Франшиза: почему успех не гарантирован и как минимизировать риски
90% предложений из каталогов не соответствуют даже самому понятию "франшиза", считает основатель самой большой в России сети частных детских садов Smile Fish Иван Сорокин.
Предприниматель отметил, что на рынке сейчас представлено два типа франшиз. Первый — предложения больших брендов, которые используют данную модель, чтобы продолжать масштабировать бизнес. Второй — компании, не имеющие бизнеса вовсе.
"Подавляющее большинство франшиз на рынке относятся ко второму типу. При этом их стоимость может доходить до 2 млн рублей. Но чаще ценовой порог ниже, что и привлекает новых франчайзи", — рассказал Иван Сорокин.
Основатель Smile Fish подчеркнул — неблагонадежных франчайзеров объединяет не только отсутствие собственного бизнеса, но и шаблонный подход к формированию предложения. По словам предпринимателя, лучше отказаться от покупки франшизы, если её владельцы:
- обещают поддержку персонального менеджера 24/7;
- обеспечивают франчайзи только сайтом, логотипом, дизайн-проектом и контактами поставщиков;
- обязывают франчайзи покупать только свою продукцию, ингредиенты, мерч, зарабатывая на франчайзинг "по третьему кругу".
"Ничего из перечисленного не помогает заработать деньги и вернуть вложения. Но, когда это становится очевидным, и партнер обращается к франчайзеру, его обвиняют в том, что причина провала кроется на его стороне", — предупредил Иван Сорокин.
Предприниматель назвал ряд пунктов, которые, на его взгляд, позволяют минимизировать риски при покупке франшизы и выявить перспективные предложения. На первом этапе Сорокин рекомендует провести личную встречу с командой франчайзера.
"Нужно посмотреть на поведение представителей. А также оценить офис и компетенции команды. Когда один сотрудник выполняет функции маркетолога, юриста и копирайтера — это должно сильно насторожить", — рассказал основатель Smile Fish
Далее Иван Сорокин советует изучить документацию и верность её оформления. Обязательный минимум, предоставляемый франчайзером — свидетельство о владении корпоративными элементами и договор коммерческой концессии. Все бумаги обязательно должны быть заверены в Роспатенте. Особое внимание предприниматель обращает на свидетельство о праве на товарный знак — по его данным, очень часто оно отсутствует. Должно быть и перечисление документов, которые получит франчайзи. Надежные партнеры передают большой объем, в том числе скрипты телефонных разговоров и отчетов. Каждый документ нужно получать под роспись при заключении договора. После Сорокин рекомендует запросить реальный финплан.
"Не красиво нарисованную модель, а реальные отчеты из предприятий партнеров-франчайзи, минимум из разных 5 точек. К примеру, с самой позитивной и негативной динамикой, а также твердых "середняков". Недобросовестные партнеры откажутся от этого под предлогом коммерческой тайны", — отметил Иван Сорокин.
Основатель Smile Fish настаивает также на обязательном предоставлении возможности пообщаться с действующими франчайзи. А также данных о том, сколько всего предприятий партнеров было открыто и закрыто.
"Также при разговоре важно уточнить наличие юридического отдела и его опыт. Если партнеры никогда не сталкивались с такими проблемами, как проверки, суды — значит, они либо лукавят, либо не имеют знаний о том, как решать подобные вопросы. В обоих случаях покупка бизнеса бессмысленна", — уверен Иван Сорокин.
Предприниматель подчеркнул, что у франчайзера обязательно должны быть личные действующие точки. В идеале каждый год их список должен пополняться, это, по мнению предпринимателя, признак надёжности.
В конце Сорокин советует изучить отзывы и рейтинги от сотрудников и клиентов бренда в Сети. И заключать договор только в случае, если все перечисленные пункты показали надежность франчайзера.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.