Палатки, киоски, ларьки…

Что думают жители города о сносе палаток? Мнения, как выяснилось, полярны. Но равнодушных нет - и на улицах Москвы, и в блогах тему обсуждают охотно

Палатки, киоски, ларьки…
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 11 ноября. INTERFAX.RU - Вот уже несколько дней в Москве массово уничтожают торговые палатки и киоски с фаст-фудом; по некоторым данным, на четверг 11 ноября снесено уже почти 15% от всего количества городских ларьков. И пока на улицах идет демонтаж, в блогах разворачиваются отчаянные дискуссии на тему "хорошо это или плохо - сносить палатки".

Мнения, впрочем, полярны, равнодушных нет - скорее сомневающиеся. Есть те, кто поддерживает, и те, кто отрицает, причем точки зрения подтверждены вполне обоснованными, вескими аргументами. Интересно, что обе точки зрения может высказывать один человек, причем одинаково оправдывая и ту, и другую.

Посмотрим же сначала, почему некоторые снос осуждают. "В условиях отсутствия приличной торговли в Москве лучше это? чем ничего. Нормальных магазинов в должном количестве всё равно ведь не построят", - самая популярная формулировка, варьируется в зависимости от пишущего и, в принципе, вполне имеет право на существование. Действительно, многие москвичи привыкли "перебиваться" на ходу: бутылку воды в одну руку, булку в другую, в карман жвачку, в сумку сигареты, под мышку газету - и дальше по своим делам. Быстро, незатейливо, а главное - удобно, все в одном месте, никуда не нужно заходить.

Теперь все будет по-другому. "Вместе с палатками с шаурмой и пирожками-тошнотиками, которые следовало убрать, конечно, вместе с ларьками со шмотьем и посудой, которые тоже безусловно следовало убрать, снесли в одночасье и будки, торгующие проездными билетами, и киоски с газетами (не везде, но посносили) и цветочные магазинчики...", - рассказывает "очевидец". "Я уж не говорю о том, что в один день без работы остались тысячи людей, и о компенсациях ни о каких речь даже не идет", - заключает он. "Неужели ларьки - самая первоочередная московская проблема?" - возмущается третий. "Теперь я так понимаю, за жевачкой/водой/сигаретами нужно в супермаркет идти? А там очередь из людей, которые пришли за пивом, потому что на улице его теперь тоже не купишь", - сетует он.

Но самым острым (риторическим) вопросом является, пожалуй: "Я вот искренне не понимаю, как можно связать шаурму и пробки?"

"А вот если уберут знаменитый киоск с оппозиционной и свободомыслящей прессой возле Пушкинской (где продают "Новые миры", "Октябри" и пр.) - это же будет просто шаг к революции!" - утверждает другой блогер, который тоже, по-своему, прав. Вообще ситуация с газетными точками не очень понятна. Сначала их начали демонтировать вместе с продуктовыми и цветочными "сотоварищами", поскольку отдельных указаний для каждого типа киосков не было. Потом выяснилось (по решению мэра), что прессу нужно оставить на том месте, где она и была. "По каждому адресу будет проведена детальная проверка обстоятельств сноса, и принято решение либо о возвращении киоска на прежнее место, либо о предоставлении другого земельного участка", - заявил "Интерфаксу" во вторник председатель комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Павел Гусев.

Есть в блогах и не только отрицание, но и конструктивные предложения по изменению облика столицы. "На мой взгляд, проблемы Москвы не в мелочах типа ларьков или снега на улицах - проблемы эти из той поговорки, что рыба тухнет с головы. Надо всю страну менять, чтобы в мск все стало в порядке", - считают блогеры. "Я давно уже размышлял на тему ничем не занятых и воистину огромных подъездов в московских домах. Мэрия вполне могла бы создать какой-нибудь комитет, который бы занимался сдачей в аренду этих самых площадок на первых этажах в жилых подъездах, для коммерсов, торгующих всякой мелочевкой, которая могла бы продаваться жильцам дома. Мне бы как жильцу было бы очень удобно в двадцатиградусный мороз спуститься на лифте в тапочках на первый этаж и купить курева, водички для чаю и чего-нибудь перекусить", - предлагает блогер, живущий в центре Москвы.

Еще одна мысль о будущем столицы без киосков: "Где спешащему в метро гражданину перехватить сигарет, пива или булок? Должны снова появиться граждане в длиннополой одежде, которые будут эффектно распахивать ее эдаким явно эксгибиционистским жестом, который обнажает не наготу, а обилие дефицитных товаров".

С другой стороны, блогеры обращают внимание и на несанкционированную торговлю: "Куда денутся бабки? Те самые, что торговали около метро сигаретами и прочим. Мне кажется, что бабки сейчас наоборот получат явное конкурентное преимущество. Ведь закрыть бабку нельзя. Она просто перейдет на другое место". "Бабка, быстро перемещающаяся по городскому ландшафту, - вот будущее уличного бизнеса и точка сборки публичного пространства в Москве", - считает один из сетевого сообщества.

Теперь обратим внимание на то, какими мотивами снос оправдывают. "Делать это надо давно, причин много – невписываемость в облик города, антисанитария, противопожарная безопасность, торговля в подобных маркетах фальсификатом и т. д." - самая распространенная точка зрения. Антисанитария и просроченные продукты становятся фактически сигнальным маячком к уничтожению палаток: ведь если пища немытая и, возможно, уже не пригодная к употреблению - зачем тогда ее продавать? Но чем провинились перед правительством цветы, аудио-видео и мороженое, нельзя сказать наверняка. Другое популярное мнение - город станет выглядеть лучше. "Как мне кажется, в крупных городах нужна программа, которая бы позволила привести внешний облик города в соответствие…" - считают некоторые.

И, наконец, сомнения, которые не покидают русского человека, наверно, никогда. "В этом что-то есть, в сносе палаток. Я, конечно, не могу отрицать их необходимость, но все должно быть как-то разумно! Или все палатки одного вида, или концепция их размещения принятая городом или еще как-то… Но как сейчас – полная анархия", - говорят одни. "Давно пора бы уже навести порядок и снести все эти ларьки-палатки, но так быстро никто этого не сделает. Начнутся массовые протесты, типа:"Мы теряем работу, кто же будет нас кормить?!"…поэтому все-таки следует ждать препятствий!" - задумываются другие.

Спорить о ларьках, палатках и киосках можно бесконечно, равно как и каким из этих трех слов стоит их называть. Но споры в этой ситуации ничего не изменят, тем более, когда дело уже наполовину сделано.

Их будет не хватать

Из ЦАО, который в скором времени очистят от палаток с хот-догами "Стардогз", в обозримом будушем исчезнут и остальные киоски с продуктами питания. Здесь, внутри Садового кольца, не менее реальной проблемой является отсутствие магазинов с подобными товарами, которые можно приобрести по сравнительно невысоким ценам. Корреспондент Interfax.ru спрашивал людей, встреченных им в центральном районе, как они относятся к ликвидации ларьков. Мнения москвичей разделились, но оказалось, что больше всего не хватать палаток будет как раз тем, кто проживает или часто бывает в центре, а значит наблюдает это зрелище каждый день.

Первая же интервьюируемая, 28-летняя Юлия, сказала, что для нее закрытие киосков с продуктами питания прискорбный факт – по ее словам, "для простых людей это не очень удобно". Как сотрудник ресторанной сферы Юлия считает, что это плохо не только для работников палаток, лишившихся заработка, но и для обывателей, потому что в случае, если такие товары, как вода или сигареты, могут срочно понадобиться, их прежде всегда можно было купить у метро, а теперь нет. На ее взгляд, "тщательное внимание нужно обратить на шаурму и куры-гриль – там с санитарными нормами проблема". "А "Стардогз", "Сабвей" – если только они будут следить за чистотой, пусть останутся", - прибавила Юлия.

Пенсионерка Антонина Николаевна наоборот сообщила, что как раз около транспорта необходимо палатки убрать, - "потому что в метро ни войти, ни выйти". Стоявшая неподалеку от нее 45-летняя врач Елена прибавила, что очень рада, что палаток не станет, потому что они, по ее словам, не нравятся ей "чисто эстетически". На вопрос корреспондента, почему Елена в момент разговора стоит в очереди в одну из таких палаток, собеседница ответила, что, если бы палатки не было, она "пошла бы в магазин без проблем". "Мороженое и газеты пусть остаются, как раньше было, в советское время. А фастфуд неправильная и вредная еда, негативно отношусь. Надо магазины открывать, а не палатки", - заключила Елена.

По мнению 43-летнего безработного Игоря, первым делом надо снести палатки с алкоголем и сигаретами, что же до киосков с фастфудом, то, "если обеспечить сетевые палатки санитарными требованиями, можно бы оставить". "Но я в них не питаюсь, так что лучше бы их убрали. Они портят облик города", - объяснил Игор.

Студент Юридической академии Анатолий, заявил, что "место для продажи какой-либо продукции и товаров, оказания каких-либо услуг, должно быть определенным: магазины и торговые центры". Анатолий полагает, что сейчас их по Москве очень много и цены приемлемые для разной категории лиц. А все прочие палатки, по его мнению, загораживают здания и мешают любоваться видом из окна.

Другой студент, 21-летний Артем, встреченный в другом конце улицы, напротив, высказал свое крайнее неодобрение по поводу решения префекта. По его словам, основное достоинство этих палаток – удобство и "шаговая доступность сигарет и минералки". "Вы где-то тут поблизости видите магазины? Я за сигаретами в "Елисеевский" не пойду. Здесь, хотя бы, что-то осталось, а на станциях маленьких не осталось ничего – магазины есть, но до них ходить далеко", сообщил Артем. Как и первый респондент, Артем категорически против несетевых палаток с продуктами питания, потому что он "не понимает, что и как готовится". "А в сетевых уровень один, и понятно, что в этой палатке будет то же самое, что мне продали два-три дня или полгода назад в любом месте Москвы", - резюмировал он.

Инженер-проектировщик Александр 56-ти лет предложил радикальное решение: "убрать все, кроме цветочных, газет и мороженого". Он считает, что все остальное "уж больно непрезентабельно". А то, что в центре нет достаточного числа магазинов продуктов питания, об этом, считает Александр, "должны заботиться люди, которые живут в центре". Потому что, как рассудил он, "те, кто тут живет, покупают еду не в палатках". "А если ты приехал в центр из-за города, воду покупай у мороженицы", - прибавил Александр.

А вот работник театра 64-летний Михаил, оказавшийся как раз местным, "центральным", жителем, был более мягок. По его мнению, "все подряд, наверное, не надо закрывать". "Я живу неподалеку, в Благовещенском переулке. Там внизу, стоят три палатки, они все нужны: молочная, продажа кондитерских изделий и овощная. Для тех людей, которые здесь живут, это очень удобно, потому что магазинов-то здесь нет. Есть, конечно, какие-то, но они как работают? Хлеб они продают на рубль дешевле, а все остальное в два раза дороже. Это называется социальный магазин. Так что закрывать не стоит", - рассказал Михаил. Что до остального, то тут необходимо поступать с умом. "Например, на Белорусском вокзале кажется, что идешь по коридору, причем, это не только в Москве – это во многих местах: на юге вообще невозможно пройти. То же самое и здесь. В свое время Лужков говорил, чтобы они все, разношерстные были приведены в приличный вид, а потом все вновь пошло в сторону упрощения. Видно, нужно строго следить за этим: или павильон чтобы был для аренды площади для продажи того или иного. В Благовещенском переулке лет пятьдесят стоят такие: и никому не мешают. Такие вещи нужны. Потому что если это арендовать это в капитальных зданиях, цена будет накручена в два раза", - практически подошел к вопросу Михаил.

Обозреватели Наталия Зайцева, Серафима Скибюк

Новости

Хроники событий
Инфляция в РоссииИнфляция в России37 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне11 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии127 материалов
Нападения в школах и вузахНападения в школах и вузах245 материалов
Операция США и союзников против хуситовОперация США и союзников против хуситов175 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });