Рынок МФО по-разному отреагировал на кризис
События декабря 2014 года стали серьезным потрясением для финансовой системы страны. Резко возрос уровень просрочки по текущим кредитным обязательствам населения, стал тенденцией отток средств с банковских вкладов и депозитов. Уже в январе 2015 банки отклоняли 19 из 20 заявок на выдачу займов. Свою роль сыграл и последовавший за подъёмом ключевой ставки ЦБ рост процентов по займам.
В сложившихся условиях многие эксперты предсказывали рост объемов кредитования в микрофинансовом секторе. Спустя полгода можно подвести первые итоги и оценить справедливость прогнозов.
Влияние на оффлайн займы
В интервью порталу Banki.ru главный исполнительный директор «Домашних денег» Андрей Бахвалов подтвердил рост качества кредитного портфеля и отметил, что кризис - это возможность развития для МФО. Однако в остальном его оценка ситуации весьма сдержана. Так он говорит о снижении рентабельности по отрасли в целом, увеличившейся стоимости фондирования, вынужденном увеличение ставок по вновь выдаваемым займам. Клиенты, не получившие займы в банках, не стали клиентами МФО, зато проблемы нехватки ликвидности затронули и МФО. Предполагаемый рост объемов кредитования в 2015 году около 40%, меньше чем в прошедшем году. Основная перспектива дальнейшего развития - расширение сети агентов в малых и средних населенных пунктах, куда еще не дотянулась банковская инфраструктура.
Итоги от сектора онлайн займов
На другом полюсе компания «Займер», крупный игрок на рынке онлайн-займов. В своих пресс-релизах компания заявляет, что в первом полугодии 2015 года количества выданных займов в сравнении с прошедшим годом выросло почти вдвое. Предполагаемый рост объемов онлайн-займов по итогам года выглядит еще более амбициозным.
Генеральный директор компании «Займер» Сергей Седов объясняет положительную динамику увеличением интереса к услугам в условиях недоступности других источников заемных средств. По результатам начала года ожидаемого роста не произошло - говорит он, однако уже в апреле и мае был отмечен рост интереса к финансовым продуктам.
Бизнес-модель определяет стратегию
Обе компании сходятся в том, что присутствуют положительные изменения в качестве кредитного портфеля. В остальном оценки перспектив развития самими участниками рынка МФО расходятся до практически противоположных. Причина достаточно очевидна – неоднородность самого рынка.
Компания «Домашние деньги» работает в рамках традиционной для МФО бизнес-модели. Займы выдаются через сеть агентов, которые на месте обрабатывают заявки и лично оценивают платежеспособность потенциального получателя займа.
Компания «Займер», в свою очередь, развивает направление онлайн-займов с использованием автоматического скоринга. Возможность быстро подать заявку, оформить договор и получить деньги онлайн привлекает более молодых и грамотных людей.
Сейчас перед каждой из МФО стоит задача оптимизировать свое предложение, сделать его наиболее привлекательным для клиентов с более высоким кредитным рейтингом.
Александр Бычков
Источники:
http://all-rss.ru/item-2322099-andrey-bahvalov-na-mikrofinansovom-rinke-ochen-visok-uroven-moshennichestva/
https://www.zaymer.ru/company/presscenter/press-release/mfo-zaymer-otmechaet-rekordnyy-rost"
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.