Акаев больше не неприкосновенный

Временное правительство Киргизии приняло декрет о снятии неприкосновенности с первого президента Аскара Акаева и обвиняет его в совершении особо тяжкого преступления

Акаев больше не неприкосновенный
Фото: Reuters

Москва. 13 августа. INTERFAX.RU - Вскоре после апрельского переворота в Киргизии некоторые представители новой власти говорили о возможности возвращения на родину бывшего президента Аскара Акаева, рекомендуя ему предварительно покаяться. Население страны не будет предъявлять к бывшему лидеру больших претензий, отмечал один из членов временного кабинета. Минувшие несколько месяцев радикально перевернули отношение к Акаеву: киргизское правительство будет добиваться его репатриации, но только в качестве обвиняемого в тяжком преступлении.

Временное правительство приняло декрет о снятии неприкосновенности с первого президента, сообщили "Интерфаксу" в пятницу в пресс-службе кабинета. "Президент Киргизии Роза Отунбаева 12 августа подписала данный документ", - сказал собеседник агентства. По словам Акаева, все обвинения, которые выдвигаются против него сейчас, выдвигались и ранее. "Их инициаторами в марте 2005 г. были (Курманбек) Бакиев (в 2005 г. лидер антиакаевских выступлений, а впоследствии президент, покинувший этот пост после волнений весной 2010 года -"ИФ") и его генпрокурор Бекназаров, - сказал Акаев. - Тогда все эти уголовные дела - а были материальные и иные претензии - закончились крахом".

Генеральной прокуратуре Киргизии поручено "принять все необходимые меры по привлечению к уголовной ответственности Акаева, а также его экстрадиции в Киргизию", заявили в пресс-службе. Декрет вступил в силу со дня подписания. Однако Генпрокуратура пока не получала задание об экстрадиции Акаева, сообщил "Интерфаксу" начальник управления Генпрокуратуры Сумар Насиза."Мы пока не получали этого поручения, и я не помню, чтобы против самого Акаева когда-либо возбуждались уголовные дела", - сказал Насиза.

По его словам, в случае возбуждения уголовного дела против Акаева Генпрокуратура Киргизии будет требовать его выдачи из России на основании Минской конвенции от 1995 года. "Но все это будет возможно лишь после того, как генеральная прокуратура получит соответствующее распоряжение от временного правительства Киргизии", - пояснил Насиза.

По данным пресс-службы кабинета, Акаев обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, выразившегося в допущении применения огнестрельного оружия против мирного населения, передачи киргизских земель Китаю и Казахстану, а также - "уничтожении народного богатства, узурпации государственной власти посредством так называемых народных референдумов".

Судьба Акаева зависит от решения Москвы, полагают в правительстве Киргизии. "Выдавать ли Акаева Киргизии или нет - решать властям России", -заявил

вице-премьер правительства Азимбек Бекназаров. По его словам, отказ России вероятен. Бекназаров напомнил, что еще в 2005 г. российские власти отказывали в его экстрадиции. "Очень многие высокопоставленные чиновники Киргизии после бегства из страны вдруг оказываются гражданами России, Казахстана или других стран, после чего их трудно экстрадировать на родину", - сказал вице-премьер. При этом он считает, что декрет временного правительства о снятии неприкосновенности с первого президента страны не отразится на отношениях Киргизии с Казахстаном и Россией.

Сам Акаев уверен, что Россия его не выдаст. "Это документ незаконный и антиконституционный, - заявил он "Интерфаксу". - Говоря русским языком, это "филькина грамота".

Накануне лидер киргизской партии "Ак шумкар", бывший министр финансов Темирбек Сариев высказался против лишения статуса неприкосновенности Акаева. Он распространил заявление, в котором пояснил, почему будучи заместителем главы временного правительства Киргизии отказался подписывать декрет о лишении статуса неприкосновенности Акаева. По его словам, лишение Акаева неприкосновенности - популизм. Он также подчеркнул, что согласно Конституции 2005 года, президент, сложивший с себя полномочия обладает статусом экс-президента и неприкосновенностью. "А так как закон обратной силы не имеет, считаю, принятие декрета о лишении неприкосновенности первого президента противозаконным и противоречащим нормам международного права", - сообщил Сариев.

Инициатор проекта декрета о снятии неприкосновенности с Акаева, другой член временного правительства, Азимбек Бекназаров заявил 11 августа, что для вступления в силу документу не хватает двух подписей членов временного правительства. По его словам, свою подпись под документом не поставила и президент Киргизии Роза Отунбаева.

Напомним, Акаев был смещен с поста президента в результате "революции тюльпанов" 2005 г., после которой к власти пришла оппозиция, одним из лидеров которой был свергнутый в апреле этого года Курманбек Бакиев. В 2005 г. оппозиция обвиняла Акаева в укреплении собственной власти, привлечении родственников к управлению государством, захвате чужой собственности, давлении на свободу слова и преследовании оппозиции. В отношении сына Акаева Айдара Акаева и его зятя Адиля Тойгонбаева в Киргизии были возбуждены уголовные дела.

Акаев уехал из Киргизии в Россию, где занялся преподавательской деятельностью. Год спустя в одном из интервью Акаев заявил, что готов вернуться в страну, если нынешние власти обеспечат полную безопасность ему и его семье. "Я готов был вернуться и требовал этого сразу после мартовских событий (прошлого года в Киргизии), чтобы, как в Конституции прописано, сложить обязанности президента перед парламентом, но даже на это власть не согласилась", - отмечал Акаев в интервью радиостанции "Эхо Москвы". Отвечая на вопрос о том, не планирует ли он в связи с изменением ситуации играть более активную роль в киргизской политике и вернуться в страну, Акаев тогда подчеркнул: "Кыргызстан - моя родная страна, в которой я родился, вырос, стал ученым, а потом главой государства. Там могилы моих предков. Я с самого начала заявил о своем желании вернуться в родную страну. Как ученый и исследователь могу найти в республике большое поле для применения своих опыта, сил и знаний". Вместе с тем он отметил: "Дело о моем возвращении в республику зависит не от меня. Власти боятся народа. В особенности после ноябрьских событий я получаю из республики все больше сигналов о ностальгии людей по благополучным мирным акаевским временам".

Наблюдатели отмечают, что Акаев после прихода к власти команды Отунбаевой в целом с симпатией отзывался о действиях нового кабинета. Он, в частности, говорил о правомерности запросов об экстрадиции Курманбека Бакиева и его младшего сына Максима. По словам Акаева, "человек, который дал команду стрелять в свой народ, при поддержке которого криминальные структуры участвовали в ликвидации представителей бизнеса и неугодных журналистов, является государственным преступником, и он должен ответить перед судом, перед народом Киргизии". Вместе с тем экс-президент критиковал конституционные изменения в стране, предусматривающие переход от президентской к парламентской системе правления.

По мнению местных экспертов, шансы на выдачу Москвой Акаева ничтожно малы. Киргизские политологи указывают при этом на недостаточность доказательной базы по предъявляемым экс-президенту обвинениям, прежде всего в "допущении применения огнестрельного оружия". Речь идет о событиях 17-18 марта 2002 г. в Ак-Сыйском районе, когда пять человек погибли и около 90 получили различного рода травмы, в том числе и огнестрельные ранения в результате разгона митингов. Одним из требований, выдвигавшихся жителями района была отставка областного прокурора Зоотбека Кудайбергенова, по распоряжению которого был арестован инициатор нынешней директивы о лишении Акаева иммунитета Азимбек Бекназаров, тогда находившийся в оппозиции и возглавлявший парламентский комитет по судебно-правовым вопросам. Бекназаров был арестован 5 января 2002 года по обвинению в превышении должностных полномочий - в 1995 году, работая следователем, он прекратил уголовное дело, связанное с убийством. Акаев тогда отверг попытки оппозиции представить это дело как политическое и выразил уверенность в справедливом решении суда. Суд приговорил Бекназарова к одному году лишения свободы.

Обозреватель Владимир Шишлин

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });