МАКСИМ КАГАНСКИЙ: «Я пришел в рыбную отрасль, чтобы подвинуть лидеров»
Максим Каганский– Бенефициар Группы компаний «Карельские Рыбные Заводы» (ГК «КРЗ», Карелия) – вертикально-интегрированного рыбоводческого холдинга полного цикла (производство рыбного корма, выращивание мальков, форелевые хозяйства, производство готовой продукции).
Бизнесмен откровенно рассказал о приобретении и развитии «Карельских рыбных заводов»
Предприниматель Максим Каганский пришёл в рыбоводческую индустрию менее года назад, а теперь уже строит конкретные планы по выводу своей группы компаний в число лидеров рынка. В чём специфика группы компаний «Карельские рыбные заводы» и какое значение и какие подходы важны для успешного ведения бизнеса - рассказывает Максим Каганский.
Полный цикл
Интервьюер: Всегда интересно, почему деловой человек начинает инвестировать в ту или иную отрасль. Каковы причины, побудившие вас к вложениям в производство рыбы?
Максим Каганский: Здесь всё просто. Во-первых, это сельское хозяйство, которое кормит людей и потому всегда будет востребовано. Во-вторых, это задача насыщения внутреннего рынка - идёт война санкций, закрываются поставки, значит, нам необходимо развивать своё производство.
Интервьюер: Бренд «КРЗ», очевидно, пока не слишком знаком широкой публике. Расскажите, как он начинался?
Максим Каганский: В рыбоводческий бизнес я вошёл в сентябре 2020 года, когда приобрёл в Карелии предприятие, которое, что называется, «лежало на боку». Мы привели его в порядок, инвестировали в восстановление производства.
Интервьюер: Цена вопроса - сколько стоило поднять этот актив?
Максим Каганский: За прошедшее время мы вложили в «КРЗ» около 300 млн. рублей.
Интервьюер: И во сколько теперь оценивается бизнес?
Максим Каганский: Он показывает хорошую динамику - текущая рыночная стоимость активов группы компаний «Карельские рыбные заводы» можно оценить примерно в 1,5-1,7 млрд. рублей.
Интервьюер: Какие предприятия сегодня входят в «КРЗ»?
Максим Каганский: Всего пять производственных единиц. ООО «Парад-Плюс» и ООО «Серебро Онеги» - это два форелевых хозяйства, первое побольше, второе поменьше. ООО «КРЗ-Корма» - фирма, специализирующаяся на производстве рыбного корма. И собственно ООО «КРЗ» - головная компания, контролирующая цех по выпуску готовой продукции для розницы.
Интервьюер: Получается, у вас бизнес полного цикла - от разведения мальков до изготовления продовольствия?
Максим Каганский: Фактически так и есть. Единственный нюанс: мы закупаем икру в Норвегии и в Америке, поскольку у нас нет условий для выращивания маточного стада. Остальное же делаем сами, вплоть до того, что построили завод по производству собственных кормов.
Корм как база
Интервьюер: Вы делаете на них акцент, это настолько важно?
Максим Каганский: Мы рассматриваем собственное производство кормов как конкурентное преимущество. Есть чисто «бухгалтерский» подход: для «КРЗ» себестоимость корма выходит примерно на 50-60 рублей за 1 кг ниже, чем для тех предприятий, которые закупают его на стороне. И за 2020 год экономия на этой статье составила около 190 млн. рублей.
Интервьюер: У собственного корма есть другие позитивные стороны?
Максим Каганский: Безусловно. Он является гарантией качества конечной продукции - мы следим за тем, чем питается наша рыба. Другой момент: «КРЗ» рассматривает производство корма как отдельное перспективное направление. Да, пока мы в основном закрываем собственные потребности, но уже начали продавать небольшие партии сторонним рыбоводческим хозяйствам. Они заинтересованы в приобретении нашего корма, потому что знают, что «КРЗ» выращивает на нём собственную продукцию.
Интервьюер: Если смотреть в целом, такая вертикально интегрированная структура бизнеса характерна для рыбоводства?
Максим Каганский: Совершенно нетипична. Есть много производителей, которые выращивают своих мальков, но собственное производство корма - действительно уникальная история.
Интервьюер: И насколько эффективен такой подход? Можете сказать, с какими производственными показателями вы приняли актив и на какие уже вышли?
Максим Каганский: По итогам 2021 года мы планируем достичь планки в 4200 тонн.
Интервьюер: А сколько было в момент покупки предприятия?
Максим Каганский: Две тысячи тонн.
От Карелии и далее
Интервьюер: Хорошо, 4200 тонн - ближайший целевой показатель. А что дальше?
Максим Каганский: Мы хотим, чтобы к 2030 году предприятие стало одним из крупнейших в России по производству живой продукции.
Интервьюер: Это реально?
Максим Каганский: Мы развиваемся системно и уже, за не самый продолжительный срок, стали заметными участниками экономики на региональном уровне.
Интервьюер: Что сейчас представляет собой «КРЗ» для Карелии?
Максим Каганский: В республике мы одни из крупнейших налогоплательщиков - у нас оборот по году сильно больше миллиарда. Меньше двух месяцев назад к нам на предприятие приезжал глава Карелии Олег Парфенчиков - посмотрел, остался доволен, всё оценил.
Интервьюер: Что именно ему понравилось?
Максим Каганский: Думаю, главе было важно увидеть, что мы вкладываемся в природозащитные инструменты, модернизируем ради этого оборудование, контролируем качество воды. Другой момент - мы даём людям работу.
Интервьюер: Какой у вас штат?
Максим Каганский: По меркам республики, где практически нет крупных промышленных производств, мы достаточно большой работодатель. На предприятиях группы «КРЗ» постоянно работает около 170 человек, а с учётом сезонных работников – около 250 человек.
Интервьер: Оставаясь чисто карельским бизнесом, реально покорить всю страну?
Максим Каганский: Сразу отмечу, что карельская форель - это бренд известный потребителю. Наша рыба лучше многих предложений, потому что выращивается в условиях, приближённых к натуральным, в холодной проточной воде. И повсеместное масштабирование этого бренда вполне реально. «КРЗ» способен войти в пятёрку крупнейших отечественных игроков и мы знаем, как добиться этого.
Максим Каганский– российский предприниматель, совладелец нескольких разнопрофильных бизнес-активов.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.