старинке. Что ждет нас в этом году? Какие ограничения будут введены, что разрешено, что запрещено?
- Надо сказать, что в общем мы стараемся никаких революционных преобразований в области весенней охоты не делать. Откроется она (как это и предусмотрено постановлением Правительства РФ №18) в южных районах Московской области с 14 по 30 апреля, а в северных - с 21 апреля по 6 мая. То есть с 21 по 30 апреля для весенней охоты будет разрешена охота на всей территории Подмосковья. Срок охоты в каждом регионе в этом году по-прежнему будет составлять 16 дней.
- Но известно, что Министерство природных ресурсов РФ рекомендовало в этом году ограничить сроки весенней охоты 10 днями, мотивируя это тем, что птица плохо перезимовала.
- Мы консультировались по этому вопросу со специалистами-орнитологами. Более того - у нас есть связи с зарубежными респондентами, которые отслеживают зимовку птиц. И зарубежные орнитологи считают, что зимовка была плохая, но не катастрофическая. Но ведь абсолютное большинство охотников - москвичей и жителей Подмосковья, могут удовлетворить свою страсть только в выходные - и, ограничивая сроки десятью днями, мы фактически лишаем их удовольствия полноценно открыть сезон. Лишаем праздника.
Надо не забывать, что весенняя охота "по перу" гораздо более популярна, чем осенняя. Открытие сезона - неформальный, но самый популярный у любителей побродить с ружьями россиян праздник. И атмосфера у нее соответствующая - пробуждающейся природы. Именно она - самая душевная охота. К ней готовятся заранее: подбирают подсадных уток, разведывают тока глухарей и тетеревов, места тяги вальдшнепов. Весенняя охота - она для души, она - любительская. В отличие от осенней, которая скорее все-таки промысловая.
Именно Поэтому от привычной и разрешенной законом продолжительности охоты в 16 дней мы отходить не будем. Тем более, что нормы добычи в Подмосковье даже меньше рекомендованных МПР.
- Постановление Правительства России №18 дает право местным властям переносить сроки охоты на пару недель в ту или иную сторону в зависимости от реальной погоды. В прошлом году в регионах почти никто таких переносов не сделал, и в результате утка и гусь прилетели на следующий день после окончания формального сезона. Охота была фактически сорвана, и многие любители поминали власти "тихим добрым словом"...
- Фактически 2011 год стал первым, и многие механизмы не только были не отработаны, но и оказались абсолютно новыми. В этом году мы были готовы к этой проблеме - но весна, по прогнозам метеорологов, должна была прийти в установленные сроки. Поэтому мы, изучив вопрос, не стали переносить сроки. И то, что происходит на улице, пожалуй подтверждает нашу правоту.
- И все-таки - какие же квоты?
- Весной 2012 года будут открыты все традиционные виды охот: селезень с подсадной уткой, пролетный гусь, тяга вальдшнепов, а так же глухарь и тетерев на току. Нормы добычи таковы: гусей - две особи в сутки на человека, селезней - три особи, вальдшнепов - два вальдшнепа, и только за вечернюю тягу. Глухаря и тетерева можно промышлять только на тех токах, где поет не менее пяти петухов, и норма установлена не на человека, а на ток: не более одного глухаря и одного тетерева с тока в сезон.
В принципе, все эти нормы соответствуют и прежним, и все они согласованы и с орнитологами, и с специалистами Центрохотконтроля.
- Но для любителей "токовать" эти нормы явно недостаточны...
- Мы и так переживаем за глухаря и тетерева. У нас, к сожалению, хороших токов - таких, где поет не менее пяти петухов - осталось всего несколько. Фактически можно по пальцам пересчитать, и большинство - в отдаленных районах. Сразу оговорюсь - тока исчезают не из-за охоты, а из-за нарастающей урбанизации территорий. И по-охотничьи правильно ограничить эту эксплуатацию. Тогда тока дольше просуществуют.
- Раз уж мы заговорили про урбанизацию - а что вообще происходит в Подмосковье с численностью зверя и птицы? Ведь активное строительство продолжается, и есть опасения, что скоро все Подмосковье, по меньшей мере ближнее - обездичит.
- Цифры говорят о другом. Не смотря на активную антропогенность региона, число зверя растет. Причем мы уже вынуждены регулировать численность некоторых видов. Например, в 2010 году в Подмосковье, по оценкам ученых, популяция кабана составляла свыше 14 тысяч особей, и он уже начинал вредить, разоряя сельхозугодья и приусадебные участки. Стали поступать многочисленные жалобы, и мы вынуждены были реагировать. Отмечу, что в Подмосковье самая большая в России охотничья квота на любительскую добычу кабана - 4 тысячи голов. И, не смотря на то, что он остается самым популярным объектом охоты, мы все равно эту квоту чуть-чуть, но не добираем. На конец 2011 года популяция кабана вернулась к естественным для области цифрам - около 11 тысяч особей.
Схожая ситуация с бобром: в середине 70ых, возник "бобровый бум", стали очень популярны изделия из этого меха, и численность этого дорогого и популярного пушного зверя сократилась до нескольких тысяч, и даже, по некоторым оценкам - до нескольких сот. Тогда были приняты жесткие меры, бобр был внесен в Красную книгу. И к 2005-2006 годам популяция разрослась до слишком больших размеров. Пошел массовый поток жалоб на него - там дорога ушла под воду, там садоводческое товарищество подтоплено, там повреждена дамба. Мы заказали ученым большое исследование, несколько месяцев проводился подсчет бобра - и в результате стало известно, что численность популяции достигла 14.000 особей, что уже создало серьезную угрозу природного баланса. По нашей инициативе бобра исключили из региональной "Красной книги", охоту на него разрешили - но любителей этого промысла в Подмосковье тоже почти не осталось. Пришлось принимать меры собственными, что называется, силами. В 2011 году на бобра была всего одна жалоба. А на сегодня популяция, по нашим оценкам, составляет 14-15 тысяч особей.
Регулирование численности позволило нам убрать бобра оттуда, где он нежелателен. А то, что его все-таки много - это, а мой взгляд, е плохо. Он и воду задерживает, и позитивные почвенные процессы вызывают. Ландшафтное проектирование, которое они, можно так сказать, проводят - очень правильное. Бобр - он не враг. И не обязательно шуба.
- А не получится ли так, что мы опять загоним бобра в Красную книгу?
- Это исключено. Промысловиков, особенно промысловиков бобра как таковых в области нет. Тех же, кто копит шкурки на шубу - единицы, и их деятельность не создает угрозу популяции.
- Тогда же, в 70-80ых годах, сразу после внесения бобра в Красную книгу, возник серьезный "ондатровый" бум...
- Нельзя сравнивать бобра с ондатрой. Угроза уничтожения бобра тогда была более чем реальна. Ондатру у нас называют "водяной крысой" (в Америке и Канаде, кстати, - "речным кроликом"), она легко приспосабливается к изменяющимся условиям, и столь серьезных пиков-спадов в ее популяции не было.
Так что сейчас бобру и ондатре человек не угрожает. Опасность для них - болезни, но их в популяциях мы не видим.
- А что по другим животным?
- По нашим данным, сегодня в Подмосковье обитают свыше 8 тысяч лосей, около 11 тысяч кабанов, как я уже говорил, около 3 тысяч косуль, по 1,5 тысячи голов благородного и пятнистого оленя, около 8 тысяч лис.
- Последние месяцы много сообщений об эпизоотиях: здесь и бешенство у лис, обнаруженных в жилых районах Зеленограда, и о африканской чуме свиней, подошедшей вплотную к границам Подмосковья...
- По бешенству, к сожалению, ситуация в области стабильно напряженная, и последние годы она не улучшается. Мы регулярно регистрируем на территории области случаи бешенства, и по-прежнему фиксируются смертельные исходы среди людей. Не смотря на то, что ведется активнейшая разъяснительная работа, не смотря на обширнейшую пропаганду правил поведения при общении с дикими животными - все равно находятся люди, которые не понимают всей опасности этой болезни. Почему это бывает - сказать невозможно. Такое ощущение, что люди не слушают радио, не смотрят телевизор. Дикое животное кусает ребенка - и родители никуда не обращаются. В результате маленькая девочка умирает. Мужчина целуется с диким енотом, тот кусает его за подбородок - и мужчина ничего не делает, чтобы себя обезопасить. Тоже умирает от бешенства.
Ну как достучаться до людей? Как объяснить, что нельзя играть с дикими животными, что нельзя их обнимать-целовать? Как донести, что если тебя укусили - надо немедленно обратиться к врачам? Время работает против Вас. Бешенство - болезнь, которую до сих пор лечить медицина не научилась. Она - стопроцентно летальна. Надо бежать, лететь, мчаться в лечебное учреждение - потому, что еще есть возможность создать иммунитет. После появления первых симптомов спастись уже невозможно.
- А как же с ним бороться?
- Только профилактически. Мало кто знает, но мы, охотоведы, ведем огромную работу по профилактике бешенства. В прошлом году мы совместно с ветеринарами в местах кормления диких плотоядных животных разложили более 600 тысяч приманок с вакциной. За три месяца 2012 года отстреляно свыше 3 тысяч диких лисиц - в ходе охоты и для регулирования численности. Они проверялись на бешенство, и, к сожалению, больные среди них были выявлены. Но отстрел - не решение проблемы. Вся надежда все-таки на вакцинацию. Какая разница, сколько бешеных лисиц в области: десять или одна? Пока есть хоть одна - есть реальная угроза заражения и распространения. Ведь бешенство разносят и крысы, и бродячие собаки, и енотовидные собаки, могут кошки. Сейчас у нас одна надежда - что ветеринары придумают что-то по-настоящему эффективное. Пока же победить бешенство не удается.
- А что с африканской чумой свиней?
- По АЧС ситуация спокойная. На сегодня в области не зарегистрировано ни одного случая этой опасной болезни. Она подошла вплотную к нашим границам, но пока их не перешагнула. 4 апреля в соседней Тверской области охотоведы обнаружили двух мертвых кабанов, причиной смерти которых стала час - и там введен жесткий карантин. Конец прошлого сезона в Смоленской области так же оказался скомканным - из-за той же чумы. У нас же пока ситуация спокойная, регулярные контрольные осмотры не выявили кабанов, которые себя подозрительно бы вели и даже не обнаружены подозрительно худые особи - одна из внешних признаков АЧС. Мониторинговые отстрелы, которые осуществляются каждый месяц в каждом хозяйстве, так же, слава Богу, показывают, что возбудителя в области нет. Но мы готовы.
- Вернемся к охоте. В охотхозяйствах Подмосковья цены часто "не по карману" большинству любителей...
- Приобретая путевку в охотхозяйстве охотник оплачивает не только квоту, но и услуги. Это прописано в Законе, и здесь никаких нарушений нет. Поэтому путевка, как правило, стоит дороже.
Теперь Закон разрешает охоту вне охотхозяйств, в общедоступных угодьях. Желающий должен заплатить сбор - на сегодняшний день это 400 рублей. Затем с квитанцией об оплате он приходит в районный отдел охотнадзора, пишет заявление, оно рассматривается - и ему выдается разрешение.
- Много ли получивших такое разрешение?
- В прошлом году мы выдали ровно 200 разрешений, удовлетворив всех обратившихся. Да и в этом никому пока не отказали. Но сейчас мы внимательно следим за тем, что происходит в общедоступных угодьях. Ведь пропускная способность в них не так велика, а кажущая дешевизна может вызвать туда массовый наплыв. А ведь там восстановительная работа ведется только нашими штатными сотрудниками, и это, конечно, недостаточно.
Мы в этом году будем стараться регулировать эту нагрузку - в рамках тех нормативных актов, которые существуют. Пока установили низкую пропускную способность. Ну и давайте не будем забывать, что в Московской области площадь общедоступных угодий невелика - меньше одного процента от территории области, то есть около 35 тысяч гектар. Биотехния, например, выпуск подрощенных в хозяйствах диких утят, там проводится только силами наших охотоведов - а этого явно недостаточно. Да и за охрану угодий отвечают наши сотрудники - а их один на район. Естественно, что такую же пропускную способность, как в организованных охотхозяйствах, не можем здесь установить.
- Меньше одного процента? А остальные территории?
- Они принадлежит различным добровольным охотобществам, таким, Московское областное общество охотников и рыболовов (МОООиР - оно контролирует 80 процентов областных угодий), Московским городским, военным, обществу охотников и рыболовов "Динамо", многим другим. Там есть свои штатные сотрудники, которые ведут на самом деле большую работу, в том числе - восстановительную. Например, в прошлом году было взрощено и выпущено около 10 тысяч диких уток, в этом году предполагается выпустить столько же.
- Сколько у нас официально зарегистрировано охотников?
В Подмосковье зарегистрировано 130 тысяч владельцев охотбилетов, Москва озвучивает цифру в 300 тысяч. Но охотбилет очень часто оформляют для того, чтобы получить законные основания владеть оружием - хотя их владельцы фактически на охоту не ходят. Часть охотников традиционно выезжают в другие области. Настоящих же любителей - тех, кто за пару недель до Подмосковья "открывает охоту" в южных областях, продолжает в Подмосковье, а заканчивает на севере, часто даже в Карелии - таких всего несколько тысяч.
- А сколько охотинспекторов?
- На сегодняшний день - 38. Естественно, они работают в тесном взаимодействии с сотрудниками МВД, и взаимодействуют и с лесниками, и с рыбинспекцией. Ну и конечно, огромная помощь - от охотпользователей - работников негосударственных и частных охотхозяйств и охотобществ.
Эта численность, хоть и не высокая - но она позволяет в каждом районе иметь нашего сотрудника, который организовывает и направляет эту работу.
Сезон для охотинспектора - это очень напряженный период, что называется, без ночевки дома. Закон наделяет их большими правами, и хочу напомнить их охотникам: проверять документы на производство охоты, изымать незаконно добытую продукцию охоты, применять физическую силу и спецсредства при задержании нарушителей. Права инспекторов достаточно обширны - но и сами они по отношению к охотнику должны вести себя корректно: представляться, предъявлять жетон и документы, безусловно, быть вежливыми.
Много ли инцидентов между охотинспекторами и охотниками?
- Основная масса охотников - послушные и порядочные люди. А вот в каждой бочке меда имеется ложка дегтя. Это те люди, которые при встрече с охотинспекторами, с сотрудниками полиции начинают, жаргонно говоря, "качать права", при этом, как правило, что-то нарушив. Это касается и обычных людей, но чаще - людей "с положением". Ну как же так, он - важная персона, и какой-то охотинспектор пытается проверить у него документы. Да как он посмел?! Такое отношение бывает, и с этим приходиться справляться.
- А как это можно проиллюстрировать цифрами?
- В 2011 году охотинспектора выявили 198 нарушений в области охоты, к административной ответственности было привлечено 183 правонарушителя. В следственные органы были направлены 15 материалов - по фактам браконьерства. За два месяца 2012 года выявлено 47 административных нарушений охотничьего законодательства. В следственные органы переданы материалы для возбуждения уголовных дел по 21 преступлению.
- И есть ли результаты от следственных органов?
- Нам такая информация поступает не всегда, Насколько мне известно, как минимум три человека . А есть дела, которые тянутся годами…
- Не могу не спросить о двух громких уголовных делах, возбужденных в отношении подмосковных охотинспекторов - тех, кто, задерживая браконьеров, применял оружие.
- Дело охотоведа Григорьева и дело охотоведа Довыденко. Это - наша больная точка. Все, что я сказал про "ложку дегтя" в среде охотников - все это касается этих двух событий.
Дела развиваются по-разному. Андрей Григорьев, к сожалению, осужден Зарайским судом к условному сроку. И поэтому, с непогашенной судимостью, к нам на государственную гражданскую службу он не смог попасть. И хотя решение суда в законную силу не вступило, и сейчас идет апелляционные процессы, и хотя мы рассчитываем на благоприятный исход дела - пока мы остались без этого, безусловно, правильного, сотрудника.
С Довыденко ситуация другая: его дело никак не могут передать в суд, так как в нем просматриваются очевидные фальсификации. Видеозапись этого события лежит в интернете, с ней свободно можно ознакомиться - и четко видно, что охотовед останавливает бригаду на снегоходах, с двумя убитыми лосями на прицепах, добытых без лицензии. И при требовании предъявить документы люди пытаются скрыться. Казалось бы, под покровом темноты, ночью совершается очевидное преступление. Довыденко пытается их остановить, ему оказывают сопротивление - и он применяет оружие. На законных основаниях.
Решение по делу никакое не вынесено, и Довыденко по-прежнему является нашим сотрудником. Мы надеемся, что хотя бы в данном случае справедливость восторжествует, компетентные органы разберутся, все внимательно изучат, и вынесут справедливый вердикт по отношению к Довыденко. Надо быть слепым, чтобы не видеть - что он задерживал преступников.
- Дмитрий Дмитриевич, Вы сами-то сезон откроете?
- Конечно! Моя любимая подсадная утка, трехлетняя Белка скоро приедет в Москву, и ждет субботы не меньше, чем я. Патроны накрутил, свой МЦ-106 расконсервировал. Обязательно открою сезон в Московской области, а потому, думаю, доберусь во Владимирскую. А вот дальше, боюсь, работа не позволит, так что в северные области в этом году на весеннюю вырваться не смогу.
- Тогда традиционное: ни пуха...
- ...Ни пера!