АСНА: итоги 2017 года и контуры роста
Под занавес 2017 года кулуарные стены фармацевтических форумов и конференций «слышали» многое: все больше говорили о цифровой революции, новых форматах ритейла «shop in shop», стремительной консолидации и конкурентных решениях. В 2018-й фармрынок вошел со сдержанным оптимизмом, но под громким лозунгом «Трансформируйся!».
Ассоциация независимых аптек (далее- «АСНА») уже привыкла идти путем смелых трансформаций, уверенно разрывая привычные сценарии игры. Пока другие ищут волшебную таблетку, объясняя стагнацию кризисом, здесь ломают привычное взамен на актуальное, осваивают новые рынки и уже работают на опережение. Что из этого получилось и как будет строиться работа в наступившем году – в материале ниже.
Динамика роста АСНА в 2017 году
Консолидация аптечных сетей стала основным трендом ушедшего года. То и дело в профессиональных сводках появлялись новости о новых альянсах, в том числе и на площадках ассоциативного типа. Желание одиночных аптек объединиться с более крупными игроками рынка объясняется все той же конкурентной борьбой, безубыточно выдержать которую в одиночку невозможно. АСНА, как драйвер аптечного ритейла, внесла в этот процесс свои коррективы и открыла двери для новых партнеров.
Первый квартал 2017-го компания встретила с количеством 4700 аптек и продолжила прирост вплоть до конца года, достигнув отметки 8500 точек. Такая динамика естественным образом отразилась и на показателе доли АСНА на фармацевтическом рынке – с 7,50% в 1 кв. до 14,7% в 4 кв.
По данным AlphaRM, АСНА в 2017 году показала более чем 100% прирост продаж по объему в национальной валюте.
При такой стремительной динамике роста важно отметить, что АСНА не преследует цели бесконечно увеличивать количество аптек. Ключевые лица компании видят куда более глобальные задачи, не исключая тот факт, что к концу 2018 года АСНА дойдет до цифры 14 000 аптек и общей доли рынка 20%.
Управляющий партнер АСНА, Александр Кондратьев:
«Многие хотят знать, где предел АСНА и построена ли ее модель только на количественном приросте. Сразу скажу, останавливаться мы не планируем и сейчас ведем работу с другими рынками, при этом потенциал российского нами еще не исчерпан. В числе глобальных задач мы видим маркетинговую поддержку и полную передачу участникам АСНА всех бизнес-процессов. Это готовая механика управления аптекой и набор уникальных сервисов (АСНА-Экономия, АСНА-ТВ, АСНА-Логистика, Эксклюзивное контрактное производство и др.) и разработок (управление ценообразованием и ассортиментом, система обучения и сертификации персонала, брендирование аптек), которые помогают отстроиться от конкурентов.»
Новые рынки и новые возможности
Первое представительство АСНА открыла в Республике Беларусь в I кв. 2017 года. Представители фармрынка соседнего государства вышли на руководство ассоциации с инициативой о сотрудничестве, в результате чего в географии присутствия АСНА появилась еще одна точка.
Параллельно был взят курс на страны Средней Азии и в рамках Евразийского проекта АСНА начала работу в Республиках Казахстан («АСНА-Казахстан»), Кыргызстан («АСНА Азия»). В активной проработке также рынки в Республиках Узбекистан и Таджикистан. Емкость тут оценивается в 5300 аптек в Казахстане и 2500 в Кыргызстане. Сегодня ведется активная работа по привлечению партнеров как со стороны аптечных сетей, так и со стороны производителей.
«Здесь мы не ставим главную задачу – заработать, для нас это новая география и интересный опыт, который показывает, что бизнес модель АСНА может существовать не только в нашей стране» - управляющий партнер АСНА, Александр Кондратьев.
Преобразования в маркетинге
Прошлый год внес существенные коррективы и в маркетинг АСНА. Компания ушла от объемных соглашений в сторону управления долей в товарных категориях. Производители получили всестороннюю поддержку АСНА через маркетинг, акции, логистику и e-commerce, а также объективность методики оценки доходности товарных категорий. Уже сейчас новая система показывает свою эффективность при работе с аптечными сетями и производителями.
Лофт-пространство – работа в стиле АСНА
Ветер перемен коснулся и организационных вопросов компании. В августе 2017-го АСНА переехала в новый просторный офис в стиле Loft. Праздничное открытие состоялось 15 сентября, где собрались ключевые партнеры и друзья компании.
За стремительным ростом ассоциации и расширением рабочей площадки последовало логичное увеличение штата сотрудников: в сравнении с предыдущим годом команда профессионалов АСНА выросла в 2,5 раза, усиливая свои позиции во всех направлениях.
Движение вверх
В 2018 году АСНА, как самая крупная аптечная сеть, на территории России планирует держать заданный темп, а также дать старт новым направлениям, информация о которых пока держится в секрете.
В фокусе внимания на 1 полугодие – расширение эксклюзивного контрактного производства, укрепление логистического канала АСНА, развитие и масштабная рекламная поддержка сервиса бронирования лекарств asna.ru, АСНА-ТВ и многое другое.
Уже 28 февраля АСНА традиционно собирает партнеров на первой конференции этого года для открытого диалога и обсуждения ключевых вопросов взаимодействия.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.