Новый стандарт на школьную форму в рамках сертификации одежды по ТР ТС 007/2011
Стандарт качества ПНСТ 450-2020 «Форма школьная. Общие технические условия» утверждается Росстандартом в самом начале сентября. Планируется, что он вступит в силу с 1 января 2021
Документ разработали Роскачество и Росстандарт. Эксперты при его создании опирались на информацию, полученную в рамках регулярных исследований школьной формы.
В самом стандарте подробно рассматриваются следующие предметы гардероба, которые могут быть элементами школьной формы: пиджаки, брюки, жилеты, сарафаны, куртки, свитшоты и т.д. Также подробно расписаны требования к тканям. Например, они должны «дышать» и обладать гигроскопичностью.
«Гигроскопичность материала — возможность сорбировать пары воды из воздуха с влажностью 98%. То есть, насколько материал изделия поглощает влагу. Этот показатель крайне важен, ведь нарушение может пагубно отразиться на здоровье школьника.
Воздухопроницаемость — скорость воздушного потока, проходящего через площадь ткани. Проще говоря, насколько материал обеспечивает достаточный воздухообмен», — объясняет Анна Ткачук, эксперт по сертификации по Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» Группы Компаний «Серконс».
Допустимое содержание синтетики в соответствие с новым стандартом снижается, т.к. такие материалы могут навредить организму ребенка, создав «эффект скафандра». Накопление статического электричества, загрязнение тканей микроорганизмами, нарушение естественного теплообмена - малая часть негативных последствий носки синтетической одежды.
Также в стандарте выдвигаются высокие требования к качеству ткани. Ткань должна быть крепкой, стойкой к истиранию, изменениям размеров после стирки.
Требования безопасности на продукцию для детей и подростков отличаются в зависимости от возраста. Чем младше школьник, тем выше требования.
Откуда пришла школьная форма
Школьная форма впервые появилась в XVI веке в Соединенном Королевстве Великобритании. Здесь она использовалась в 1552 году в независимом учебном заведении Christ's Hospital, хотя имеются и более ранние упоминания такой практики. Форма состояла из длинного синего пальто и желтых носков по колено. С тех пор она серьезно видоизменилась, так как перестроились сами социальные нормы.
В России форма начала вводиться, когда утвердили общую систему гражданских мундиров (в частности, для школ). Для девочек такую одежду ввели в 1896 году. В СССР форма стала обязательной в период раздельного обучения девочек и мальчиков в 1948 году. Для мальчиков: серая гимнастерка и белая фуражка. Для девочек: темно-коричневые платья, белые подворотнички, черные фартуки. В 1962 форму модернизировали. Теперь она состояла из темно-синих костюмов. В дальнейшем форма подвергалась различным изменениям.
Существует масса западных эмпирических исследований, доказывающих целесообразность ношения формы. В частности, ученые полагают, что она помогает сгладить различные неравенства между учениками и отвлекает от посторонних мыслей о развлечениях. Эти теории и исследования раскрывают как преимущества, так и недостатки политики ношения формы.
«Пока новый стандарт не внесли в перечень к ТР ТС 007 и школьная форма испытывается как обычная повседневная одежда. С вступлением в силу, требования изменятся. Например, изделие первого слоя - рубашка должна быть более “дышащей”, а к жилетам требования будут снижены, поскольку они не взаимодействуют с кожей подростка. Основной подход к испытаниям и получению сертификата на одежду не поменяется в любом случае», — дополняет Анна Ткачук.
В России стандарт на школьную форму вводится впервые. Данный шаг позволит сделать форму более приятной и безопасной.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.