Гитлер в музее Холокоста
Американцы познают ужасы тоталитаризма – в музее Холокоста в Вашингтоне открылась впечатляющая выставка, посвященная истории Третьего рейха
Вашингтон. 31 марта. INTERFAX.RU - Среди многочисленных музеев американской столицы музей Холокоста выделяется особо: он наглядно представляет местным жителям одну из самых трагических страниц Второй мировой войны – историю массового истребления гитлеровцами еврейского народа. Когда видишь перевезенные в Вашингтон узкоколейные вагоны, в которых евреев отправляли в концлагеря, когда видишь на черно-белых фотографиях лица героев Сопротивления, имена людей спасавших евреев в Венгрии, Польше, Дании, мрачные страницы европейской истории, кажущиеся из-за океана столь далекими, навязчиво проступают в сознании.
Про американцев иногда говорят, что у них нет "опыта диктатуры". Такого опыта, какой есть практически у всех европейцев и россиян. И поэтому музей Холокоста, в необходимости создания которого в Америке некоторые сомневались, напоминает "стране гамбургеров", каких чудовищ может породить неосведомленность в отношении далеких монстров. Тем не менее, американцы сумели и наглядно представить средства и методы тоталитарной страны под названием Третий рейх. Именно этому посвящена тематическая выставка "Государство обмана. Сила нацистской пропаганды", которая открыта в музее Холокоста в феврале и будет работать до декабря 2011 года.
Как только переступаешь порог экспозиции, на тебя, словно из преисподней, смотрит пристальный усатый взгляд Адольфа Гитлера и слышится музыка марша штурмовиков, раздающаяся с патефонной пластинки. Голос с современной картинки предупреждает: будь осторожен!
Нацисты мастерски использовали пропагандистские средства радио, кино, изобразительного искусства и даже только что возникшего телевидения для манипулирования сознанием немцев. При взгляде на многочисленные материалы, собранные в музее Холокоста, легко понять, что души немцев, истерзанные кризисом 1920 г., оказывались легко восприимчивыми к всепроникающей и ползучей силе наркотика, внедряемого в головы простых людей. На извлеченных из архивов плакатах изображены суровые рабочие и коварные евреи, выглядывающие из-за знамен стран антигитлеровской коалиции.
Доктор исторических наук Стивен Лакерт в интервью корреспонденту "Интерфакса" рассказал о том, какой цели добивались организаторы и кураторы выставки: "Для понимания причин прихода нацистов к власти и проведения ими расовой политики и военной экспансии требуется проникновение в нюансы механизмов, какими пользовались нацистские пропагандисты, чтобы завоевать широкие слои населения, а не только фанатичных экстремистов".
"Мы часто считаем, что нацистская пропаганда сеяла исключительно ненависть, - говорит директор музея Холокоста Сара Блумфильд. - На самом деле они отстаивали и свободу, и единство и процветание, что многие находили привлекательным. Глубокое понимание нацистами средств массовой коммуникации и способность эксплуатировать страхи и надежды немцев является уроком для нас сегодня, когда мы живем в мире информации, направленной на нас более чем когда-либо".
"В изобразительном искусстве Третьего рейха, особенно в скульптуре, за модель принималось античное искусство Древней Греции – героизация, образы "сверхчеловека", и, кстати, этой же моделью пользовалось официальное искусство в СССР – соцреализм – напоминает куратор экспозиции в музее Холокоста. Для целей пропаганды использовалась классические модели красоты, здоровья и силы, и даже в архитектуре нацисты обращались к классицизму", - рассказывает куратор выставки. "Кстати, этот стиль 1930-х годов вы можете увидеть и в США – возьмите архитектурные сооружения Вашингтона, такие как мемориал Линкольна, - отметил он. Эти гигантские здания должны быть символом и воплощением власти, а архитектор и министр вооружений Гитлера Альберт Шпеер в своих мемуарах писал, что за главными примерами тяжеловесной, помпезной архитектуры следует поехать в Вашингтон".
Организаторы экспозиции не постеснялись показать огромную картину "Фюрер на фронте", хранящуюся обычно в специальном архиве искусства Сухопутных войск США в Вашингтоне как часть вывезенной американцами из Германии после войны коллекции искусства Третьего рейха. Гигантское полотно повешено так, что зритель оказывается лицом к лицу с тщательно прописанными портретами блондинов в эсэсовской форме со всеми этими петличками, орденками, значками, крестами. Все это должно символизировать друзей-однополчан. И даже когда ты покидаешь музей Холокоста, лица простых солдат все еще следуют за тобой. Ведь понимаешь – это убийцы. Огромная картина, наполненная изображениями мастерски исполненных голов – образец "навязчивой детализации", использовавшейся как прием в портретном искусстве фашистской Германии.
СПРАВКА: Наиболее крупная коллекция нацистского искусства была собрана в Вашингтоне в архиве искусства Сухопутных войск США после Второй мировой войны. Её большая часть (100 тысяч экспонатов) возвращена в ФРГ в 1980-е годы. Некоторые, в частности, портреты Адольфа Гитлера и исполненные им акварели остались в Америке – подальше от греха. Хранительница этого собрания Рене Клиш показала корреспонденту "Интерфакса" в Вашингтоне некоторые из артефактов. Здесь также собраны живописные портреты немецко-фашистских генералов и пейзажи российских равнин, сделанные оккупантами на захваченных территориях СССР. В архиве искусства Сухопутных войск США также хранятся произведения американской военной живописи ХХ века, где изображены герои-летчики и добрые солдаты, делающие перевязки вьетнамским и корейским детям. После посещения архива остается ощущение, что побывал в студии военных художников имени М.Грекова.
"Когда мы задумывали выставку, то размышляли: следует ли нам начать с древних времен, с того, какой была пропаганда в древности, - рассказывает Стивен Лакерт. - Думали о том, что не сделать ли нам некое сравнение между США 1930-х гг. и Германией, где пропаганда носила различный характер. Но мы решили сосредоточиться на нацистской пропаганде, и представить её в новом ключе, показать, какую роль она играла в растлении умов, в обособлении тех групп населения, которые подвергались преследованию и уничтожению, в помощи массовым убийствам евреев и других категорий людей, которые происходили в годы Второй мировой войны. Мы хотели также показать, что использовавшиеся пропагандой приемы и образы, которые выглядели порой весьма привлекательно (не только образы врагов), но и положительные образы так называемого "нового общества", зачастую имели весьма ужасные последствия. Иными словами, мы хотели дать понять, что создание этого общества происходило за счет многих других людей, которые исключались из этой "новой модели". Пропаганда зачастую совращала людей позитивными образами немецкого общества, утопическим взглядом на государство, которое будет удобным для всех немцев, независимо от классовой принадлежности. Однако, как известно, оборотной частью этого образа было то, что далеко не все могли стать частью этого "прекрасного общества". Как известно, из этого общества исключались евреи, негры, цыгане, политические оппоненты, все те, кто не встраивался в это общество из-за своего биологического или расового происхождения. Все это следует рассматривать во взаимосвязи".
Нельзя сказать, что американцы никогда не были полностью лишены влияния идеологий, и президент США Франклин Делано Рузвельт очень хорошо понимал важность средств массовой информации. Его критиковали за умелое использование СМИ и даже сравнивали с Геббельсом. В 1930-е годы в США появились первые службы изучения общественного мнения такие, как фонд Гэлапа, и конечно многие хотели понять как влиять на общественное сознание. В Германии и некоторых других странах для изучения общественного мнения использовались тайные осведомители.
"Мы надеемся, что эта выставка поможет людям стать более критичными потребителями информации, - говорит господин Лакерт. - В наши дни люди подвергаются информационной бомбардировке из телевидения, из радио, из Интернета и стараются понять природу этой информации. Поэтому одна из целей нашей выставки призвать людей быть более избирательными в отношении информации, которую они получают".
"Естественно, возникает вопрос, следует ли ограничивать свободу слова, как это делалось в некоторых европейских странах после войны, или создавать огромный рынок информации, как это делается в США, и то, что считается американской моделью?" - задается вопросом куратор выставки. – Наша выставка показывает, что в случае нацистской пропаганды, она сначала была частью общей дискуссии, но после прихода к власти уничтожила всех своих оппонентов, существовавших в условиях демократии. Мы хотели, чтобы посетители выставки приходили с вопросами и уходили с ещё большим количеством вопросов – такова была в нашем представлении цель создания выставки "Государство обмана. Сила нацистской пропаганды". На сегодняшний день это наиболее популярная специальная выставка в музее Холокоста и, возможно, срок её действия будет продлен".
На выставке много экспонатов, по-прежнему хранящихся в США, как некоторые портреты Гитлера, которые не были возвращены в Германию в 1980-е годы. Но организаторы собрали материалы со всего мира, в том числе и из Красногорского архива кинофотодокументов в России.
Петр Черемушкин, соб. корр. "Интерфакса" в Вашингтоне
/Интерфакс/