Лиссабонский договор приводит к изменению парадигмы в сфере лоббирования интересов в ЕС
Успешная защита интересов требует наличия процессной компетенции
Брюссель/Берлин/Мюнхен, 24 июня 2013 г. - APA OTS - Лиссабонский договор коренным образом изменил рамочные условия для успешной коммуникации между экономикой и политикой: структуры, ответственные за принятие общеевропейских решений в ЕС, и их государства-члены в настоящее время стали непрозрачными даже для крупных международных компаний. При этом на практике компании обладают достаточной содержательной компетенцией, т. е. эффективными аргументами в поддержку своих интересов. Чего им все больше не хватает, так это процессной компетенции, т. е. комплексных знаний формальных и неформальных процедур принятия решений и эффективных возможностей на них влиять.
Вот что говорит об этом д-р Клеменс Йоос, генеральный директор EUTOP International GmbH: «В частности, Лиссабонский договор требует изменения парадигмы в сфере защиты интересов. Содержательные аргументы, естественно, необходимы. Однако нужный эффект дает лишь их представление нужным адресатам в нужное время и в нужном месте, что становится проблемой ввиду растущей сложности процессов и наличия многочисленных уровней принятия решений как на общеевропейском, так и на национальном уровне. Таким образом, для эффективной политической коммуникации процессная компетенция не менее важна, чем содержательная. Без наличия процессной компетенции политическая защита интересов будет безрезультатной».
На практике это проявляется на примере широкомасштабных изменений в европейском процессе принятия решений в соответствии с Лиссабонским договором. Так, например, ранее для принятия решений Совета решающим был принцип единогласия. Теперь же Лиссабонский договор во многих сферах ввел новый принцип большинства. Если ранее компании удавалось убедить представителей собственного государства-члена в Совете в необходимости защиты ее интересов, то решения, противоречащие интересам компании, не могли быть приняты. После подписания Лиссабонского договора эти времена прошли: согласно принципу большинства, голоса одного или даже нескольких государств-членов не играют никакой роли, если не достигнуто блокирующее меньшинство голосов.
Аналогичные последствия имеет повышение значимости участия в принятии решений по сравнению с традиционным законодательным процессом и обычным инструментом правотворчества ЕС: ввиду обязательного участия Европейского парламента практически во всех значимых для компании законотворческих мероприятиях ЕС сугубо национальная защита интересов фактически обречена на провал. Это еще больше усугубляется тем, что парламентская работа, в отличие от уровня государства-члена, не ориентируется на исполнительную власть. Для каждой отдельной задачи необходимо формировать новые коалиции, состоящие из представителей разных фракций и государств-членов. Здесь отсутствует деление на правящие и оппозиционные фракции.
Принцип европейского процессуального подхода и значение процессной компетенции в защите интересов д-р Клеменс Йоос определил еще в конце 1980-х годов и начал реализовывать на практике с момента основания компании EUTOP International GmbH в 1990 году. В своей опубликованной в 1997 году диссертации («Защита интересов немецких компаний в институтах Европейского союза», факультет экономики предприятия Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана) он заложил научную основу для модели услуг EUTOP — и это в то время, когда ЕС насчитывал лишь 15 государств-членов и в Совете все еще действовал принцип единогласия, а процесс участия в принятии решений применялся только при принятии немногих законодательных актов. В своей опубликованной в 2010 году книге «Лоббирование в новой Европе — успешная защита интересов после Лиссабонского договора» («Lobbying im neuen Europa – Erfolgreiche Interessenvertretung nach dem Vertrag von Lissabon») Йоос совершенствует свой метод с учетом широкомасштабных нововведений, предусматриваемых Лиссабонским договором.
Разработанный Йоосом тезис о процессной компетенции все чаще используют другие авторы, например Даниель Геген (Daniel Guéguen), который в своей публикации «Реорганизация европейского лоббирования» («Reshaping European Lobbying») различает между «техническими компонентами» (знание основного содержания и аргументов) и «процессными компонентами» (знание процессов и методов принятия решений) и указывает на одинаковую важность обоих компонентов для успеха стратегии защиты интересов (а также демонстрирует это на конкретных примерах из практики).
Эмпирическое подтверждение своей правоты теория Йооса и подход к оказанию услуг EUTOP находят в более чем двадцатилетней истории успеха компании.
Контактное лицо для связей с прессой:
Бруно Зайферт
Телефон: 06133 5090880
Факс: 06133 5099098
Мобильный тел.: 0171 33 22 434
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.