"Что такое любовь?"

Каждый день пользователи Интернета ищут в его сетях ответы на вопросы. Вопросов, как показывает специальное исследование "Яндекса", много - разных: и смешных, и грустных, и странных, и не очень

"Что такое любовь?"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 9 ноября. INTERFAX.RU - Поисковая система "Яндекс" каждый месяц подводит статистику самых популярных запросов за прошедший период. Как правило, эти запросы совпадают с самыми актуальными событиями в стране (так, например, было, пока в России бушевали пожары или когда президент уволил Юрия Лужкова с поста мэра) или в мире (это касается, например, Олимпийских игр).

Но помимо новостей и злобы дня, стремление к узнаванию новых для себя понятий, явлений, вещей никуда не делось. Куда бы ни повернулась политика, как бы ни играли футболисты, людям всегда интересно найти ответ на вопрос "что такое? кто такой?" На этот раз аналитики "Яндекса" предложили нам исследование по самым непонятным для рунетчиков словам за нынешнее лето и первый месяц осени.

Как ищут

Ну, во-первых, как утверждают исследователи, запросов о значении терминов - и не только терминов - в день поступает почти 400 тысяч. Их можно классифицировать по уточняющим словам: большинство (53% от общего числа) вбиваются в строку поиска по схеме "название объекта это". Второе место (27%) занимает формулировка "что такое название объекта?" Затем следуют "что это? Что значит? Что означает?" и пресловутое "кто такой?" Как утверждают "яндексовцы", в ответ пользователи ожидают увидеть объяснение, что означает то или иное слово; при этом, ответы они находят зачастую не в словарях, а на форумах или в блогах. Значит ли это безусловно, что рунетчики предпочитают хоть и виртуальное, но все-таки общение фундаментальным знаниям энциклопедий, утверждать трудно. Однако можно с уверенностью сказать, что "в реале" россияне действительно готовы скорее спросить что-то у приятеля, чем найти ответ в книге или - избави боже! - пойти в библиотеку. Так видно сложилось в разуме человека разумного, что сосед по парте (читай - фолловер в твиттере) гораздо понятней объяснит, "что такое типологическая агрессия"; впрочем, чего уж греха таить - с обилием смайлов, характерных метафор и других выразительных средств письменной интернет-речи и правда получится ясней.

Что ищут

Тем не менее, согласно исследованию, непонятными для наших сограждан словами, в первую очередь, являются научные термины и неологизмы; но кроме них россияне с помощью поисковиков еще и разгадывают кроссворды. Так, например, запросы "что такое моральный эксгибиционизм" или "что такое синдром выделяющихся пирамидок" явно относятся к области медицинской терминологии, в то время как "билборд это" или "спойлер это" характеризуют желание людей узнать значение новых для русского языка и уха слов. Что же касается кроссвордов, то наиболее характерными примерами в данном случае могут служить такие запросы, как "форма национально-государственного устройства, не предусмотренная Конституцией РФ это" или "вулкан на Филиппинах это". Вряд ли такая формулировка,как в первом случае, вдруг и невзначай придет в голову простому русскому юзеру.

К наиболее интересным запросам относятся те, что в меньшинстве: это жаргонизмы, имена, названия, толкование примет и снов, симптомы болезней и - куда ж без них - философские вопросы. Да-да, в Интернете вы можете узнать наравне с тем "что такое ололо" и "что такое жизнь" и что за примета "уронить на пол ключи" и наверняка, как они связаны между собой.

Между тем, уже в течение долгого времени самым непонятным для россиян словом остается … любовь. Что же это за загадочное сочетание букв в сутки хотят узнать примерно 1300 человек. Хотя, впрочем, в августе любовь сместила рында, та самая, знаменитая рында, которую получил блогер от премьер-министра во время летних лесных пожаров. В сентябре же вместе с дождями споры вокруг рынды поутихли и вопрос, что же такое любовь вновь стал актуален. Связано ли это с приходом осени, непонятно, но, очевидно, что есть какая-то связь со "столицей" - вопрос "что такое столица" отстает по популярности совсем на чуть-чуть.

С уверенностью можно сказать, что осень повлияла на интересы людей к учебному процессу (возросла доля запросов о фонетике, лингвистике и учебниках). Но есть для российского пользователя и неразрешимые загадки. Из месяца в месяц они задают одни и те же вопросы: "что такое имхо", "что такое секс", "что такое скайп", "что такое спам" и "что такое счастье". И если на первые четыре вопроса ответ найти можно (спросить опять же у друга), то последний будет возникать снова и снова, поскольку не такой уж он простой и однозначный. Как, в общем, и про любовь.

Где ищут

Вернемся, кстати, к ней, окаянной и загадочной. Результаты исследования показывают, что любовью интересуются пользователи из всех без исключения городов России. Статистика же других запросов где-то смешна, где-то печальна, и на нее стоит обратить внимание не только из праздного любопытства. Тут к фразе "что такое" уже следует прибавлять слово "почему".

Вот, например, почему в Санкт-Петербурге одним из популярнейших запросов (после любви, конечно) является "что такое wi-fi", а в Якутске - "что такое электронная почта". В то время как в Москве интересуются рентабельностью, в Екатеринбурге отвечают на вопрос "что такое тезис". Почему в Уфе не знают "что такое археология", а в Нижнем Новгороде такой же пробел с революцией. Кто и зачем в Петропавлоске-Камчатском так часто интересуется, что такое социальный хлеб, а во Владивостоке - природоведение? И как так вышло, что в Ростове-на-Дону вопрос "что такое дождь" стал одним из актуальнейших?

Эти вопросы не для поисковика - в большинстве своем они риторические и наверно, не менее значительные, чем про счастье. Вряд ли можно объяснить, почему в Омске регулярно спрашивают, "что такое толковый словарь", в Иркутске - "что такое основная мысль текста", а в Новосибирске и вовсе "что такое русский язык".

А какие вопросы задаете вы?

Обозреватель Наталия Зайцева

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });