Точки роста электронного документооборота в 2022 году обсудили на круглом столе в ТПП РФ
В рамках Всероссийского налогового форума под эгидой Рабочей группы ТПП РФ по вопросам электронного документооборота состоялся круглый стол «Вакцинация бизнеса цифровизацией: основные точки роста электронного документооборота в 2022 году».
На заседании представители центрального аппарата ФНС, АНО «Центр компетенций по глобальной IT-кооперации» и IT-компании Такском обсудили главные направления в развитии электронного документооборота: прослеживаемость, электронные транспортные накладные и кадровый ЭДО.
Российские цифровые инициативы в международном масштабе
Глобальная цифровизация бизнеса невозможна без доступного и безопасного интернета. Без интернета, где надёжно защищены персональные данные, а деятельность глобальных цифровых корпораций регулируется государством, на цифровой территории которого они существуют.
Об этом и других важнейших аспектах международного регулирования цифрового пространства рассказал Вадим Глущенко – директор АНО «Центр компетенций по глобальной IT-кооперации».
Центр компетенций был создан около года назад для международной экспертной проработки глобального сотрудничества России и международного сообщества в сфере информационных технологий.
Главные цели центра – продвижение российской экспертизы и научно-исследовательского потенциала в области информационных технологий на мировой рынок, развитие проектов для работы в рамках форматов IGF и других профильных экспертных площадок, создание партнёрств в IT-сфере на национальном и международном уровне.
Совместно с партнёрами специалистами Центра была проведена аналитическая работа, результатом которой стали несколько важнейших исследований, в частности «Обзор мирового опыта в сфере регулирования глобальных цифровых платформ в национальных юрисдикциях» и «Совершенствование моделей управления данными. Стимулирование обмена данными между государственным сектором и ключевыми участниками рынка».
Первый материал посвящён проблемным моментам в регуляторике деятельности глобальных цифровых платформ, в частности, налогообложению цифровых гигантов, ведущих свою деятельность по всему миру, но не имеющих представительств в конкретных странах.
Проблемой регулирования деятельности интернет-компаний озадачено и мировое сообщество. Так, в октябре этого года на саммите G20 в Риме была поддержана инициатива введения минимального глобального налога для транснациональных корпораций на уровне 15 % с 2023 года.
А в России с 1 июля этого года частично вступил в силу «Закон о приземлении» IT-компаний 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации». Закон призван установить рамки, в которых будут сотрудничать транснациональные компании, ведущие деятельность в России, и государство. Продвижением этого проекта также занимаются сотрудники Центра.
Реализованные центром проекты – это только начало большого пути продвижения российских государственных и бизнес-инициатив в сфере развития и безопасности интернета на международный рынок. Появление специальной некоммерческой организации может стать своеобразным мостом между бизнесом, государством и мировым сообществом, благодаря которому российские цифровые проекты могут быть масштабированы на межнациональный уровень.
Курс на 2022: прослеживаемость, электронные транспортные накладные и кадровый ЭДО
Вторая часть круглого стола была посвящена менее масштабным, но не менее важным направлениям цифровизации бизнеса.
Перед участниками и зрителями круглого стола выступил начальник Управления электронного документооборота ФНС России Фёдор Новиков. В своём выступлении он тезисно обозначил основные направления развития ЭДО. Это разработка и утверждение новых форматов электронных документов, в том числе электронного договора, акта-сверки взаиморасчётов, акта приёмки работ в строительстве. Это трансграничный ЭДО и первые эксперименты между странами ЕАЭС, а также новые правила использования электронной подписи и машиночитаемые доверенности.
Далее вместе с экспертами IT-компании Такском – организатора круглого стола – гости и онлайн-зрители обсудили три направления, особо волнующие бизнес: систему прослеживаемости, внедрение электронно-транспортной накладной (ЭТрН) и кадровый электронный документооборот.
Система прослеживаемости стартовала в этом году и всё ещё вызывает много вопросов, особенно у малого и среднего бизнеса. Как узнать, какие именно товары прослеживаются, где взять номер РНПТ, как и в каких документах его правильно отражать, как оформить приобретение или вывод такого товара из оборота? На все эти вопросы ответил Антон Подопрыголов, руководитель проекта компании Такском. И это одна из главных целей существования рабочей группы по вопросам электронного документооборота – информационная поддержка основных изменений и освещение методологических аспектов при работе с электронными документами.
Следующее выступление касалось ещё одного нововведения этого года – электронной транспортной накладной. По планам ФНС к 2024 году в электронный вид должно быть переведено 95 % счетов-фактур и 70 % транспортных и товарных накладных. Но в отличие от электронного счёта-фактуры у электронной накладной есть ряд особенностей, которые делают процесс подписания несколько сложнее. Во-первых, это наличие большего количества участников документооборота (не только грузоотправитель и грузополучатель, но и транспортная компания), во-вторых, это участие в процессе сотрудников, не имеющих стационарного ПК (водители, сотрудники склада). Все эти задачи могут быть решены с помощью специальных сервисов, в том числе мобильных приложений и систем администрирования ЭДО. Сергей Жуков, руководитель проекта службы проектных и интеграционных решений Такском рассказал о решениях компании для работы с электронными транспортными накладными и особенностях внедрения этого типа документа на предприятии. Напомним, что Такском в качестве оператора ЭДО стал участником первого эксперимента Минтранса по внедрению ЭТрН, и решения компании уже прошли испытания в полевых условиях.
Последняя, но не менее важная тема, поднятая в рамках прошедшего круглого стола – это кадровый электронный документооборот. В ноябре завершится эксперимент по кадровому ЭДО, результатом которого станут поправки в Трудовой кодекс, легализующие электронные документы. И уже сейчас понятно, что кадровый ЭДО – будущее, которое ждёт абсолютное большинство российских компаний. В ближайшее время на рынке появятся новые решения для удобной работы с кадровыми документами. Одно из таких решений предлагает компания Такском. В рамках круглого стола о нём рассказал руководитель департамента развития продуктов и услуг компании Такском Артур Загитов.
Один из важнейших моментов в реализации кадрового ЭДО – обеспечение сотрудников электронными подписями. Сервис Такском – аккредитованного удостоверяющего центра – позволяет управлять сертификатами сотрудников (выдавать, продлевать и отзывать) через единого администратора на стороне компании. Решение для кадрового ЭДО Такском позволяет не только обмениваться кадровыми документами и администрировать пользователей, но и настроить интерфейс в соответствии с брендом компании. Кадровый ЭДО с помощью Такском уже внедрён и успешно функционирует в одной из крупнейших российских фармацевтических компаний.
Сессии Рабочей группы по вопросам электронного документооборота каждый раз набирают огромное количество участников. Это значит, что темы, поднимаемые Рабочей группой, несмотря на всю их техническую и методологическую сложность, актуальны и востребованы у бизнеса, а итогом обсуждений становится выработка новых подходов к внедрению новых цифровых технологий.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.