Борьба за читателя
Рынок печатных СМИ переживает период серьезной трансформации. Большинство газет и журналов находятся в поиске новых форм подачи материалов. На этом фоне СМИ для клиентов стараются потеснить традиционные медиа
Москва. 9 декабря. INTERFAX.RU - Рынок печатных СМИ переживает период серьезной трансформации. Большинство газет и журналов находятся в поиске новых форм подачи материалов. "Медийный пейзаж может серьезно измениться. Как именно, пока сказать не могу", - заметил завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор интернет-издания "Частный корреспондент" Иван Засурский.
Конкуренция в СМИ активно вмешивается в идеологию привлечения читательского интереса. Подход к контенту меняется. И сегодня в гигантском потоке информации человек хочет получать именно ту, которая ему действительно полезна и необходима. "В этой связи можно сказать, что рынок клиентских и корпоративных изданий получил исторический шанс потеснить традиционные СМИ", - считает директор по внешним связям НБ "ТРАСТ"Андрей Согрин.
С такой позицией согласен и главный редактор журнала "Стратегии и практика издательского бизнеса. IFRA-ГИПП Magazine" Алексей Панкин. "Сейчас возрастает потребность в практической информации. Поэтому у корпоративных СМИ появился шанс грамотно использовать нынешнюю ситуацию. Поскольку их информация может быть востребована как никогда", - сказал Панкин.
Корпоративные СМИ сегодня не только поддерживают лояльность и заинтересованность клиентов, но и стараются все больше информировать их. Каждое издание пытается найти какую-нибудь свою изюминку, чтобы повысить внимание аудитории. На Западе уже никого не удивляет тот факт, что, например, журнал MediaGuardian (сеть дорогих супермаркетов Великобритании) занимает по опросам британских читателей пятое место среди всех СМИ страны.
Клиентские издания – это уже давно не "примитивные рекламные проспекты". Вместе с полезной информацией можно найти авторские и обзорные статьи. Как показывает практика, говорить с читателем доступным языком можно, в том числе, и о событиях на финансовых рынках и о банковских продуктах. Это хорошо видно на примере корпоративной газеты "Ваш банк TRUST" (издается отделом клиентских изданий издательского дома Independent Media Sanoma Magazines для Национального банка "ТРАСТ" с 2008 года) ставшей победителем ежегодного всероссийского конкурса "Лучшее корпоративное медиа – 2009" в номинации "Клиентское издание. Газета".
"В издании вы найдете материалы, рассказывающие о преимуществах продуктов НБ "ТРАСТ", информацию о работе наших офисов, обзорные статьи, исследования и актуальные интервью, в которых затрагиваются различные проблемы российского банковского рынка", - сказал директор по внешним связям НБ "ТРАСТ"Андрей Согрин.
По его словам, газета помогает развивать коммуникацию банка в первую очередь со своими профильными клиентами, то есть частными клиентами, малыми и средними предпринимателями. "К тому же наше издание поддерживает имидж банка, как надежного партнера, который всегда открыт к диалогу и понимает конкретные запросы и проблемы своих клиентов", - отметил Андрей Согрин.
Однако другие эксперты считают, что качество контента клиентских изданий проигрывает традиционным СМИ. "Даже если компания набирает в редакцию своего корпоративного журнала неплохих журналистов, контент все равно не будет дотягивать до определенного уровня. Видимо, здесь играют еще какие-то другие факторы", - отмечают опрошенные Интерфаксом эксперты.
По мнению Андрея Согрина, клиентские издания все таки начинают постепенно эволюционировать до уровня самостоятельных проектов. "Причем на западном рынке уже происходит то, что раньше и представить себе было невозможно – некоторые из них начинают претендовать на роль "полноценных" СМИ. При этом выполняя свою прямую функцию инструмента по привлечению покупателей и поддержки имиджа", - рассказал директор по внешним связям НБ "ТРАСТ".
Наполнение происходит, конечно, не только и не столько за счет добавления развлекательных страниц, анекдотов или разных "полезных советов". "Дело в том, что сами материалы должны быть идейно и визуально основаны на идеологии, философии, стиле и эстетике брендов. И такое издание должно стать средством коммуникации с клиентом и оригинальным голосом бренда – ненавязчивым, но бьющим точно в цель", - отметил Согрин. В качестве примеров он привел журнал Ministry (признанный несколько лет назад в Англии изданием года) известного британского ночного клуба, на страницах которого публикуются эксклюзивные материалы о музыкантах и мировой клубной жизни. А также издание дома моды Prada, который регулярно рассказывает о различных новых, в том числе андеграундных течениях в культуре.
На Западе многие корпоративные издания превосходят по тиражу периодическую прессу. В России таких очень мало. "Тот же каталог ИКЕА можно назвать успешным продуктом", - сказал Засурский. Газету "Ваш банк TRUST" тоже можно было бы отнести к таким проектам. Ведь она издается немаленьким тиражом - 150 000 экземпляров. Однако, когда узнаешь, что издание распространяется в 200 отделениях банка от Калининграда до Сахалина, весь эффект нивелируется. "В том числе и из-за низкой периодичности корпоративные СМИ не смогут потеснить традиционные издания", - считает завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор интернет-издания "Частный корреспондент". Алексей Панкин также сомневается, что клиентские газеты и журналы смогут пользоваться такой же популярностью, как привычные средства массовой информации. "К тому же у традиционных СМИ уже сформировалась своя аудитория, которую будет достаточно трудно переманить. Даже не смотря на то, что клиентские СМИ – бесплатные", - подчеркнул главный редактор журнала "Стратегии и практика издательского бизнеса. IFRA-ГИПП Magazine".
"И у традиционных СМИ и у корпоративных изданий есть свои плюсы и минусы, но мы сейчас говорим не о том. Интернет-издания – вот о чем сейчас нужно думать", - заключил Иван Засурский.
/Интерфакс/