Решение территориального вопроса с Россией остается важной задачей нового правительства Японии

Посол Японии в РФ Масахару Коно в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, какова политика нового японского кабинета в отношении России и территориального вопроса

Решение территориального вопроса с Россией остается важной задачей нового правительства Японии
Решение территориального вопроса с Россией остается важной задачей нового правительства Японии
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 24 июня. INTERFAX.RU - 26 июня в Канаде на полях саммита "большой восьмерки", как ожидается, состоится первая встреча президента России Дмитрия Медведева и нового премьер-министра Японии Наото Кана. О повестке дня этой встречи, политике нового японского кабинета министров в отношении России, экономических связях двух стран и территориальном вопросе в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Тимуру Хурсандову рассказал посол Японии в РФ Масахару Коно.

- Господин посол, на днях предстоят саммиты "большой восьмерки" и "большой двадцатки" в Канаде, и на их полях запланирована встреча лидеров наших стран. Что в Японии ожидают от этой встречи?

- Действительно, после общего заседания "большой восьмерки" планируется провести двустороннюю встречу на высшем уровне между Японией и Россией где-то в полдень 26-го числа. Это - первая встреча для наших лидеров. Как вы понимаете, сначала необходимо наладить личный контакт, отношения доверия, и уже потом можно будет обсуждать какие-либо конкретные вопросы. Отношения доверия имеют очень большое значение для решения важных вопросов развития японо-российских отношений. В преддверии этой встречи будет заседание "большой восьмерки", в ходе которого наши лидеры уже будут иметь возможность встретиться и познакомиться, но, тем не менее, двусторонняя встреча очень важна для установления личного контакта. На Японии и России, как на мировых державах, лежит большая ответственность перед мировым сообществом. В течение года наши лидеры имеют возможность встречаться и работать вместе, но в первую очередь, важно строить такие отношения доверия.

- Можно ли ожидать при новом кабинете министров несения каких-либо корректив в японскую политику по отношению к России, в частности - по территориальному вопросу? До сих пор все ограничивалось заявлениями о том, что проблему надо решить при нынешнем поколении, но движения вперед нет. Каков подход нового правительства?

- Премьер-министр Кан буквально сразу после вступления в должность выступил в парламенте с программной речью, в которой он коснулся, в том числе, и политики в отношении России. Он заявил, что на российском направлении необходимо продвигать политику и экономику вместе – как два колеса одной тележки. Если говорить о развитии экономических отношений, то японское правительство, как и российские власти, обращает большое внимание на следующие пункты: в первую очередь, это модернизация, о которой часто говорится и в России. Кроме того, как отмечают Президент Медведев и премьер-министр Путин, еще один очень важный момент – стратегия экономической интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион. В-третьих, еще одна крупная задача – освоение Дальнего Востока. В этом свете можно напомнить, что через два года во Владивостоке пройдет саммит АТЭС. Эти три пункта – модернизация, сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе и освоение Дальнего Востока – и станут важной задачей в экономическом сотрудничестве Японии и России с точки зрения продвижения вперед "экономического колеса" упомянутой тележки.

Если говорить о политической сфере, то, естественно, важная задача - решение территориальной проблемы и заключение мирного договора. Это, конечно, останется важная задача для наших стран. Наши лидеры еще не встречались, поэтому, как я уже сказал, сначала надо установить доверительные отношения и затем уже мы можем ожидать конструктивного обсуждения этого вопроса. Наша принципиальная позиция – необходимо решить проблему принадлежности четырех островов или, по крайней мере, добываться прогресса в решении проблемы принадлежности. Несмотря на смену правительства, эта позиция остается неизменной.

- Как известно, в России большое внимание уделяется вопросам модернизации и инноваций. Намерена ли Япония сотрудничать с РФ в этой сфере? Какое место вообще уделяется России в новой экономической стратегии Японии?

- Я думаю, что "модернизация" – это достаточно абстрактное выражение. Если же говорить о содержательной стороне, то в течение этого года между Японией и Россией идет достаточно активное сотрудничество на различных уровнях. Можно говорить, например, об энергоэффективности и сотрудничестве в высокой научно-технологической сфере: в этих областях у нас идет очень активный диалог не только на государственном, но и на частном уровне.

В сентябре этого года в Ярославле будет мировой политический форум, и в его повестке дня, как мы думаем, будет и модернизация. А в конце этого месяца в Токио пройдет двусторонняя японо-российская встреча по подготовке к этому форуму: в ходе этого японские и российские специалисты будут обсуждать, в том числе, вопрос модернизации.

Если вернуться к содержательной стороне понятия "модернизация", то для ее проведения, прежде всего, необходимо наладить благоприятный инвестиционный климат. Мы обращаем внимание на то, что в России в рамках политикой модернизации сейчас идет активное движение по изменению законодательства, налаживанию системы для привлечения инвестиций.

Что касается нашей новой стратегии развития экономики, то это очень комплексная идея. Если говорить коротко, то основная ее цель – улучшить качество жизни японцев. Содержательная сторона этой политики такова: она имеет цель сделать Японию более открытой страной и развиваться вместе с соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Для этого Япония стремится к инновациям , например, в сфере защиты окружающей среды, в сфере решению общих для Японии и России проблем – снижение рождаемости и старения населения. Решение этих вопросов с использованием инновационных технологий – большая задача для нас. Если говорить о задачах модернизации России, я думаю, что сейчас Ваша страна идет по пути интернационализации, а Япония стремиться стать открытой страной. В этом контексте Япония и Россия открыты для увеличения человеческих обменов и развития связей на уровне граждан.

- Вы упомянули о создании благоприятного инвестиционного климата в России. Что необходимо для этого сделать, что мешает работе японского бизнеса сейчас?

- Если говорить о конкретных моментах, то их будет очень много. В качестве примера могу привести то, о чем давно говорится – бюрократия, слишком запутанные процедуры, Кроме того, законы меняются очень часто – утром одно, а вечером другое. Мы надеемся на то, что модернизация в России затронет и эти аспекты, что сможет привлечь в Вашу страну зарубежные компании и инвесторов. Есть движение вперед – недавно появилась новость, что иностранные бизнесмены, желающие открыть бизнес в Сколково, могут получать разрешение на работу не на год, а на три. Мы приветствуем такую политику. Если в России будет продолжен такой курс, то будет увеличиваться поток иностранцев, приезжающих в РФ – не только бизнесменов, но и обычных людей. Это хорошо и для туризма и молодежных обменов

- Насколько мировой кризис повлиял на торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество Токио и Москвы? Нет ли планов расширить присутствие Японии на российском рынке, например – в автомобилестроении?

- Что касается объема торговли, то по сравнению с 2008 годом в 2009 он очень сильно снизился – почти на две трети. В этом году этот показатель растет, но, к сожалению, пока не наблюдается динамичное устойчивое движение, так что надо еще подождать.

Если говорить про инвестиции, то, несмотря на кризис, японский бизнес очень активно работает в России. В результате уже в этом году можно видеть конкретные результаты. Например, в сфере автомобилестроения в апреле в Калужской области завершилось строительство совместного завода Mitsubishi, Peugeot-Citroen. Есть и другие отрасли – в июне в Ярославской области открылся завод японской компании Komatsu по производству строительного оборудования. Еще недавно завод Toyota под Санкт-Петербургом испытывал большие сложности, с трудом продвигал свой бизнес, но, тем не менее, сейчас идет очень энергичная, 100-процентная работа по сборке модели Camry. В прошлом году открылся и завод Nissan, и так как сейчас в России высокий спрос на эти автомобили, чтобы отвечать на него эта компания тоже работает очень активно. Есть простое объяснение тому, почему японские компании открывают свои заводы именно в западной части России – на Дальнем Востоке спрос довольно невелик, а отсюда можно обслуживать не только западную часть России, но и Восточную Европу.

- Если говорить про ситуацию в АТР, какова позиция Японии по поводу недавних событий на Корейском полуострове, последовавшими за гибелью корвета "Чхонан"? Какие меры в Токио считают необходимыми для стабилизации обстановки в регионе?

- Как вы помните, по инициативе правительства Южной Кореи была создана международная комиссия по расследованию этого инцидента. В результате научного анализа, проведенного этой группой, были получены достаточные доказательства того, что это была именно торпедная атака со стороны Северной Кореи. Японское правительство убеждено, что выводы комиссии по расследованию являются достаточно объективными и научными. Мы высоко оцениваем отчет комиссии, поддерживаем правительство Южной Кореи и осуждаем КНДР. Япония, конечно же, выражает соболезнования Южной Корее в связи с понесенными жертвами.

Этот вопрос важен не только для безопасности Северо-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, но и для других. Мы думаем, что нельзя допустить повторения подобных событий и для этого необходимо предпринять соответствующие меры. Сейчас этот вопрос обсуждается на уровне Совета Безопасности ООН, и Япония активно участвует в этом обсуждении в качестве непостоянного члена СБ ООН. Мы постараемся выработать четкое заявление Совета Безопасности. Страны, которые имеют отношение к данной проблеме, будут также принимать участие в саммитах "большой восьмерки" и "большой двадцатки" и в ходе этой встречи вопрос о Северной Корее будет на повестке дня.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок