Хардиков хочет на родину
Экс-префект САО Москвы, скрывающийся от российского правосудия в Литве, надеется, что после ухода Лужкова дело против него будет закрыто и он сможет вернуться
Москва. 1 октября. INTERFAX.RU - Шестого мая позапрошлого года аккредитованные при московской мэрии корреспонденты наблюдали прямо-таки идиллическую картину: патриарх поздравлял с днем ангела градоначальника Юрия Лужкова, а вместе с ним и тезоименинников - префектов САО Юрия Хардикова и ЮАО Юрия Буланова. Волею рока оба чиновника давно уже не в только не в фаворе, но и под следствием. Буланов арестован по обвинению в хищении бюджетных средств. Хардиков скрывается от российского правосудия в Литве, где ранее попросил политубежища, опасаясь, что Юрий Лужков и Елена Батурина, обвиняющая его в хищении у нее миллиарда рублей, "учинят над ним расправу".
Вероятно, полагают наблюдатели, опасений этих поубавилось после отставки Лужкова и Хардиков перешел в контрнаступление, направив обращение к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой изучить обстоятельства недавней смерти от отравления его адвоката.
Параллельно известные общественные деятели подготовили обращение к российскому руководству, в котором выразили поддержку экс-префекту и попросили организовать объективное расследование уголовного дела, которое было возбуждено в отношении него по заявлению главы "Интеко" Еленой Батуриной. "Мы обеспокоены судьбой и безопасностью этого человека", - отмечается в обращении, распространенном в Москве в пятницу.
Среди авторов обращения - герой Советского Союза, летчик Виктор Пугачев, певец Николай Расторгуев, продюсер Игорь Матвиенко, кинорежиссер и актер Олег Фомин, народный артист России Леонид Якубович, легендарный тренер Виктор Тихонов, президент хоккейного клуба ЦСКА Борис Михайлов, двукратная Олимпийская чемпионка Татьяна Овечкина и ее сын, двукратный чемпион мира по хоккею Александр Овечкин.
Сам Хардиков сообщил сегодня по телефону "Интерфаксу", что послал письмо генпрокурору, где сообщает, что у него есть факты вымогательства, и где он просит изучить обстоятельства смерти его адвоката Михаила Жидкова и выяснить, была ли она ненасильственной.
В письме Чайке Хардиков сообщает, что к Жидкову летом обратился некий человек, предложивший миллион евро за изменение меры пресечения бывшему чиновнику. Экс-префект обещает по первому требованию предоставить правоохранительным органам факты, подтверждающие его слова.
Хардиков также заявил "Интерфаксу", что неоднократно обращался в Генпрокуратуру "по поводу действий Елены Батуриной и московской милиции".
Экс-префект напомнил, что 6 августа президиум Мосгорсуда оставил в силе постановление о его заочном аресте, вынесенное в ноябре 2009 года. "Через три дня мой адвокат с тяжелейшим отравлением, в состоянии комы попал в больницу, и через три недели умер. Он был похоронен 1 сентября. 3 сентября я подал заявление литовским властям о политическом убежище", - рассказал Хардиков. По его словам, до 3 декабря миграционные органы должны принять решение об удовлетворении или отказе в его просьбе. "Если откажут - поеду домой. Надеюсь, к тому времени суд снимет с меня нелепый арест по сфальсифицированному делу. Посмотрим, как будет развиваться история, пока ничего неизвестно", - сказал Хардиков.
По его словам, Жидкову поступали угрозы еще во время расследования уголовного дела, возбужденного в январе 2009 г. в отношении чиновников префектуры САО, подозревавшихся в том, что не заплатили за гостиницу более 600 тыс. рублей, а за них это сделали коммерсанты.
Тогда следственные органы СКП РФ по Москве возбудили в отношении двоих сотрудников префектуры САО уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). "Установлено, что в 2007 г. руководством префектуры было организовано выездное мероприятие в одном из подмосковных отелей для глав управ районов округа и членов их семей. Услуги гостиничного и иного обслуживания составили по стоимости более 600 тыс. рублей, однако оплачены не были. Позднее задолженность погасила коммерческая фирма, осуществляющая свою предпринимательскую деятельность на территории САО", - сообщил тогда СКП РФ.
"По этому делу о семинаре я проходил свидетелем. Крика было много, а всех, кого пытались осудить, оправдали. Жидков меня защищал в том деле. Он говорил мне, что ему угрожали, пытались предложить деньги, чтобы он отказался меня защищать, но он был моим адвокатом до конца", - сказал Хардиков.
Он сообщил также, что в отношении него в настоящее время расследуется еще одно уголовное дело - на этот раз возбужденное правоохранительными органами Литвы. "Московская милиция послала сюда письмо, что я похитил у Батуриной миллиард. Местные правоохранительные органы на его основании арестовали мои счета. Подозревают, что я нажил деньги нечестным путем, а сюда в Литву переслал их для того, чтобы ими воспользоваться", - сказал Хардиков. Он заявил, что данные средства "совершенно законны, в России они были все продекларированы". Также он назвал несоответствующей действительности и упоминаемую в СМИ сумму в размере $39 млн, которой он располагает. Кроме того, он уточнил, что его деньги были переведены не из Германии, как утверждают литовские газеты, а со счета в Сбербанке РФ.
Хардиков уверен, что правоохранительные органы Литвы в ближайшее время разберутся в ситуации. По его словам, "все законно". "Я думаю, они сейчас все проверят и все закончится", - добавил он.
Экс-префект надеется, что в и России с него снимут обвинения, и он сможет вернуться. Хардиков сказал, что уехал из России, опасаясь за свою жизнь. "Меня заочно арестовали за три дня до смерти Магнитского", - заявил он.
По данным СМИ, в 2005 г., Хардиков, возглавлявший компанию "Кубаньэнерго", продал структурам Батуриной земельный участок в Краснодарском крае, зная, что земля арестована решением суда. Причиненный ущерб был оценен в 1 млрд рублей. В ноябре 2009 г. экс-префект был заочно арестован Тверским районным судом столицы. Он был задержан в Литве в начале августа, пробыв какое-то время в следственном изоляторе, он был отпущен на свободу. Теперь он живет в Вильнюсе и ждет окончания предварительного расследования по подозрению в отмывании денег.
Владимир Шишлин
/Интерфакс/