Чехия не подписывает Лиссабонский договор, опасаясь возможных исков судетских немцев
Бонн. 10 октября. ИНТЕРФАКС - Президент Чехии Вацлав Клаус поставил подписание Лиссабонского договора о реформировании ЕС в зависимость от внесения в него оговорки, ограничивающей действие Европейской хартии о правах человека на территории Чехии, сообщает германская медиа-компания Deutsche Welle ("Немецкая волна").
"В.Клаус потребовал внесения изменений в Лиссабонский договор с целью защиты Чехии от возможных имущественных претензий со стороны судетских немцев и сохранения независимости судебной системы страны. В противном случае, по мнению В.Клауса, три миллиона немцев, которые вынуждены были покинуть Чехословакию после Второй мировой войны, могут в обход чешской юстиции подать имущественные иски к чешскому государству напрямую в Европейский суд", - цитирует "Немецкая волна" президента Чехии в пятницу, 9 октября.
В качестве условия подписания Лиссабонского договора Клаус выдвинул требование о внесении в него оговорки, ограничивающей действие Европейской хартии о правах человека на территории Чехии.
По сообщениям зарубежных СМИ, исключения из общего правила уже были сделаны для Польши и Великобритании, также потребовавших внесения оговорок в Лиссабонский договор. Так, Польша настояла на том, что польское законодательство о гомосексуальности не может быть изменено общеевропейским правом. Великобритания, в свою очередь, добилась того, что решения европейских судов не могут автоматически вступать в силу на территории страны до их подтверждения британскими судами.
Лиссабонский договор не вступит в силу до тех пор, пока все 27 страны-члены ЕС не ратифицируют его. Договор не подменяет основополагающие соглашения ЕС, не является конституцией, но, дополняя соглашения, содержит все необходимые на практике, а не символические, конституционные положения. Он должен упорядочить процесс принятия решений в ЕС, а также повысить роль ЕС в мировой политике.
Напомним, что после подписания Лиссабонского договора президентом Польши Лехом Качиньским в субботу, 10 октября, для вступления документа в силу не будет хватать лишь подписи главы чешского государства.