О результатах исследования «Деятельность японских компаний на российском рынке в 2018 году»

Несмотря на санкции, рекордное число компаний ожидают профицит бюджета

О результатах исследования «Деятельность японских компаний на российском рынке в 2018 году»

В октябре-ноябре 2018 года ДЖЕТРО провела анкетирование о состоянии бизнеса японских компаний в России. Далее приведены результаты исследования.

■ Период проведения исследования: 4 октября – 2 ноября 2018 г.

■ Анкеты отправлены 132 компаниям (ответили 114 компаний (среди них 33 компании из производственного сектора, 81 – из непроизводственного), засчитано 86,4% ответов)

■ Вопросы:

1) Текущее состояние бизнеса; 2) перспективы расширения бизнеса в ближайшие 1-2 гг.; 3) проблемы управления; 4) инвестиционная среда и пр.

■ Основные итоги:

  1. Ожидается, что японский бизнес в России за 2018 год покажет хорошие результаты. 2019 год вызывает опасения из-за санкций (раздел «Перспективы операционной прибыли»).
  • 72,8 % компаний третий год подряд ожидают профицит бюджета (рекордный показатель). Доля компаний с дефицитом бюджета самая низкая за все время проведения исследования 【см. сл. 8】.
  • Причиной улучшения ожиданий по операционной прибыли является «рост выручки на российском рынке» (6-ой год подряд), а также «уменьшение стоимости поставок» 【см. сл. 9, 10】.
  • Доля респондентов, ожидающих улучшения ситуации с операционной прибылью в 2019 г., составила 44,7 % (снижение на 6,4 % с прошлогоднего исследования). Компании тревожит возможность усиления американских санкций, политика импортозамещения, повышение НДС и колебание курса валют 【см. сл. 11, 12】.
  1. Большинство планирует расширять бизнес. Стало больше тех, кто намерен «сохранить статус-кво». Компании надеются на высокий спрос на товары с высокой добавленной стоимостью (раздел «Дальнейшее расширение бизнеса»).
  • Число компаний, намеревающихся сохранить статус-кво, выросло на 8,6 %. Как и в случае с операционной прибылью за 2019 г., наблюдается усиление осторожности. Хотя доля ответа «расширение бизнеса» снизилась на 7,4 %, он все еще самый популярный 【см. сл. 14】.
  • Причиной расширения бизнеса большинство назвало увеличение продаж в России. Видны большие ожидания в отношении роста российского рынка. Также резко возросли ожидания в отношении спроса на товары с высокой добавленной стоимостью. Готовясь к росту рынка, компании вкладывают силы в развитие механизмов сбыта и производство товаров с высокой добавленной стоимостью 【см. сл. 15】.
  • Как в производственной, так и в непроизводственной сферах стало больше компаний, которые, готовясь к восстановлению и росту рынка, нанимают российских сотрудников 【см. сл. 16】.
  1. Обострение конкуренции с российскими компаниями. Сохраняются проблемы с поставками от российских компаний (раздел «Проблемы в области ведения бизнеса»).
  • В области продаж и ведения бизнеса большинство, как и в прошлом году, отметило возникновение ценовых конкурентов (рост на 5,2 %). Однако показатель ««замедление рынка (низкий уровень потребительского спроса)» снизился на 11,1 %. По мере восстановления рынка продолжается обострение конкуренции 【см. сл. 18】. Обостряется конкуренция с российскими компаниями 【см. сл. 29】.
  • В области внешнеэкономической деятельности проблемой являются сложность и длительное время прохождения таможенных процедур, а также параллельный импорт 【см. сл. 20】.
  • В области производства сохраняется сложность с поставками от российских компаний 【см. сл. 21】.
  1. Компании планируют сохранить статус-кво, несмотря на продолжение антироссийских санкций (раздел «Инвестиционный климат»).
  • Среди преимуществ, связанных с инвестиционным климатом, уже шестой год подряд первое место занимает ответ «масштаб и перспективы роста рынка» (78,1 %). Среди рисков на первом месте с результатом 69,3 % ответ «нестабильность валютных курсов». Ответ «социально-политическая нестабильность» показал рост на 12,1 % до значения 63,2 % 【см. сл. 23】.
  • Около половины респондентов ощущают влияние антироссийских санкций, которое выражается в снижении продаж в России, понижении приоритета ведения бизнеса в России со стороны головного офиса компании в Японии, а также сложностях с поставками материалов 【см. сл. 26, 27】.
  • Более половины производственных компаний ощущают влияние политики импортозамещения, проводимой российским правительством. Это влияние часто выражается в снижении продаж из-за переключения клиентов на товары российского производства. С одной стороны, компании все больше пользуются услугами местных поставщиков, с другой — есть те, кого не устраивает качество их продукции 【см. сл. 25】.

◆Автор: Тэцуя Умэцу, заведующий департаментом зарубежных исследований (по России и странам СНГ), ДЖЕТРО, Токио.

◆Для обращений: Эбису, Лисовский, Представительство ДЖЕТРО в г. Москве

TEL:+7(495) 580-73-20  E-mail: rsm-doc@jetro.go.jp

Подробная информация представлена по ссылке:

https://www5.jetro.go.jp/newsletter/rsm/2019/Anketa_on_act_JP_companies_in_Rus_in_2018_ru.pdf

ПРЕСС-РЕЛИЗ. Материал публикуется на коммерческих условиях.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.
Размещение пресс-релизов
ЗАЯВКА НА РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕСС-РЕЛИЗОВ Если вы хотите опубликовать ваш пресс-релиз на нашем сайте, заполните пожалуйста эту форму.
Наши сотрудники свяжутся с вами.
Captcha не менее 10 символов

Пресс-релизы

Новости в разделах
В миреСтраны G7 завершают работу над выделением Киеву $50 млрд с использованием доходов от активов РФСтраны G7 завершают работу над выделением Киеву $50 млрд с использованием доходов от активов РФВсе новости
ЭкономикаBloomberg сообщил о начале переговоров ОПЕК+ о возможной отсрочке наращивания добычиBloomberg сообщил о начале переговоров ОПЕК+ о возможной отсрочке наращивания добычиВсе новости
В РоссииВ Кремле заявили об отсутствии контактов с командой ТрампаВ Кремле заявили об отсутствии контактов с командой ТрампаВсе новости
СпортВ РФС пообещали помочь в расследовании озвученных самарским губернатором фактов коррупцииВ РФС пообещали помочь в расследовании озвученных самарским губернатором фактов коррупцииВсе новости
КультураВ кассах Большого театра не будут продавать билеты на "Щелкунчика"В кассах Большого театра не будут продавать билеты на "Щелкунчика"Билеты будут доступны только на сайте ГАБТ, часть из них можно будет приобрести на аукционеВсе новости

Фотогалереи