Подписание долгосрочного контракта между баварской компанией Hermith GmbH и АО «ЧМЗ» (входит в ГК «Росатом») на поставку более 1000 тонн титановой продукции в Европу
В период с 16 по 17 марта 2017 года правительственная делегация Федеральной земли Бавария во главе с Премьер-министром Хорстом Зеехофером посетила Москву с рабочим визитом. Основной темой поездки стало обсуждение текущего состояния и перспектив развития российско-баварских торгово-экономических отношений. В рамках встречи в Министерстве экономического развития РФ 17 марта было подписано заявление о создании Российско-Баварской Рабочей группы по содействию экономическому сотрудничеству. А первым реальным шагом стало подписание долгосрочного контракта между баварской компанией Hermith GmbH и АО «ЧМЗ» (входит в ГК «Росатом») на поставку более 1000 тонн титановой продукции в Европу. Подписание состоялось в присутствии Премьер-министра Баварии Хорста Зеехофера и министра экономического развития России Максима Орешкина. Примечательно: как с одной так и с другой стороны, напротив мест для подписей стояли отнюдь не немецкие фамилии. Если в ситуации с АО «ЧМЗ» все логично, то наличие в менеджменте баварской компании выходцев из России вызывает интерес. Именно поэтому, мы беседуем сегодня с генеральным директором Hermith GmbH Алексеем Рассказовым.
- Итак, первый вопрос, расскажите нам о том, чем занимается Ваша компания? Как бы Вы сформулировали ее основную миссию?
Алексей Рассказов: Hermith GmbH – динамично развивающаяся компания, которая занимает одну из лидирующих позиций на рынке производства и поставок продукции из титана и титановых сплавов по всему миру. Наша основная миссия – разработка и внедрение конкурентноспособной, обладающей уникальными свойствами, титановой продукции для применения ее в различных областях промышленности. Мы предлагаем нашим потребителям широкий ассортимент титановой продукции, включая новейшие и оригинальные разработки нашей компании, некоторые из которых не имеют аналогов на Европейском и мировом рынках. Благодаря отлаженному взаимодействию нашего инженерного состава и производственной базы, которая располагается в России, мы можем оперативно реагировать на изменения запросов рынка и предоставлять потребителю не только материал, но и готовое комплексное решение по его применению.
Насколько титан востребован?
- В первую очередь, основной потребитель титановых сплавов - аэрокосмическая отрасль. К примеру, процентная составляющая титана в авиалайнерах нового поколения Airbus A380 составляет порядка 10%. Если учесть, что общий вес конструкции 280 тонн, получается, что 28 из них приходятся на изделия, выполненные из титана. Применение титановых сплавов позволяет снижать вес изделий без потери прочности. В целом, на долю аэрокосмической отрасли регулярно приходится более 50% всего спроса на титан. Оставшаяся доля спроса на титановую продукцию распределяется между такими направлениями как автомобилестроение, медицина, химическая промышленность, водоочистка и т.д. По нашему мнению, спрос на титан будет придерживаться положительной динамики в ближайшие годы, особенно со стороны авиастроения.
Как Вы оцениваете текущее состояние рынка титановой продукции в мире?
- На данный момент Россия, США, Китай и Япония являются крупнейшими поставщиками титановой продукции на мировом рынке. По распределению объемов производства Россия и США доминируют в производстве проката для аэрокосмической отрасли, а производители Японии и Китая, в основном, сосредоточены на индустриальной и потребительской сферах. Однако китайские производители предпринимают колоссальные усилия по продвижению своей продукции и захвату все новых и новых сегментов рынка.
С предприятиями каких сфер Ваша компания выстраивает сотрудничество и по каким направлениям?
- Наша компания ориентирована на реализацию титановой продукции в таких областях промышленности как авиация, автомобилестроение, химическая промышленность, а также в ряде других, где титановая продукция имеет повышенный спрос ввиду своих уникальных возможностей. Помимо традиционной для многих участников рынка поставки титанового проката для нужд гражданской авиации, мы достаточно плотно работаем с ведущими европейскими автопроизводителями, такими как «Jaguar Land Rover», «Ferrari», «McLaren» и многими другими. Учитывая наш богатый опыт работы с «Формульными» командами, нам удалось выстроить прочные отношения с отделами развития европейских автогигантов. Основными направлениями, по которым мы активно выстраиваем сотрудничество с ними, - разработка амортизационных пружин, торсионов, стабилизаторов, деталей двигателей и т.д.
Не могли бы Вы привести конкретные примеры?
- Титановый пружинный сплав, разработанный компанией Hermith GmbH. По своим технико-экономическим показателям не имеет аналогов в мире и отвечает всем современным требованиям, предъявляемых к упругим элементам, работающих в жестких эксплуатационных условиях.
Каковы перспективы применения титановых сплавов в химической и медицинской сферах?
- Титан и его сплавы характеризуется высокой степенью коррозионной стойкости. Ввиду этого, они широко применяются в химической промышленности, в частности, для изготовления емкостей работающих под давлением, трубопроводов, насосов и других изделий, которые работают в агрессивных средах. Стоит отметить, что высокая стоимость титана в данном случае оправдана повышенной долговечностью и надежностью. Для медицины, титан также остается высоко востребованным материалом. Это объясняется тем, что сплавы на основе титана одни из немногих, которые по своей природе отвечают требованиям, предъявляемых к изделиям для имплантологии, а именно: легкость, прочность и полная биосовместимость.
Работаете ли Вы над задачами применения титановых сплавов в этих областях?
- Безусловно. Для нас рынок специальных сплавов также является одним из интереснейших. Мы идентифицируем техническую проблему с применением того или иного материала и разрабатываем техническое решение, в основе которого лежит новый, оригинальный титановый сплав. Так, мы прочно закрепились в нише рынка титановых сплавов для специальных условий применения. Это интересно, в первую очередь, ввиду высокой добавленной стоимости продукта.
Какие еще направления можно назвать актуальными для титановой продукции?
- Самым перспективным направлением на сегодняшний день мы видим рынок титановых материалов для аддитивных технологий. Сейчас происходит очередная промышленная революция – вместо традиционной схемы обработки материала «вычитанием объема» (в частности, операции механообработки), приходит новая схема – аддитивная или «добавляющая», когда изделие наращивается слой за слоем. Простой пример, так называемый Buy-To-Fly Ratio (коэффициент полезного использования материала в авиации) на сегодня составляет 12. С новой технологией этот коэффициент можно уменьшить до 2, то есть в 6(!) раз увеличить полезное использование материала. Именно поэтому, емкость рынка металлических материалов для аддитивных технологий растет в геометрической прогрессии.
Какие шаги Вы предпринимаете для развития данного направления?
- На сегодняшний день, нашей компанией инициировано строительство опытного производства титановой проволоки мощностью 20 тонн в год на территории Федеральной земли Бавария. Наряду с этим, мы рассматриваем возможность размещения массового производства объемом 200 тонн готовой продукции в год, в том числе и на территории РФ.
Известно, что в Вашей компании работает много инженеров, а производственная база располагается в России. Каким образом у Вас выстроено взамодействие?
- Мы стремимся к тому, чтобы разрабатываемая нами продукция была максимально приближена к запросам индустрии. В рамках каждого из направлений, наши инженеры должны понять проблемы отрасли, обсудить с техническими департаментами и отделами развития компаний-заказчиков возможные пути решения. После этого, нами инициируется опытно-конструкторская работа. В постоянной кооперации с техническими специалистами компании-заказчика разрабатывается и испытывается новый сплав, оформляются патенты, осуществляются тестовые поставки нового сплава, его квалификация. Продажами и маркетингом в нашей компании также занимаются инженеры. На сегодняшний день, нами разработано и выведено на рынок уже три сплава, в разработке находятся еще два.
Конечно, огромную роль в нашей исследовательской деятельности играет и наш партнер – АО «ЧМЗ». Специалисты завода в кратчайшие сроки осваивают производство новой продукции по нашей технологии и спецификациям. Мы очень высоко ценим достижения российской школы материаловедения, полностью уверены в качестве поставляемой титановой продукции и убеждены в том, что у наc есть широкие перспективы для будущих разработок.
Справка:
Алексей Рассказов начал свою карьеру в 1991 году в казначейском отделе Столичного банка сбережений. Начиная с 1992 года, занимал различные руководящие должности и в разные годы отвечал за привлечение средств, ценные бумаги, доверительные операции и кредитную деятельность. В январе 1997 года А. Рассказов был назначен заместителем председателя правления, а затем председателем правления Агропромбанка. В конце 1997 года был назначен заместителем председателя правления Управляющей компании SBS-Агро. В этот период занимался кредитной и инвестиционной деятельностью крупнейшего банка частного сектора в России. С 1998-2000 гг., А. Рассказов - генеральный директор международной инвестиционной компании в Москве. В течение 2000 года был экспертом по банковским вопросам в Европейском банке реконструкции и развития (Лондон). С 2001 по 2003 гг., в составе Internationale Projekt Consult GmbH (IPC) участвовал в создании банка MFB в Белграде. Занимал пост заместителя председателя правления банка и отвечал за кредитование сельского хозяйства и операции банка в автономном крае Воеводина. С 2003 года, А. Рассказов занимал должность управляющего директора инвестиционного фонда Midland Resources Holding. В 2005-2006 годах занимал пост финансового директора команды Midland F1. В 2004 году основал компанию Hermith GmbH (www.hermith.com).
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.