Больше не опиум для народа

Согласно опросам, все больше россиян обращается в православие. Правда, при этом многие, как ни странно, не торопятся изучать Священное Писание, хотя и не возражали бы против того, чтобы Библию читали их дети

Больше не опиум для народа
Фото: Reuters

Москва. 30 марта. INTERFAX.RU – В течение последних двадцати с небольшим лет страна, на десятилетия практически отказавшаяся от религии вообще и от православия в частности, старательно наверстывает упущенное. В России строится все больше храмов, музейщикам приходится возвращать церкви древние монастыри. Кроме того, редкое мероприятие – будь то спуск на воду подводной лодки, запуск космической ракеты-носителя или просто открытие ресторана – обходится без приглашения священника для освящения.

О растущей приверженности россиян к православию говорит и статистика. Так, согласно результатам всероссийского опроса социологов ВЦИОМ, проведенного 23-24 января этого года, доля последователей православия (как мировоззрения или религии) за прошедший год в стране увеличилась с 70 до 75% и достигла, таким образом, максимального значения за все время наблюдения.

Немного уменьшилась в России доля мусульман - по данным опроса, отвечая на вопрос, последователем какого мировоззрения или религии вы себя считаете, 5% опрошенных назвали ислам (против 7% год назад). По 1% и меньше сторонников католицизма, протестантизма, иудаизма и буддизма. При этом эксперты подчеркивают, что неверующих респондентов, по сравнению с 2006 г., стало вдвое меньше - 8% против 16%. При этом подавляющее большинство православных россиян являются крещеными - 84%. В то же время обряд крещения прошло более трети неверующих граждан (39%).

Как показал опрос, россияне в равной степени разделились на тех, кто читал и не читал Священное Писание - по 49%. С содержанием Библии знакомы, в первую очередь, пожилые (60%) и высокообразованные респонденты (57%) и последователи православия (54%).

Религиозные обряды с той или иной частотой соблюдают две трети россиян (66%), но в основном - только по праздникам (27%) или же эпизодически (28%). Среди православных этот показатель выше: 73% опрошенных в этой группе придерживаются религиозных традиций. По сравнению с 2006 г., меньше стало тех, кто обрядов не соблюдает (с 37 до 32%).

Также, по данным опроса, четверть россиян уверена, что сейчас происходит приобщение к вере новых людей. Каждый пятый полагает, что люди просто перестали таить свои религиозные чувства. 16% опрошенных считают, что это лишь внешняя мода, а 17% и вовсе не замечают никаких изменений в религиозных чувствах окружающих.

Стоит отметить, что многие россияне не против ознакомления с православием их детей. Так, согласно опросу специалистов Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), большинство россиян (54%) не возражают против преподавания в школах курса религиозных культур и светской этики – правда, не в качестве обязательного предмета, а как факультатива. На обязательности данного предмета настаивает каждый пятый (20%). Еще десятая часть респондентов уверена, что этот предмет вообще не должен преподаваться в школах (11%). Остальные затруднились высказать свое мнение по данному опросу (15%).

Исследование на эту тему проводилось 20-21 марта августа в 100 населенных пунктах 44 регионов страны с участием 2000 респондентов, из которых 17% не поддержали введение в российских школах такого предмета, а у 20% не оказалось определенной позиции по этому вопросу.

Согласно мнению респондентов, введение такого курса в школах необходимо для всестороннего развития личности и кругозора ребенка, его культурного развития в целом (17%), повышения духовной нравственности (14%). Многие россияне считают также, что это позволит детям получить разносторонние знания о различных культурах, вероисповеданиях (12%), будет способствовать повышению порядка и дисциплины, уважительного отношения к старшим (12%). Некоторые надеются, что у детей появится вера в бога (6%).

Среди отрицательных сторон введения в школах нового предмета главной россияне считают дополнительную нагрузку на школьника (8%). По 4% опрошенных опасаются "навязывания" ребенку религии, "неправильного и некорректного преподавания" данного предмета, а 3% считают, что "человек сам должен прийти к вере, это личное дело каждого". Кроме того, некоторые россияне боятся, что дети могут чрезмерно увлечься религией и стать фанатичными, что данный предмет может спровоцировать разногласия на религиозной почве (по 2%), и что религию нужно прививать в семье (1%). Между тем, согласно опросу, только треть (31%) респондентов затруднились назвать положительные стороны от введения в школах данного предмета, не нашедших отрицательных моментов значительно больше - каждый второй (50%).

Напомним, что с 1 апреля в школах (в 4-й четверти IV класса и 1-й четверти V класса) в порядке эксперимента в 19 субъектах РФ начнется преподавание "Основ религиозных культур и светской этики". Учебный курс включает в себя шесть вариантов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из них изучается школьником с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Что касается предмета "Основы православной культуры", он преподается в ряде российских регионов на протяжении вот уже нескольких лет. В ноябре 2007 г. Церковь представила министру образования Андрею Фурсенко концепцию включения этого предмета в школьную программу.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });