Мы надеемся, что в следующем году во взаимной торговле мы добьемся показателей 2008 года

Посол Турции в Москве Айдын Сезгин рассказал "Интерфаксу", как продвигается развитие экономического сотрудничества между Турцией и Россией

Мы надеемся, что в следующем году во взаимной торговле мы добьемся показателей 2008 года
Мы надеемся, что в следующем году во взаимной торговле мы добьемся показателей 2008 года

Москва. 25 апреля. INTERFAX.RU - Посол Турции в Москве Айдын Сезгин рассказал корреспонденту "Интерфакса" Андрею Барановскому о перспективах развития сотрудничества России и Турции в экономической, энергетической, военно-технической сферах, а также об ожиданиях турецких властей от нового туристического сезона.

- Как Вы оцениваете текущее состояние и перспективы экономического сотрудничества между Россией и Турцией? В каких сферах сотрудничества Анкара видит наибольший потенциал?

- Торговый оборот между нашими странами, который в 2002 году составлял 5 миллиардов долларов, в 2008 году достиг 38 миллиардов долларов. Однако глобальный финансовый и экономический кризис последних трёх лет повлиял и на турецко-российскую торговлю. В этом году мы увидели, что турецкая и российская экономики, справившись с влиянием кризиса, входят в положительное русло. Торговые показатели демонстрируют постоянный рост. В 2010 году наш торговый оборот с Россией составлял около 26 миллиардов долларов. Мы надеемся, что в следующем году во взаимной торговле мы добьёмся показателей 2008 года.

Теперь уже наша цель в двухсторонней торговле – 100 миллиардов долларов. На первый взгляд эта цифра может показаться претенциозной, но глядя на то расстояние, которое преодолели торговые отношения двух стран за короткий период времени, я верю в то, что эта цель будет достигнута в будущем, которое не является таким уж далёким. Например, все это нашло свое подтверждение на самом высоком уровне во время визита нашего премьер-министра в Россию 15-17 марта 2011 года.

Турция и Россия являются двумя большими региональными экономическими державами. Экономики двух стран дополняют друг друга. Кроме того на различных экономических и торговых форумах, в которых я принимал участие с момента моего вступления в должность и по настоящее время, я лично стал свидетелем усилий турецкого и российского бизнеса развить взаимоотношения. Мы поощряем осуществление турецкими фирмами инвестиций в России, а российскими - в Турции.

- Насколько активно Россия и Турция инвестируют в экономику друг друга? Какие отрасли российской экономики в Турции считают наиболее привлекательными для инвестирования? Не могли бы Вы привести примеры конкретных инвестиций Турции в Россию?

- Турецкие инвестиции в России сосредоточены преимущественно в таких областях как сфера недвижимости, подрядные работы, производство стройматериалов, стеклянной продукции, продуктов питания, текстиля, бытовой и электронной техники. Так же турецкие инвесторы проявляют растущий интерес и к переработке продуктов питания, производства машин и оборудования, автомобильной промышленности и производству авто компонентов, производству мебели и предметов дизайна.

Предположительно в России находится около 2000 турецких фирм. Начиная с конца 2009 года, общая сумма этих инвестиций составляет примерно 7 миллиардов долларов. Наличие турецких фирм, которые открылись и получили развитие в России, представляет собой особый источник гордости.

Мы приглашаем российский бизнес осуществлять инвестиции в Турции. В этой связи я хочу отметить, что для российских инвесторов имеются значительные инвестиционные возможности в таких областях как энергетика, туризм, а также в различных отраслях промышленности.

- Как в Анкаре оценивают заявления российской стороны о том, что она может отказаться от идеи прокладки подводной части газопровода "Южный поток", которая должна была пройти по исключительной экономической зоне Турции в Черном море, и проработать альтернативные маршруты поставок российского газа в Европу по этому газопроводу?

- Для выполнения Россией работ по ТЭО, касающегося той части газопровода "Южный поток", строительство которого предусматривается в турецкой исключительной экономической зоне, российской стороне был дан положительный ответ и для получения разрешения на строительство ей был передана информация об исследованиях, проведение которые мы считаем необходимым. Естественно, продолжение Россией работ по проекту газопровода "Южный поток" или же отказ от этого, а также какой маршрут будет определен, Россия решает сама.

- В свете последних событий в Японии, будут ли вноситься изменения в проект строительства первой в Турции АЭС – "Аккую"?

- Как известно, 12 мая прошлого 2010 года между нашей страной и Россией было подписано соглашение, касающееся строительства ядерной станции в Аккую провинции Мерсин.

После трагического землетрясения в Японии на станции Фукусима началась утечка в окружающую среду радиоактивных веществ и это, безусловно, вызвало необходимость дополнительного обсуждения мировым сообществом вопросов, связанных с ядерными станциями и пересмотра систем безопасности существующих станций.

Нам известно, что "Росатом", который будет строить первую ядерную станцию в нашей стране в Аккую, обладает необходимым опытом в вопросах безопасности ядерных станций. Естественно, что безопасность является вопросом, чувствительным и для нашей страны. Нет сомнения в том, что необходимая оценка в проекте относительно вопросов безопасности будет проведена наилучшим образом. Действительно, важность вопросов безопасности в ядерной энергетике была подчеркнута президентом России господином Медведевым и премьер-министром господином Путиным в ходе визита в Москву премьер-министра Турции господина Эрдогана 16 марта 2011 года.

Турция желает, чтобы в кратчайшие сроки было начато строительство ядерной станции в Аккую провинции Мерсин. Этот проект станет самым прекрасным образцом турецко-российского партнерства.

- Когда, по мнению Анкары, возможно окончательное урегулирование всех вопросов, связанных с российским участием в строительстве нефтепровода Самсун-Джейхан?

- Проект нефтяного трубопровода Самсун-Джейхан создаст возможность поступающую в Черное море нефть транспортировать из черноморского города Самсун непосредственно в Джейхан, расположенный на средиземноморском побережье. Этому проектом мы ставим цель облегчить интенсивность танкерных перевозок по Босфору и снизить до минимума риск аварий в Стамбуле, а также экологические риски.

Обещание, данное в 2009 году премьер-министром России господином Путиным поддержать проект стало важным рубежом для этого проекта. Переговоры по проекту были начаты в сентябре прошлого года в Москве. Переговоры между техническими комиссиями в настоящее время продолжаются.

- Планирует ли Турция увеличивать закупки российского газа в 2011 году? Будет ли Турция добиваться от России пересмотра условий формирования цен на российский газ?

- Россия является самым крупным поставщиком природного газа в нашу страну. В 2010 году около половины природного газа, в котором нуждалась наша страна, поступала из России. А Турция в свою очередь является одним из крупнейших торговых партнеров России.

Как известно, в Турции, так же как и в Европе, два года назад произошло снижение спроса, было и снижение в объемах получаемого нами из России газа. Вместе с этим в последний период наблюдается тенденция к увеличению потребляемого нами газа. В этом году истекает срок контракта, предусматривающего получение через Болгарию 6 миллиардов кубических метров газа. Переговоры между компаниями БОТАШ и "Газпромом" продолжаются.

- Как Вы оцениваете перспективы развития сотрудничества России и Турции в военно-технической сфере? Каковы перспективы России выиграть тендер на поставку систем ПВО, объявленный турецкой стороной?

- Двустороннее военно-техническое сотрудничество мы рассматриваем как область, обладающую потенциалом для широкого взаимодействия. Наши страны располагают в этом плане развитыми национальными инфраструктурами. В ходе контактов официальных инстанций двух стран среди других вопросов полномасштабно рассматривается и вопрос о том, каким образом мы могли бы выполнить роль своего рода локомотива в этом направлении.

Разумеется, военно-техническое сотрудничество является сотрудничеством особого рода. И ему присущи некоторые чувствительные моменты. Однако я могу сказать, что Турция и Россия обладают необходимой волей для развития военных и военно-технических отношений.

Предложения, поступившие в рамках объявленных тендеров, которые касаются нашей системы противовоздушной обороны, в настоящее время рассматриваются соответствующими инстанциями.

- Ожидаете ли Вы роста количества российских туристов в Турцию в результате народных волнений, прокатившихся по ряду стран Ближнего Востока и Северной Африки, а также в связи с отменой визового режима между Россией и Турцией? Готова ли турецкая сторона к приему возросшего количества российских туристов?

- В этом сезоне мы ожидаем рост числа туристов не только из России, но и из стран Европы. И турецкий сектор туризма ведет подготовку в соответствии с этими ожиданиями. Высказываются мнения относительно того, что туристический сезон будет заполнен на 100 процентов. В связи с ростом числа заявок следует отметить, что скидок на туры, кроме тех кто заранее осуществил бронирование, может не быть. Соответственно, я советую российским туристам заранее позаботиться о бронировании. Средиземноморский регион Турции обладает самыми современными туристическими мощностями и инфраструктурой для приема гостей.

Турецкий сектор туризма динамичен и способен быстро реагировать на меняющиеся условия. Количество мест в отелях, персонал, транспорт и инфраструктура туризма способны удовлетворить растущий спрос. Для того, чтобы не возникало каких-либо недоразумений, большая роль отводится координации действий. С этой целью необходимые в этом направлении работы мы проводим в координации с соответствующими организациями. В любом случае будут приложены все необходимые усилия для того, чтобы нашим российским гостям был оказан наилучший прием. Я надеюсь, что наши российские друзья, как в прошлые годы, так и в этом году вернутся на родину с прекрасными впечатлениями о нашей стране. Кроме того я хочу посоветовать нашим российским гостям помимо моря, солнца, пляжа, спортивных развлечений и знакомством с турецкой кухней, постараться открыть для себя и культурные сокровища Турции.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений