Существуют ли "черные списки"
Запретив замминистра юстиции Украины въезд в страну, МИД РФ заявил об отсутствии каких-либо "черных списков" украинских политиков
Москва. 23 мая. INTERFAX.RU – Конфликт между Москвой и Киевом нарастает, как снежный ком. Украинские и российские политики обмениваются взаимными претензиями и принимают по отношению друг к другу меры, вызывающие дальнейшую эскалацию проблемы.
Все началось 11 мая, на праздновании 225-летия Черноморского флота, когда присутствующий на празднике мэр Москвы Юрий Лужков во время своей речи заявил, что Севастополь является военно-морской базой раньше – СССР, а теперь – РФ и никогда не передавался Украине, а посему должен быть возвращен России. Кроме того, он добавил, что намерен поставить перед российским руководством вопрос о пересмотре Договора о дружбе между РФ и Украиной.
Естественно, такое заявление не могло остаться без внимания украинских политиков, которые восприняли его как оскорбление и неуважение территориальной целостности Украины. Отрицательно отозвался о речи Лужкова и президент Украины Виктор Ющенко. "Когда об украинской нации, украинском суверенитете, о целостности украинской территории, украинской границы (политик - ИФ) говорит что-то пренебрежительное - к нему будут применены меры в соответствии с конституцией Украины", - заявил он в интервью журналистам.
Реакция последовала незамедлительно: 12 мая Служба безопасности Украины (СБУ) объявила главу московского правительства персоной нон грата. "В связи с тем, что гражданин России Юрий Лужков не придерживался условий предупреждения Службой безопасности Украины о недопустимости совершения действий, которые наносят ущерб национальным интересам Украины и ее территориальной целостности, 12 мая Юрию Лужкову запрещен въезд на Украину", - заявила тогда руководитель пресс-центра СБУ Марина Остапенко.
Столь жесткие меры вызвали теперь уже недоумение российской стороны. МИД РФ распространил тогда комментарий, в котором, в частности, утверждалось, что указанное решение украинских властей Россия расценивает как недружественный шаг, "идущий вразрез с обоюдными усилиями по выстраиванию атмосферы доверия и взаимопонимания в российско-украинских отношениях". В министерстве также выразили удивление столь резкой реакцией Киева на слова Лужкова. "Особо настораживает следующее: украинская сторона в который раз отказывает российским гражданам в праве высказывать свои взгляды на наше совместное прошлое и вновь вернулась к порочной практике составления "черных списков", ограничивая въезд на территорию Украины отдельным гражданам Российской Федерации", - отметили в российском внешнеполитическом ведомстве.
Ответная реакция не заставила себя ждать. В четверг, 22 мая, МИД РФ сделал следующий шаг в развитии этой истории, запретив въезд в Россию заместителю министра юстиции Украины Евгению Корнийчуку. "В связи с принятием властями Украины решения о запрете мэру Москвы Юрию Лужкову на въезд на территорию Украины МИД России информирует, что российская сторона вынуждена принять решение об адекватных мерах в отношении тех украинских политиков, которые своими действиями и высказываниями наносят ущерб РФ", - говорится в сообщении МИД России.
Как сообщается, такое решение было вызвано тем, что, по сообщению украинских СМИ, Корнейчук, комментируя практику объявления отдельных российских политиков персонами нон грата, заявил, что "было бы логичным поставить (такой) вопрос" и в отношении премьер-министра РФ Владимира Путина. "С учетом того, что заявил в своем публичном выступлении первый заместитель министра юстиции Украины Евгений Корнийчук, мы предполагаем, что он не планирует посещать Россию", - прокомментировал это высказывание официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.
Однако при этом российская сторона заявила, что решение о запрете замминистра юстиции Украины на въезд в Россию не имеет никакого отношения к теории так называемых "черных списков". Так, заместитель официального представителя МИД РФ Борис Малахов заявил, что Евгения Корнийчука "никто ни в какие "черные списки" не включал, поскольку никаких "черных списков" у российской стороны нет".
Вполне вероятно, что украинская сторона решит принять ответные меры и, если так, то какими они будут – покажет лишь время.
Мария Христианова
/Интерфакс/