В палестино-израильском урегулировании самое главное – удовлетворить требования обеих сторон

Корреспондент "Интерфакса" побеседовал с послом Израиля в Москве об итогах визита главы израильского правительства в Россию

В палестино-израильском урегулировании самое главное – удовлетворить требования обеих сторон
В палестино-израильском урегулировании самое главное – удовлетворить требования обеих сторон

Москва. 3 апреля. INTERFAX.RU - Посол Израиля в Москве Дорит Голендер рассказала корреспонденту "Интерфакса" Андрею Барановскому об итогах визита в Россию главы израильского правительства Биньямина Нетаньяху, а также о процессе палестино-израильского урегулирования.

- Каковы основные итоги визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву? Удовлетворена ли ими израильская сторона?

- Рабочий визит главы правительства Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву был хотя и непродолжительным по времени, но весьма насыщенным по содержанию и, по нашему мнению, его с уверенностью можно назвать успешным. Во время пребывания в Москве Биньямин Нетаньяху встретился с президентом России Дмитрием Медведевым, председателем правительства России Владимиром Путиным и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

На встрече с Дмитрием Медведевым рассматривались вопросы, связанные с актуальной международной тематикой. Это, в первую очередь, проблема военной ядерной программы Ирана, которая угрожает не только Ближнему Востоку, но и всему миру. Часть переговоров велась очень интенсивно, и, как я полагаю, в позициях сторон есть точки соприкосновения по этой теме. Немало времени было уделено вопросам, связанным с процессом ближневосточного урегулирования в целом и израильско-палестинским конфликтом в частности. По общему признанию, благодаря ответственной, сбалансированной и взвешенной политике, которую Москва проводит в отношениях со всеми странами Ближнего Востока, Россия как участник всех международных структур, - от СБ ООН до «квартета», - оказывает мощное влияние на региональные события. В ходе визита Биньямин Нетаньяху информировал российских лидеров об отношении Израиля к ситуации, которая в настоящее время развивается в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, а также об израильских позициях в продвижении мирного процесса с палестинцами. Премьер-министр, в частности, подтвердил свою принципиальную готовность к немедленному возобновлению диалога с палестинской стороной без предварительных условий.

Конечно же, в свете двадцатилетия дипломатических отношений, которое Россия и Израиль отмечают в этом году, основное внимание в ходе переговоров было уделено различным аспектам двустороннего сотрудничества. Речь шла как об итогах и достижениях, так и о планах на будущее. Отрадно отметить, что наши страны проявляют серьезную заинтересованность в наращивании взаимодействия в сфере освоения космоса, высоких технологий, сельского хозяйства, фармакологии, медицины и других областях. Все это обсуждалось на встрече Б. Нетаньяху с главой правительства России В.Путиным.

Еще хочу отметить два связанных с визитом момента, которые особенно значимы и символичны для теплых и дружественных отношений наших государств. Во-первых, речь идет о церемонии в Доме правительства РФ: авторский коллектив российских архитекторов представил Биньямину Нетаньяху и Владимиру Путину макет мемориала в честь победы Красной Армии над фашистской Германией, который будет открыт в Нетании к 9 мая 2012 года. Во-вторых, в Иерусалиме буквально накануне вылета израильской делегации в Москву состоялась официальная передача Сергиевского подворья в собственность России.

- Были ли в ходе визита подписаны какие-либо важные двусторонние документы?

- Важно то, что во время визита лидеры России и Израиля продолжили работу над несколькими приоритетными направлениями двусторонних отношений. Такое предметное обсуждение планов необходимо на этапе подготовки документов к подписанию. В результате буквально через два дня после окончания визита, уже в Тель-Авиве, руководители Роскомоса и Израильского космического агентства подписали Соглашение по сотрудничеству в совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства.

- Обсуждались ли в ходе визита господина Нетаньяху новые сроки визита президента Медведева в Израиль, который должен был состояться в январе, но был отложен?

- Этот вопрос затрагивался, и наш глава правительства повторил приглашение, которое было направлено президентом Израиля Шимоном Пересом президенту России Дмитрию Медведеву. Президент России намерен посетить Израиль, возможность визита будет рассмотрена в соответствии с его рабочим графиком.

- Поднимался ли в ходе визита Биньямина Нетаньяху вопрос поставок российских противокорабельных ракет "Яхонт" Сирии, в особенности в свете тех событий, которые происходят в этой стране в настоящее время?

- Вопросы, связанные с планами поставок российских вооружений Сирии относятся к категории наиболее серьезных, чувствительных сфер российско-израильского диалога. Поэтому в прямых переговорах наши стороны относятся к таким вопросам с максимальным вниманием и взаимным пониманием, уважением позиций и интересов. Действительно, Израиль выражает опасения в связи с тем, что вооружение, которое поступает Сирии, в итоге может попасть в руки боевиков террористических организаций, которые совершают военные действия против нашего государства. Эти вопросы обсуждались в ходе визита, и могу сказать, что в Москве позиция Израиля была услышана.

- Все-таки, если Россия не откажется от своих планов и поставит "Яхонты" Сирии, может ли это как-то негативно сказаться на российско-израильских отношениях?

- Мы ожидаем, что подход российской стороны к этой серьезной теме, как и прежде, останется продуманным и тщательно взвешенным. Тем более что в настоящее время и в Сирии, и в ряде других стран Ближнего Востока ситуация нестабильна, и в ней сохраняется тенденция к обострению. Думается, что в связи с этим есть необходимость заново оценить все риски и степень вероятности негативных последствий.

- Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас выразил готовность в любое время встретиться с Биньямином Нетаньяху. Готов ли он в ближайшее время встретиться с палестинским лидером?

- Да, и в ходе визита в Москву израильский премьер-министр в очередной раз выразил полную готовность к встрече с главой Палестинской администрации и попросил его не терять время, а как можно скорее вернуться за стол переговоров. При этом Махмуд Аббас, который вроде бы уже тоже согласился встретиться с Биньямином Нетаньяху, вдруг начал говорить о том, что для продолжения диалога ему необходима некая "правовая основа". Хочу подчеркнуть еще раз: Израиль настаивает на скорейшем возобновлении мирного процесса с палестинцами, без каких бы то ни было предварительных условий. В подтверждение своей позиции Израиль сделал немало шагов навстречу палестинской стороне. В политике это выразилось в подтверждении нашей приверженности принципу "два государства для двух народов" и введению 10-месячного моратория на строительство жилья в поселениях. В социально-экономической сфере – мы сняли более сорока блокпостов и упростили для палестинцев процедуру выдачи разрешений на работу в Израиле. Эти меры способствовали росту уровня жизни палестинского населения на Западном берегу реки Иордан. Приняв эти уступки со стороны Израиля, руководство автономии так и не вернулось к переговорам по урегулированию конфликта.

Во время визита в Москву глава правительства Израиля сказал о том, что на дорогу от Рамаллы до Иерусалима требуется всего восемь минут. Биньямин Нетаньяху готов сам приехать в Рамаллу или пригласить Аббаса к себе в Иерусалим, и для этого не нужны посредники и долгие согласования. Можно просто встретиться и начать говорить.

- Вы упомянули временный мораторий, введенный ранее Израилем на поселенческую деятельность. Готов ли Израиль снова ввести какой-то новый мораторий или как-то иначе ограничить поселенческую деятельность?

- Давайте взглянем на ситуацию с такой точки зрения: есть ли смысл в двусторонних переговорах, которые должны начаться лишь после того, как один из участников получит от другой стороны удовлетворение всех своих требований? О чем тогда вести переговоры?

- Но существует ли вероятность, что в ходе переговоров могут быть достигнуты какие-то ограничения на поселенческую деятельность?

- Вы понимаете, мы стремимся к достижению прочного, надежного соглашения о мире, которое будут соблюдать обе стороны. Для этого в документе должны быть учтены интересы и израильтян, и палестинцев. А поиск конкретных способов и компромиссов, - это и есть предмет обсуждения в переговорном процессе.

- Махмуд Аббас ранее заявлял, что Израиль выступает против его контактов с ХАМАС, и ставит его перед выбором: либо отношения с Израилем, либо отношения с ХАМАС. Действительно ли это так?

- Не секрет, что Израиль, как и многие другие страны мира, считает ХАМАС террористической организацией. Только в марте по Израилю террористами ХАМАС из сектора Газы было совершено более двадцати ракетных обстрелов по израильским территориям, в результате трое мирных граждан получили ранения. Буквально накануне визита Б.Нетаньяху в Москву в рейсовом автобусе в Иерусалиме прогремел взрыв, погибла туристка из Великобритании и более пятидесяти человек оказались в больницах с ранениями различной степени тяжести.

О переговорах между Израилем и ХАМАС не может быть и речи до тех пор, пока группировка не выполнит требования мирового сообщества: признание Израиля и всех достигнутых ранее договоренностей, отказ от террористической деятельности.

Относительно поездки Махмуда Аббаса в сектор Газа на встречу с руководством ХАМАС: Израиль сразу же урегулировал все формальности по документам на проезд делегации. Встреча так и не состоялась, потому что ХАМАС не гарантировал Аббасу его безопасность в Газе.

- Махмуд Аббас заявляет о необходимости создания палестинского правительства национального единства. В случае, если в это правительство войдут представители ХАМАС, будет ли Израиль иметь дело с таким кабинетом министров?

- Мне кажется, что сам Махмуд Аббас мало верит в возможность осуществления такой правительственной коалиции.

- В последнее время отмечается эскалация напряженности на границе между сектором Газа и Израилем, участились обстрелы израильской территории со стороны сектора. В этих обстоятельствах может ли возникнуть ситуация, что Израиль вновь введет свои войска в сектор и начнет там новую военную операцию?

- Первым делом, я бы хотела уточнить, что Израиль не заинтересован в эскалации напряженности и все решения в своей политике мы всегда принимаем в полной мере ответственно и сдержанно. С другой стороны, израильское государство, как и любой другое, обязано обеспечить безопасность своих граждан, в том числе и оборонять их от внешних нападений. Без всякого сомнения, правительство Израиля при угрозе населению страны реализует это право и обязанность.

- Но перед началом операции "Литой свинец" Израиль тоже просто реагировал. Но когда его чаша терпения оказалась переполненной, он начал военную операцию. Возможно ли повторение ситуации, что, если нынешние обстрелы будут продолжаться месяц-два, чаша терпения Израиля вновь переполнится?

- На днях наша комиссия по иностранным делам и обороне свое еженедельное совещание проводила в районе, которые подвергается обстрелу со стороны сектора Газы: это Беэр-Шева, Ашкелон и другие центральные районы страны. Действительно, от жителей этих городов поступали многочисленные жалобы. Как поступило бы правительство любой другой страны, если бы треть ее населения постоянно находилась под угрозой ракетных обстрелов? Какова была бы реакция? Поэтому, я повторяю, что Израиль до сегодняшнего момента очень взвешенно и сдержанно относится ко всему, что происходит. Но если ХАМАС или иная террористическая организация продолжат акты агрессии, Израилю хорошо известно, что надо предпринять для защиты своих граждан.

- Не так давно Махмуд Аббас заявил о возможности провозглашения и последующего признания независимого палестинского государства по итогам парламентских выборов, которые должны пройти на палестинских территориях в сентябре. Считаете ли Вы эти сроки реальными?

- Время покажет.

- Если Махмуд Аббас уйдет в сентябре, но палестино-израильский вопрос к тому времени не решится, видит ли Израиль какую-то замену ему в качестве своего визави на переговорах?

- Решение о будущем лидере целиком и полностью относится к внутренним делам Палестинской автономии, и Израиль ни в коей мере не вмешивается в них. Мы хорошо знаем, что важны не имена тех или иных кандидатов на руководящие посты в автономии, а их дела и приверженность принципам, среди которых назову самые главные: признание Израиля, соблюдение подписанных ранее соглашений, отрицание террористических методов в достижении политических целей, отказ от подстрекательства к насилию и воспитания ненависти.

Если вернуться к вопросу о судьбе переговоров по урегулированию палестино-израильского конфликта, хочу обратить ваше внимание на недавние статьи французских СМИ. Они опубликовали внутренний документ палестинских властей, где говорится, что, палестинцы решили вообще отказаться от мирных переговоров с Израилем в пользу одностороннего провозглашения их государства в ООН в сентябре этого года.

- Уже почти год в Иордании находятся российские БТР, которые должны были быть поставлены палестинской стороне. Возможно ли решение этого вопроса в обозримом будущем?

- Израильская сторона считает, что время для этого не наступило.

- А какие проблемы мешают поставкам сегодня? Что не устраивает израильскую сторону?

- Дело в том, что в настоящее время на повестке дня есть более сложные вопросы: переговоры и безопасность государства.

- Согласен ли Израиль с позицией российского руководства о том, что в свете народных волнений, охвативших в последние месяцы Ближний Восток и Северную Африку, нельзя допускать паузу в процессе палестино-израильского урегулирования, а наоборот, нужно максимально ускорить решение этого вопроса?

- Мы пристально следим за волнениями и переменами, которые на наших глазах происходят в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки. В условиях серьезной дестабилизации обстановки в регионе, связанной с этими событиями, достаточно сложно с полной уверенностью говорить о том, какие именно процессы лучше было бы ускорить, а какие – замедлить. В палестино-израильском урегулировании самое главное – это достижение такого соглашения о мире, в котором требования обеих сторон будут удовлетворены, а также найдены согласованные решения по всем спорным моментам.

- Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман выражал сомнения в необходимости дальнейшей деятельности ближневосточного "квартета". Чем вызвана такая позиция?

- Мы действительно наблюдаем, что "квартет" ведет интенсивную работу для сближения сторон, и хотелось бы видеть положительные результаты. В этом контексте и прозвучало высказывание министра иностранных дел Либермана. Но хочу отметить, что сотрудничество продолжается.

- Как Израиль относится к переносу министерского заседания "квартета" с марта на апрель?

- Израиль с пониманием и уважением относится к работе "квартета". Очевидно, что у "квартета" были на то серьезные причины. Мы ждем встречи, которая должна состояться в апреле.

- Махмуд Аббас отмечал, что палестинская сторона выступает за то, чтобы в заявлении "квартета" по итогам очередного заседания содержались положения, в частности, о возврате к палестинским границам 1967 года, а также вопросы обеспечения безопасности палестинского государства. Готов ли Израиль при выстраивании своей политики в отношении палестинцев считаться с теми рекомендациями, которые могут быть приняты "квартетом"по итогам этого заседания.

- Мы не сомневаемся, что "квартет" осознает и всю меру своей ответственности, и силу влияния на конфликт тех решений, которые принимаются по итогам заседаний. Также мы помним, что "квартет" не раз выступал, призывая стороны к воздержанию от шагов одностороннего характера, поскольку несогласованные действия только препятствуют продвижению переговорного процесса. Вместе с тем, и это тоже очевидно, - право принять решение о заключении мирного договора всегда остается за участниками конфликта, его невозможно навязать извне, как невозможно заставить обе стороны исполнять то, что они считают спорным.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений