Горе от ума: эксперт назвал 5 основных ошибок основателей стартапов
Алексей Верютин, бизнес-консультант и эксперт по созданию внеконкурентного бизнеса, уверен: многих "первопроходцев" губит непонимание сценария возникновения потребностей и стремление создать абсолютно все с нуля
В условиях усиливающейся конкуренции крупные игроки рынка вынуждены постоянно искать инновационные бизнес-решения. Отсюда – растущий на протяжении десятка лет интерес к стартапам. Однако большинство проектов, в том числе перспективных, так и не привлекают внимание опытных инвесторов. Оставшиеся редко преодолевают рубеж в 5 лет. Причина кроется в ошибках, допущенных на старте, считает Алексей Верютин, эксперт по созданию внеконкурентного бизнеса.
По мнению Верютина, основатели любого стартапа должны начинать с глубинного изучения потребностей клиента. Даже передовая и полезная технология будет не интересна и, соответственно, не востребована, если неправильно выбрана целевая аудитория.
"Надо делать то, что понадобится покупателям, а не то, что считаете прорывным", – подчеркнул эксперт по созданию внеконкурентного бизнеса.
Второй распространенной ошибкой создателей стартапов Алексей Верютин считает стремление продавать технологию, а не решение. Специалисты полагают, что инвесторы мыслят так же, как и они. Но на деле спонсорам важно понимать конечную пользу стартапа. Поэтому для получения финансирования "первопроходцам" нужно продемонстрировать в первую очередь то, какую выгоду получат инвесторы и потребители.
К провалу стартапа, по словам Верютина, ведет и попытка разработать все необходимое ПО самостоятельно. Эксперт объясняет подобные действия тем, что таким образом инноваторы хотят продемонстрировать свою состоятельность, умения. Однако это лишь замедляет процесс старта и масштабирования проекта. Лучше направить силы на продвижение, работу с целевой аудиторией.
К распространенным ошибкам специалист относит и желание стартаперов изначально масштабировать проект сразу на весь мир. Вместо этого Верютин советует использовать "ареальный" подход: начать с территории, которую "первопроходцы" хорошо знают, и где имеют свою ЦА. К примеру, одного района в городе. После отработки "слабых мест", корректировки модели и процессов бизнес можно расширить на соседний район. Далее создать сеть в одном городе, спустя время – в нескольких. И лишь затем масштабироваться на страну.
"Выпускник бизнес-акселератора "Живая среда", владелец сети бербершопов, используя ареальный подход и бизнес-модель "5DVision", увеличил поток клиентов на 20-25% в зависимости от точки за счет переноса всех салонов в один район. Ускорилась логистика, увеличилась плотность рекламных предложений на одного клиента. У потребителей возникло ощущение, что салоны есть в любом уголке района. Стало проще набирать персонал, организовывать акции. Впервые ареальный подход начал использовать Сергей Федоринов, основатель компании "Юлмарт", в период её интенсивного роста", – пояснил Алексей Верютин.
Эксперт по созданию внеконкурентного бизнеса считает, что масштабирование хаоса приводит только к его увеличению. Нужно изучить ЦА в одном ареале: реакции, потребности. К примеру, через коммуникацию в соцсетях. И сделать предложение концентрированным, полностью закрывающим запросы.
Верютин подчеркивает, что часто основатели стартапа терпят неудачу и из-за непонимания механизмов возникновения потребностей у клиентов. Поэтому большинство товаров являются "одиночными", оторванными от рынка. Для повышения конверсии эксперт советует определить, как и в какой момент формируется запрос, начать работать в этой точке, и продумать ответ на потребности клиентов после первой покупки. К примеру, связываться с покупателями косметики или корма для животных за несколько дней до того, как продукт должен закончиться. По словам специалиста, изучение клиентского опыта – один из ключевых факторов для успешного развития бизнеса.
автор статьи: Михаил Юдин
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.