С визами и без: сегодня и завтра отношений Евросоюза и России
Пятого апреля вступает в силу Визовый кодекс Европейского союза, в котором конкретизируются и развиваются важные положения. К примеру, в нем подчеркнуто, что обладание визой не влечет за собой автоматически права на въезд
Москва. 3 апреля. INTERFAX.RU – Пятого апреля вступает в силу Визовый кодекс Европейского союза. В 60-страничном документе собраны воедино все правовые нормы и положения таких регуляторов, как Шенгенский кодекс о пересечении границ, решение о создании визовой информационной системы ЕС, конвенции, регламенты и директивы Совета ЕС и Европарламента. Задача кодекса – гармонизировать критерии, процедуры и обозначить единые решения (правда, прописаны и исключения для некоторых из 27 стран-членов ЕС).
Помимо унификации законодательства уже нового правосубъекта, каковым ЕС стал в 2009 году, в кодексе конкретизируются и развиваются важные положения. Так, разъяснены условия для разного типа виз (транзитные, транзитные аэропортовые, с ограничением территории); подчеркнуто, что обладание визой не влечет за собой автоматически права на въезд, то есть на границе могут потребовать доказательств соблюдения условий въезда.
Визовый сбор составит 60 евро, срок рассмотрения заявления - 15 дней, в особых случаях от 30 до 60 дней. В соответствии с кодексом в целях борьбы с терроризмом и в случае массового притока нелегальных иммигрантов государства-члены ЕС могут ежегодно пересматривать национальные правовые акты при соблюдении прав человека и гуманности.
При этом кодекс прописывает повышенную защищенность и безопасность въездных /выездных/ документов; в частности, с 2011 г. биометрические индикаторы (что в России уже отчасти вводится в новых загранпаспортах) будут включать предоставление отпечатков пальцев (каждые 5 лет) при взаимном пересечении границ и гражданами ЕС, и гостями Евросоюза, включая россиян.
Как считают в московском Представительстве Европейской комиссии, в целом повышается прозрачность визовых процедур и правовая определенность. Например, предусмотрено предоставление информации о причинах отказа в выдаче визы - и возможность подачи апелляции в случае отрицательного решения. Правда, форма отказа больше напоминает ЭГЭ: чиновник лишь поставит "галочку" в одной из 11 граф, излагающих причину отказа (или досрочного аннулирования визы).
А вот для привлечения высококвалифицированных специалистов в зону Евросоюза будет внедрена "голубая карта", выдаваемая на первые полтора года проживания такого специалиста в стране-"нанимателе", а затем – по всей территории ЕС-27.
Параллельно появляется виза категории Д, дающая право и на проживание в стране, и на перемещение по Евросоюзу. Обратная сторона такой свободы – возросшая ответственность за личное поведение: где бы, например, россиянин ни набедокурил, это мгновенно распространяется по информсистеме ЕС – и в следующий раз с въездом в любую из стран-«подписантов» возникнут уже объяснимые трудности.
По мнению правоведа профессора Сергея Кашкина, с Визовым кодексом - документом прямого действия (то есть не требующим перенесения в национальные законодательства) Евросоюз вступает в период совершенствования норм и процедур передвижения людей в рамках своих внешних и внутренних границ. Это во многом связано с развитием ЕС после Лиссабонского договора, продвинувшего наднациональное сотрудничество. Связано и с реакцией на новые угрозы и вызовы.
А изменит ли Визовый кодекс ЕС что-нибудь для миллионов россиян? Как подчеркивают европейские дипломаты, остается в силе действующее уже три года Соглашение между ЕС и Россией об упрощении выдачи виз. А значит, за визу платить предстоит 35, а не 60 евро, срок рассмотрения – все те же 10 дней.
Стоит напомнить, что на саммите ЕС – Россия в Санкт-Петербурге (2003 г.) было решено продвигаться к безвизовому режиму "в долгосрочной перспективе" (так в документах встречи). Спустя четыре года начало действовать двустороннее Соглашение об упрощении процедуры выдачи виз. Оно позволяет гражданам ЕС и России, часто совершающим поездки (бизнесмены, спортсмены, ученые, журналисты, участники соревнований и фестивалей, чиновники) получать однократные или многократные визы (до 90 дней в течение полугода) по письмам и приглашениям.
Словом, как утверждают в московском офисе ЕК, режим поездок для россиян и граждан ЕС-27 остается взаимно льготным, более благоприятным, по сути означая изъятие из Визового кодекса.
Наряду с упрощением визовых процедур теперь между РФ и ЕС действуют механизмы реадмиссии, предусматривающий депортации лиц без виз в страну, откуда они прибыли. Тем самым ставится барьер на пути нелегальной миграции, в том числе и из третьих стран через территорию РФ.
Между тем и у нынешней "визовой взаимности" есть свои проблемы, "пятна на солнце". Обозначим некоторые – и перспективы устранения. Одно из важнейших направлений человеческих обменов – туризм и индивидуальные поездки граждан. Это позволяет лучше узнать друг друга, присмотреться к иным порядкам, обычаям, отвергнуть стереотипы и мифы, даже перенять кое-что. Это выгодно и для экономики: из 8 млрд евро профицита в торговле товарами и услугами Евросоюза с Россией на прибыль от туризма падает более 3 млрд евро.
По данным Ростуризма и Росстата, в 2008 г. на наших соотечественников пришлось 35 миллионов человеко-выездов в страны ЕС, в том числе 11 млн - по линии туризма, 20 млн индивидуальных поездок. Хотя поток несколько сократился из-за кризиса, но по трети миллиона турвизитов россиян совершено в прошлом году в Германию, Италию, Францию (не говоря об индпоездках – 1,5 млн выездов в Финляндию, 0,5 млн –в Литву, 0,3 млн – в Польшу). В целом почти впятеро больше туристов-россиян (куда выше пропорция для частных поездок) посещают территорию Евросоюза, оставляя там немалые средства.
С Визовым кодексом или без него, но на пути выезжающих – не только очереди у консульств. Но и "соблазн втридорога" в виде центров визовой помощи. По мнению профессора Марка Энтина, это – явно неправовой обход межгосударственных договоренностей: "Да, эти центры помогают, но всё очень напоминает покупку театральных билетов - со сверхнаценкой и в кассах, и через интернет-агентства. Появился слой заинтересованных посредников с обеих сторон". Договорились об одном, а реализацию исказили, замечает эксперт.
А вот европейцы-специалисты и бизнесмены, приезжающие в Россию работать, попадают в «ловушку времени»: только начав работать, они обязаны вернуться на родину, закрывая выездную визу – и опять въехать в РФ, продлив разрешение на работу. Правда, ФМС и Минэкономразвития предлагают облегчить въезд инвесторам и создателям технологий, отменяя квоты, продлить визы до трех лет и т.д. Но только сейчас – и только предлагают. Когда появится закон, неясно…
Другой принцип – обеспечения безопасности государства – также видится и реализуется неадекватно. Граждан ЕС раздражает чрезмерная, по их мнению, контролируемость за перемещениями по России (процедура регистрации). Профессор Кашкин заявляет, что как раз по Визовому кодексу ЕС на национальные законодательства возложено право предусмотреть порядок пребывания иностранцев, включая регистрацию: каждая страна имеет право на уважение своих норм, безопасности.
Однако в проблеме есть и элемент лукавства: легенды о "русской мафии" у европейцев уже не так популярны, борьба с криминалом зачастую выводит и на представителей стран СНГ. А вот что настораживает жителей Европы – это факты неумения вести себя со стороны некоторых россиян, за что расплачиваются и имиджем страны, и визовыми строгостями.
Можно ли вообще обойтись без виз? Предложения о взаимном переходе к безвизовому режиму звучат уже несколько лет. Свободное общение – это начало новой жизни в Европе, полагают в российском МИД. Его глава Сергей Лавров неоднократно заявлял о готовности перейти к такому режиму «хоть завтра». Формула эмоциональна – и исторична. Эмоциональна хотя бы из-за нереализуемости завтра. Профессор Энтин утверждает: для этого требуется целый комплекс мер в отношении правоприменительных и правоохранительных органов, "а с учетом нашей законотворческой улиты это, как известно, не быстро». Формула исторична, потому что в истории отношений слишком живучи наслоения холодной войны, разделение на «своих» и «чужих». Владимир Воронков, директор Департамента общеевропейского сотрудничества МИД отмечает: «Мы хотим покончить с барьерами и противостоянием – как то было с Берлинской стеной. Но покончить и с зонами, барьерами в сознании, со стереотипами и негативами – агрессор, бездельник, бандит, с политической психологией прошлого. А обмены, общение тысяч, сотен тысяч – лучшее лекарство от страха".
И модернизация требует таких обменов – специалистами, учеными, бизнесменами, интеграции рабочей силы, перспективы общего рынка товаров и услуг.
Российские эксперты считают, что решение о безвизовом режиме как проявление высшей политической воли будет означать настоящую конвергенцию, то есть взаимное сближение народов – уже не от "Атлантики до Урала", как видел де Голль, а по новой формуле европейских стандартов - "от Ванкувера до Владивостока".
Список стран, применяющих сейчас единую визовую политику, включает 27 государств-членов ЕС (кроме Великобритании, Ирландии, Дании), а также страны шенгенской зоны, не являющиеся членами ЕС (Исландия, Норвегия и Швейцария). Болгария, Румыния и Кипр начнут применять Визовый кодекс, как только станут частью «шенгена» без сохранения внутренних границ.
Обозреватель Александр Песляк
/Интерфакс/