Изменения в налоговом законодательстве в отношении полуфабрикатов цветных металлов в центре внимания на октябрьской конференции "НМЗ: Перезагрузка" в Санкт-Петербурге
8-9 октября в СанкПетербурге прошла конференция "НМЗ: Перезагрузка", , отраслевое мероприятие для представителей рынков меди и медного лома.
В конференции принимали участие представители ломообразующих предприятий, трейдеров, компаний-поставщиков, производителей и покупателей медной продукции, профильных органов власти, отраслевых экспертов. Участники обсдили текущую ситуацию на рынках меди, медной продукции и медного сырья, а также перспективы их развития с учетом потенциала Новгородского металлургического завода.
В ходе конференции эксперты не раз подчеркивали, что применение агентской схемы уплаты НДС может повысить прозрачность рынка, снизить количество налоговых правонарушений и минимизировать правовые и экономические риски в сфере обращения с ломом и отходами цветных металлов. Агентская схема нашла поддержку Правительства России, ФНС, Минфина и Минпромтора.
Российский рынок меди сталкивается со значительными вызовами из-за злоупотреблений в сфере НДС, которые затрудняют покупку лома, важнейшего сырьевого компонента сегодняшнего экономического роста в российской промышленности.
Это актуально для целого ряда предприятий, таких, например, как Новгородский металлургический завод (НМЗ), занимающийся переработкой медных ломов, содержащих до 93 % и до 55 % меди. Завод специализируется на производстве катодной меди и медной катанки. Производственная мощность НМЗ составляет 70 тыс. тонн медных катодов и до 100 тыс. тонн медной катанки в год, для чего каждый месяц заводу необходимо не менее 6 тыс. тонн лома меди, это 72 тыс. тонн в год.
Отраслевое сообщество ломозаготовителей осознает проблему, в связи с чем еще в 2020 году предложило внедрение агентского НДС для полуфабрикатов цветных металлов. Ассоциации НСРО "РУСЛОМ.КОМ", "Пролом", "Электрокабель" совместно с "Деловой Россией" и ТПП РФ изучили международный опыт и адаптировали его к российским условиям. Инициативы получили поддержку со стороны депутатов ЛДПР и "Единой России", которые подготовили законопроекты. Проекты федерального закона "О внесении изменений в статью 161 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" были внесены в Государственную Думу депутатами А. К. Луговым и Н. Р. Будуевым. Участники конференции "НМЗ Перезагрузка" отметили, что оба документа готовились на основе замечаний и предложений участников рынка.
Сегодня, 16 октября 2024 года в Государственной Думе РФ прошло первое чтение законопроекта, одобренного Комитетом по бюджету и налогам. Ожидается, что в перечень товаров, на которые будет распространяться новая мера по п. 8 ст. 161 НК РФ, войдут медные полуфабрикаты.
Так, Павел Петров, Член правления Ассоциации переработчиков лома "ПРО ЛОМ", полагает, что правильной целью для отрасли и обсуждаемых законопроектов станет упорядочение исчислений и уплата НДС при работе с медными ломами, полуфабрикатами и кабельной продукцией, получаемой из медных ломов. По мнению эксперта, данные законопроекты схожи по сути, но имеют определенные отличия. Одним из законопроектов предусмотрена возможность исключения из агентской схемы уплаты НДС предприятий, осуществляющих перепродажу медных полуфабрикатов. Отрасль видит в этом определенные риски, возможность в дальнейшем существования и создания серых схем. Также законопроектом предусмотрено создание реестров, в которые будут включаться кабельные заводы, переработчики ломов, производители медных полуфабрикатов. Пока рынку не понятны механизмы создания этих реестров, будут ли они прозрачными, или это риск, который может привести к некой монополизации рынка. По мнению представителей отрасли, важно доработать законопроекты к окончательному или ко второму чтению были с учетом этих мнений.
По мнению генерального директора НМЗ Павла Максимчука, необходимо изменить законодательство в сфере исчисления и уплаты НДС на медные полуфабрикаты, в честной для всех участников рынка формулировке. Представитель отрасли считает, что необходимо предусмотреть отсутствие "зашитых" в законопроекты норм, позволяющих выстраивать новые "серые схемы" обхода и оптимизации налогов. В этой связи, по мнению руководителя предприятия, законопроект о внесении изменений в статью 161 НК РФ требует тщательного рассмотрения и доработки. Если не решить поставленные вопросы, то НМЗ, в частности, будет вынужден 100% готовой продукции отправлять на экспорт, так как конкурировать с серыми "давальческими схемами" при реализации продукции в текущих условиях убыточно. Российский рынок рискует остаться без значительного объёма высококачественной катанки, кабельные заводы будут больше потреблять катанку КМоР.
По итогам конференции ведущие игроки рынка пришли к совместному выводу, что важно не допустить создания кабельных заводов "на бумаге" как средства обходить закон. В настоящий момент предпринимаются меры, чтобы в ходе второго чтения законопроекта в Госдуме РФ внести дополнительные поправки в законопроект, чтобы обеспечить равные и справедливые условия для всех игроков рынка.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.