Башнефть - стратегия здравого смысла

Президент "Башнефти" Александр Корсик рассказывает "Интерфаксу" об основных параметрах стратегии развития компании

Башнефть - стратегия здравого смысла
Башнефть - стратегия здравого смысла

Москва. 12 декабря. INTERFAX.RU - Стратегия компании всегда вызывает большой интерес, поскольку представляет собой перспективу ее развития. Свое влияние на реализацию планов может оказать внешняя ситуация или внутрикорпоративные нововведения, однако основные прогнозные данные останутся главным ориентиром для самой компании и оценивающего ее рынка.

Нефтяная компания "Башнефть" в конце прошлого года приняла стратегию среднесрочного развития, учитывающую стабилизацию добычи нефти в объеме 15 млн тонн, а переработки - на уровне в 20 млн тонн в год. Впервые компания озвучила свои планы, утвержденные на 5 лет вперед. Об основных параметрах стратегии Агентству нефтяной информации рассказал президент "Башнефти" Александр Корсик.

- Хотелось бы для начала уточнить предварительные итоги работы "Башнефти" в 2011 году?

- Минувший год для компании был вполне удачным. План по добыче нефти в 14,7 млн тонн мы выполнили почти за две недели до конца 2011 года, а 29 декабря компания добыла 15-ти миллионную тонну нефти - это тот уровень, на который мы будем ориентироваться в ближайшие несколько лет. В целом же по году добыча достигла 15,1 млн тонн.

Объем переработки в 2011 году мы изначально планировали в районе 20 млн тонн, переработали около 21 млн - оптимальный объем для рыночной ситуации минувшего года.

Что касается финансовых результатов, то уже по итогам 9 месяцев были выполнены планы всего 2011 года по выручке, EBITDA и чистой прибыли. Сейчас мы подводим итоги последнего квартала, обычно более тяжелого, чем предыдущие. Конечно, на нас негативно сказалось введение системы "60-66", но цены на нефть помогли компании отчасти компенсировать потери от налоговых изменений.

- А планы на 2012 год?

- Добыча в районе 15 млн тонн, переработка - 20 млн. Капвложения в этом году запланированы на уровне 2011 года - около 30 млрд рублей плюс наша доля инвестиций в месторождения им. Требса и Титова - почти 10 млрд рублей.

- Оценивая параметры стратегии "Башнефти" до 2016 года можно заметить, что они мало отличаются от планов, заявленных компанией чуть менее трех лет назад. Почему так?

- Это сходство говорит о том, что у нас с самого начала было правильное понимание перспектив развития компании, и что мы работаем в соответствии с верной стратегией, которую адаптируем к рыночной ситуации. Опыт акционеров и менеджмента позволяет нам ставить абсолютно реалистичные и очень рациональные цели. Труднодостижимые, но реалистичные.

Вспомните, в 2009 году "Башнефть" добыла 12 с небольшим миллионов тонн нефти. Объем производства в 15 млн тонн казался тогда недостижимым. Появятся ли у нас новые активы, мы не знали. Тем не менее, наши прогнозы сбылись и даже превзошли ожидания.

Могу предположить, что мы не остановимся на достигнутом. Пример - сама Башкирия, наш ключевой регион работы. Несмотря на то, что нефть здесь добывается уже 80 лет, в республике много недоизученных объектов. Анализ накопленной геологической информации показывает, что нефтяной потенциал республики далеко не исчерпан, и я не исключаю, что "Башнефть", активизировав геологоразведочные работы, сможет увеличить здесь свои запасы.

Что касается нефтепереработки, то мы убедились, наша программа модернизации заводов является абсолютно правильным направлением развития. И в условиях новой налоговой системы, и при скорректированных прогнозах цен на нефть и нефтепродукты. А развивая розницу, мы хотим продавать большую часть своего бензина через собственную сеть АЗС. Запланировано расширение мелкооптовой торговли и географии продаж. В этой области у нас масштабные планы на ближайшие пять лет - собственную розничную сеть мы планируем увеличить с 440 до почти 1200 АЗС.

Так что стратегия до 2016 года - это стратегия здравого смысла, как и планы компании 3 года назад.

- Получается, "Башнефть" уже показала динамичный рывок, и выше пока прыгнуть не сможет? Или помимо реалистичного варианта стратегии есть и оптимистичный?

- Покажите мне компанию, в которой на протяжении нескольких лет добыча будет расти на 6-7% в год, как у нас. Так бывает крайне редко. "Полка" в 15 млн тонн добычи в течение ближайших 5 лет - тяжелейшая работа.

Что касается различных вариантов стратегии, то они в основном базируются на разных ценах на нефть. Мы просчитали чувствительность финансовой модели компании только по этому показателю, все остальное прогнозировать очень сложно - слишком много факторов. На 2012 год мы взяли за основу цену на нефть в $90 за баррель. А на будущее заложили "вилку" в $75-105.

- Как стратегия учитывает стремление "Башнефти" сбалансировать добычу и переработку?

- "Башнефти" было бы комфортнее при сбалансированных уровнях добычи и переработки. Но и в сегодняшнем состоянии компания чувствует себя неплохо. На внутреннем рынке достаточно нефти по справедливой - рыночной - цене. Мы покупаем ее у нескольких производителей, чтобы избежать рисков. Наши партнеры заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве. Кроме того, с 2013 года дополнительную добычу нам дадут месторождения им. Требса и Титова.

Если удастся купить добывающие активы по разумной цене - еще лучше, но цены на них сегодня слишком высоки. Конечно, в своем развитии мы продолжим стремиться к сбалансированности добычи и переработки, но в текущих рыночных условиях это удается не так быстро, как хотелось бы.

- Перенос сроков введения техрегламента по моторному топливу серьезно повлиял на стратегию в сфере переработки?

- В рамках общей стратегии компании утверждена генеральная схема развития нефтепереработки, в которой зафиксированы наши планы по модернизации НПЗ. Эти планы прошли тестирование для различных сценариев развития экономической ситуации и продемонстрировали высокую степень устойчивости к неблагоприятным колебаниям цен на нефть и нефтепродукты. Кстати, эти планы полностью соответствуют нашим обязательствам, зафиксированным в четырехстороннем соглашении. Мы учитываем в нашей деятельности изменение сроков введения техрегламента, но принципиально наши планы не меняются - мы своевременно перейдем на выпуск топлив, соответствующих стандартам евро-4 и евро-5, и уже к 2016 году планируем достичь глубины переработки более 94% и увеличить долю светлых нефтепродуктов до 73,4%.

- Планы расширения розничной сети, видимо, учитывают не только органический рост?

- Наша стратегия в рознице заключается в расширении географии продаж и максимальном выходе на конечного потребителя нашей продукции. Приоритетными регионами развития розницы мы видим Приволжский, Уральский, Центральный, Южный и Северо-Западный федеральный округи. Речь идет, прежде всего, о возможных приобретениях, частично - об органическом росте.

- Насколько сильно на параметры стратегии влиял основной акционер - АФК "Система"?

- Это влияние стопроцентное. Если бы что-то в стратегии не соответствовало устремлениям основного акционера, этот документ не был бы утвержден советом директоров.

- Какой рост капитализации компании учитывает стратегия?

- Наша финансовая модель говорит о том, что "Башнефть" сегодня стоит дороже, чем ее оценивает рынок. Это связано с тем, что менеджмент знает компанию лучше. Мы полагаем, что капитализация "Башнефти" будет расти, но неправильно жить только внутренней уверенностью, важно создать условия для верной оценки компании извне. И здесь не надо делать ничего сверхъестественного - нужно просто постоянно выполнять заявленные планы. Надеюсь, что последовательная реализация стратегии компании приведет к росту ее акционерной стоимости. Пара лет того, что называют track record, у нас есть уже сейчас.

- Компания уже строит планы по работе за пределами России?

- Настоящее "Башнефти" - это работа в России. Зарубежные проекты - пока лишь перспектива. Нам нужно для начала набраться опыта, правильно оценить свои силы и возможности. Первым пробным шагом станет подготовка к участию в следующем раунде тендера на месторождения в Ираке. Мы прошли квалификацию как не-оператор и сейчас ведем переговоры с другими компаниями по поводу формирования консорциума.

Мы рассматриваем возможность работы во Вьетнаме, но предложенные на одном из последних тендеров активы нас не заинтересовали. Изучаем и другие активы, в Азии и Африке, например. Но мы объективно оцениваем свой потенциал, ведь компания не очень большая, и мы не хотим брать на себя высокие риски.

- Есть ли у вас стремление превратить "Башнефть" из региональной НК в крупного игрока отечественного нефтяного рынка?

- Я не мыслю лозунгами - региональные, федеральные, международные игроки... Более важным, на мой взгляд, является понятие эффективности. Сейчас эффективность "Башнефти" существенно выше, чем год назад и даже несколько месяцев назад. Но это еще не 100-процентная эффективность, если исходить из поставленных целей. Тем не менее, пусть это и будет нескромно с моей стороны, но я уверен, что среди нефтяных компаний России "Башнефть" по эффективности находится совсем близко к лидерам. А если наши активы позволят, мы будем в числе этих лидеров.

- Что было для вас важным при назначении на пост президента "Башнефти", и как ваши взгляды изменились сейчас?

- По некоторым направлениям "Башнефть" оказалась лучше моих представлений, а где-то не оправдала надежд. Например, квалификация среднего инженерного и управленческого персонала и рабочих превзошла мои ожидания. Однако уровень бизнес-процессов и квалификация некоторых представителей высшего менеджмента не в полной мере соответствовали моим критериям качества. Но это не проблема. Это всего лишь задача.

Не изменилась моя точка зрения на будущее "Башнефти". Потенциал для развития компании немалый и, могу предположить, недооцененный. Еще в 2009 году, после двух месяцев работы на посту главы бизнес-единицы ТЭК АФК "Система", я был убежден, что добыча "Башнефти" будет расти. Тогда эта уверенность базировалась на опыте, который нефтяные компании приобрели в Западной Сибири в конце 90-х - в плане подхода к добыче, к применению эффективных технологий. Активы "Башнефти" могут быть лучше или хуже западносибирских, но они имеют потенциал, который до недавнего времени не использовался. Теперь мы видим этот потенциал в действии.

Главным же достижением новой "Башнефти" я считаю тот факт, что в компании сформировался свой особый корпоративный дух, вклад в который внесли практики работы АФК "Система", башкирские традиции и свежий взгляд на компанию вновь пришедших менеджеров. Надеюсь, коллеги разделяют мою точку зрения.

- Больше кадровых изменений не планируется?

- Смена кадров - постоянный процесс. Любая компания заинтересована в сильных менеджерах на любом управленческом уровне. Если появится кто-то лучше, чем я, значит, он будет работать на посту президента "Башнефти".

Интервью

Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами