Катастрофа Ту-154: версия об ошибке

Несмотря на то, что расследование причин катастрофы самолета президента Польши еще не закончено, СМИ со ссылкой на польского эксперта сообщили, что трагедия произошла из-за ошибки пилотов, которые пошли на рискованный маневр

Катастрофа Ту-154: версия об ошибке
Фото: Reuters

Москва. 21 мая. INTERFAX.RU – В среду польская газета "Речь Посполита" со ссылкой на заявление аккредитованного при российском Межгосударственном авиационном комитете (МАК) польского эксперта Эдмунда Клиха сообщила, что причиной гибели самолета президента Польши Леха Качиньского, унесшей жизни 96 человек, стали ошибки пилотов. "Экипаж Ту-154 совершил ошибки, которые привели к трагедии", - заявил он журналистам.

В сообщении газеты отмечается, что Клих слышал записи "черных ящиков" и ознакомлен со стенограммой переговоров в кабине пилотов. "Пилоты пренебрегли всеми предостережениями автоматики самолета и пошли на чрезмерный риск. Почему? Потому что они так обучены, - заявил Клих. - Я говорю это, хотя расследование еще не закончено. Но у меня уже седые волосы, и я могу взять на себя риск заявить это. Я считаю, что общество должно быть проинформировано".

Клих рассказал, что летчики президентского лайнера 10 апреля несмотря на густой туман решились на неслыханно рискованное приземление. По словам эксперта, на аэродроме под Смоленском не было системы направления самолетов типа ILS. Поэтому летчики по снижении до определенной высоты - 100 м - должны были отказаться от посадки, так как взлетно-посадочной полосы не видно. Однако, исходя из записей "черного ящика", пилоты сознательно пошли на снижение. Последовали команды: 90 метров, 80 метров.

Самолет разбился рядом с аэродромом. Скорее всего, пилоты продолжили маневр, хотя на высоте 100 м они земли не увидели. При этом приборы не подвели экипаж. "Это опровергает спекуляции о том, что летчики могли не знать, на какой высоте они на самом деле находились. Однако они не реагировали на сигналы о том, что было уже очень низко, даже на предостережение, "перед тобой земля", - добавил эксперт.

По словам Клиха, маневр, который закончился крушением самолета Качиньского, нередко используется среди военных летчиков. При этом, с ним согласны многие польские эксперты. Так, специалист в области авиации Томаш Хипкий сообщил "Речи Посоплитой", что пилоты президентского лайнера совершили ту же ошибку, которая ранее уже стала причиной нескольких авиакатастроф в Польше. По его словам, самое худшее, что никто не сделал никаких выводов после этих аварий.

При этом Клих считает, что Бласик не оказывал давления на пилотов напрямую. "Я не отрицаю того, что в кабине пилотов находился пятый человек. Да, это был генерал Бласик", - сказал Клих в интервью, которое было показано в эфире российского телеканала НТВ в среду. "И слова не было сказано, которое могло оказать давление на экипаж. Ничего похожего на: "Мы должны приземлиться прямо сейчас". Я ничего подобного не помню, хотя слышал запись переговоров", - сообщил польский эксперт.

При этом он сказал, что пребывание Бласика в кабине могло оказать косвенное давление на пилотов. "Да, конечно, одно только присутствие могло оказать давление. Я согласен с этим", - отметил Клих.

В любом случае, высказывания польских специалистов являются предварительными и нализ причин авиакатастрофы продолжается. Премьер-министр Польши Дональд Туск пообещал, что по окончании расследования все материалы будут обнародованы.

Стоит отметить, что высказывания экспертов о ходе расследования катастрофы уже становились предметом некоторых недоразумений. Так, 21 мая в МАК заявили, что после пресс-конференции руководства Комитета и Эдмунда Клиха 19 мая в СМИ со ссылкой якобы на техническую комиссию или отдельных экспертов появились публикации, искажающие информацию. В частности, сообщили в Комитете, публикуются даже фотографии некоторых погибших со ссылкой - "фото МАК".

"На пресс-конференции 19 мая не называлось никаких конкретных фамилий, не распространялось фотографий погибших, учитывая соблюдение принципа морально-этических норм в отношении родных и близких погибших. Фотографии погибших в МАК отсутствуют, - отмечалось в заявлении - Комитет с пониманием относится к переживаниям общественности, но, осознавая всю полноту своей ответственности, считает, что никто не должен влиять на полноту и объективность проводимого расследования. Правилами ИКАО, которым мы следуем, не допускается разглашение лиц, вовлеченных в авиационное происшествие".

"Техническая комиссия МАК проводит свою работу в полном соответствии с международными нормами ИКАО, по которым расследование проводится в целях установления всех обстоятельств и причин катастрофы и не направлено на установление чьей-то вины или ответственности. Материалы, представленные на пресс-конференции, не могут и не должны интерпретироваться подобным образом, - подчеркивалось в сообщении МАК. - Выявленные в ходе расследования факты и обстоятельства катастрофы публикуются на интернет-сайте МАК.

После пресс- конференции 19 мая корреспонденты 24 телекомпаний и информационных агентств посетили лабораторию МАК по обработке и расшифровке параметрической и звуковой информации бортовых и наземных средств объективного контроля, ознакомились с работой оборудования и соответствующими технологиями".

Самолет польских ВВС Ту-154 разбился утром 10 апреля. На его борту находилась официальная польская делегация во главе с президентом Лехом Качиньским, которая летела в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Ранее в МАК заявили, что никто не должен влиять на объективность расследования катастрофы.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });