Водители под наблюдением
За сутки столичные камеры видеонаблюдения, установленные на дорогах города, зафиксировали более двух тысяч нарушений ПДД
Москва. 2 июля. INTERFAX.RU – Со вчерашнего дня в России вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие, в частности, использование на дорогах видеокамер, которые должны фиксировать нарушения правил движения. Работают они еще далеко не везде, однако в ряде регионов такие приборы уже включены.
Факты
"Да, в 00:00 они (видеокамеры - ИФ) были включены, уже в рабочем режиме. Есть и первые результаты их работы - зафиксировано более двух тысяч нарушений. Это только по Москве", - сообщил начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал Виктор Кирьянов. В интервью "Российской газете" (http://www.rg.ru/), опубликованном сегодня, он отметил, что камеры установлены пока только в трех регионах: Москве, Московской области и Краснодарском крае, в наиболее аварийных местах.
Так, в Москве системы видеонаблюдения стоят на Сущевском валу, в районе съезда с Третьего транспортного кольца, а также у Лефортовского тоннеля и на Садовом кольце в районе пересечения с Петровкой. В Московской области - на Горьковском, Дмитровском и Ленинградском шоссе.
"Поначалу мы хотим посмотреть, как изменится ситуация на этих участках через месяц-два после того, как система заработает. Насколько снизится количество аварий, какое количество людей удастся спасти от несчастий", - рассказал Кирьянов. По его словам, сейчас главное – это отработать процедуру оформления нарушений в автоматическом режиме. "Спорных вопросов не должно быть, но нужен и определенный опыт в исполнении закона. Например, всем начальникам и главным инспекторам даны команды, что все сомнения на первых порах должны решаться в пользу водителя", - отметил Кирьянов.
О штрафе нарушители будут узнавать спустя десять дней. В течение этого времени сначала будет обработана информация, а затем постановление будет доставлено по почте. Извещения будут выдаваться под расписку. С момента вручения можно будет в течении 10 дней обжаловать штраф, на оплату у нарушителя будет 30 дней.
В целом же сотрудники ГИБДД отмечают, что камеры, с помощью которых фиксируются нарушения правил дорожного движения, дисциплинировали водителей, но некоторые сотрудники автоинспекции не исключают, что вскоре дисциплина на дорогах снова упадет.
Пока приборы установлены лишь в нескольких, так называемых, проблемных зонах. На этих участках небольшие заторы начали образовываться уже вчера вечером, поскольку наиболее осведомленные водители, узнавшие через Интернет о местах размещения камер, сбрасывали скорость до 20-30 км/ч, а, проехав "опасный" участок, снова нажимали на педаль газа.
Инспектор ДПС расказал вчера корреспонденту "Интерфакса": "У нас всегда так: сначала водители ведут себя смирно, а через пару недель расслабляются и снова начинают нарушать".
Напомним, что с 1 июля вступил в силу заключительный пакет положений Федерального закона №210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)", касающихся ответственности автовладельцев и водителей.
Основная часть нововведений не несет кардинальных изменений в действующие нормы. Это установление предельно допустимой дозы алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе водителя (соответственно 0,3 грамма и 0,15 милиграммов на литр), а также правовая основа запрета эксплуатации транспортного средства с помощью блокирующих устройств в случае нарушения правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.
Изменения касаются также содержания автомашин на штрафных стоянках. Так, в отличие от существовавшего порядка, за перемещение машины на специализированную стоянку и за первые сутки хранения на ней плата взиматься не будет, а в случае запрета эксплуатации автомобиля разрешено в течение суток движение к месту устранения причин запрета.
Если эти поправки не означают ужесточения наказание для участников дорожного движения, то введение ответственности автовладельцев за нарушения ПДД, зафиксированные фото- и видеотехникой, задолго до 1 июля вызвало широкий резонанс.
Как ранее сообщил заместитель начальника департамента ОБДД МВД РФ Владимир Кузин, согласно внесенным изменениям в ряд статей КоАп, аппаратура отныне будет фиксировать превышение установленной скорости движения, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения и нарушение правил пересечения железнодорожных переездов.
"Постановление об административном наказании с фотографией автомобиля, его номерного знака, с информацией о месте и времени нарушения, нарушенном пункте ПДД, а также форме и размере наложенной санкции будет направляться по почте собственнику автомобиля, который может быть освобожден от ответственности в случае представления доказательств своего отсутствия за рулем в момент нарушения", - отметил Кузин.
Народные умельцы
Российские автолюбители оценили нововведение по достоинству и теперь всем миром пытаются найти способы борьбы с нависшей "угрозой". Фантазия русского человека не знает границ. Только за первый день работы камер в Интернете появились целые научные труды, подробно рассказывающие, как обмануть пресловутый видеоконтроль. Способы предлагаются разные: от банальной грязи на номерах до специальных аппаратов, способных в долю секунды заменить регистрационный знак на машине. "Интерфакс" попробовал разобраться в многообразии предложений и вывести идеальную формулу борьбы с техническим прогрессом.
По мнению российских автолюбителей, самый распространенный способ обмануть камеру видеонаблюдения – забрызгать номер грязья. Штраф за "нечитаемые" номера составляет всего 100 руб., а вот другие нарушения ПДД, которые может зафиксировать камера, грозят куда более строгим наказанием. Для полной гарантии успеха грязь придется лить и на передний, и на задний номер. Фотографировать могут с двух сторон. Международный опыт показывает, что обмануть камеру таким образом можно, но регистрационных знаков не должно быть видно совсем. В противном случае, современные компьютеры с помощью специальных программ смогут расшифровать замазанные цифры и буквы, а владельцу придется оплатить штраф не только за нарушение ПДД, но и 100 руб. за грязный номер.
Еще одно изобретение, помогающее обмануть камеры на дорогах, пришло к нам из США. Американцы вычислили, что если забрызгать номер лаком, то оптическая аппаратура просто не сможет зафиксировать номера. Из-за светоотражающего эффекта и бликов на фотографии вместо регистрационного знака появляется белое пятно, и расшифровать надпись просто не возможно. В Европе одно время исключительно для этой цели продавались специальные спреи на лаковой основе, но полицейские запретили их использование, а нарушителям этого закона стали выписывать отдельные штрафы. В Америке подобные спреи продаются до сих пор.
"Все эти способы - полная ерунда. Установленная аппаратура позволяет опознавать любые номерные знаки днем и ночью, будь они заляпаны грязью, забрызганы лаком или заклеены какой-нибудь пленкой. Это современные компьютерные программы и современные камеры, рассчитанные на различные ухищрения водителей", - заявил "Интерфаксу" старший инспектор отдела пропаганда и безопасности дорожного движения УГИБДД ГУВД Москвы Игорь Колосков.
По его словам, не менее абсурдным является утверждение некоторых водителей, что у камер видеонаблюдения существует порог скорости. Некоторые автолюбители утверждают, будто на больших скоростях камера не успевает делать снимки. "Система видеофиксации в том числе рассчитана и на выявление нарушений скоростного режима. Сложно представить с какой скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы камера не успела сработать", - уверен старший инспектор.
Еще не успели сотрудники ГИБДД развесить на дорогах камеры, как в Интернете появились предложения водителей обманывать их по старинке, используя компакт-диски, подвешенные в салоне машины у лобового и заднего стекла. По мнению народных экспертов, блестящая поверхность диска должна создавать блики и мешать камере сфокусироваться. В результате, на фотографии, также как и при использовании лака, должны появляться белые пятна вместо номеров.
"Диски точно не помогут. Использовать их для обмана камер начали в Европе еще в 90-х годах. Тогда камеры фотографировали лицо водителя, а компакт-диски действительно бликовали, и картинка получалась расплывчатой. Нынешние камеры берут более широкий план, а сфокусированы они не на салон автомобиля а на регистрационный знак. Поэтому номера на фотографии будут получаться очень четко, даже если обклеить дисками весь салон", -- уверен преподаватель института телематики Валерий Гурнов.
По словам профессора, куда более надежно обклеить края регистрационного знака светоотражающей пленкой. Если ночью у камеры сработает вспышка, а днем будет солнечно, то фотография, действительно, может не получиться.
Пока российские автолюбители соревнуются в изобретательности, их китайские коллеги уже придумали устройство, позволяющее обмануть камеру практически на 100%. Как пишут газеты, китайцы сконструировали специальное устройство, позволяющее буквально в доли секунды менять на машине номера. Так, по данным Интернет-изданий, полиция одного из городов провинции Гуандун на юге Китая сделала заявление, что в последнее время более половины всех автомобилей-нарушителей, были засняты с закрытыми номерами, либо даже с фальшивыми. Прибор стоит не дорого – всего 100 – 120 долларов. Вполне возможно, что за такие деньги уже через несколько месяцев спецномера появятся уже на дальнем востоке, а потом разойдутся и по всей стране.
Обозреватель Лев Рубин, Анатолий Гусев
/Интерфакс/