Банковский аутсорсинг в России
Банковский аутсорсинг набирает обороты, и сегодня он представлен не только клининговыми услугами, но еще и коллекторными агентствами, ипотечными брокерами, организациями, предоставляющими техническое обслуживание различного рода оборудования
Банковский аутсорсинг набирает обороты, и сегодня он представлен не только клининговыми услугами, но еще и коллекторными агентствами, ипотечными брокерами, организациями, предоставляющими техническое обслуживание различного рода оборудования, к примеру – комплексных систем безопасности или сетей киосков самообслуживания.
Современный банк все меньше стремится контролировать все и вся в рамках своей деятельности, отдавая целый ряд операций на аутсорсинг. Специалисты группы компаний БТЕ, предоставляющей услуги организации и сервисного обеспечения банкоматных сетей, сегодня отмечают тенденцию к увеличению спроса на передачу технического обслуживания банковских терминалов сторонним организациям.
Этот процесс происходит как в мелких, так и в крупных банках: одни не хотят набирать технический персонал для решения вопросов техсервиса в силу отсутствия должного уровня компетенции, другие умышленно оптимизируют внутренние бизнес-процессы, отдавая на аутсорсинг свои сети самообслуживания целому ряду специализированных организаций, обеспечивая возможность сравнения эффективности их работы. В частности, так поступает Сбербанк РФ, располагающий, пожалуй, самой крупной в Европе банкоматной сетью, а также несколько крупных российских частных банков.
Желание владельцев и управляющих кредитных организаций держать все под личным контролем постепенно уступает здравому смыслу – советы бизнес-консультантов и собственных экспертов приводят к сокращению доли непрофильной деятельности банков до минимума. Такая ситуация особенно очевидна при разного рода поглощениях и слияниях, когда попросту нет времени на объединение сетей в единую систему терминалов самообслуживания, подконтрольную какой-то одной организации технического сервиса или департаменту банка.
Осенью 2011 года авторитетная консалтинговая компания McKinsey провела исследование, в результате чего выяснилась нелогичность содержания собственного процессингового центра и самостоятельного эмитирования банковских карт, если число транзакций составляет меньше полумиллиарда.
В США это известно давно, там около 70% банковского бизнеса обслуживается аутсорсинговыми компаниями: процессинг, разработка программного обеспечения, сервисное обслуживание банкоматов, набор узкоспециализированного персонала, а также множество других операций, необходимых для существования и развития банка.
Если посмотреть на проблему аутсорсинга шире, то имеет смысл обратиться к исследованию консалтинговой группы Forrester Research, которое убедительно показало, что если в 2012 году мировой IT-аутсорсинг составлял 385 миллиардов долларов, то в 2013 году ожидается его рост на 6%, иными словами, что составит до 408 миллиардов долларов.
Российский партнер компании – in4media сообщает, что годовой оборот аутсорсинга в России (1 миллиард долларов) не такой крупный, но это свидетельствует лишь о том, что его потенциал огромен, и только в 2013 году рынок вырастет до 1,5–2 миллиардов долларов.
При этом важно понимать, что банковское оборудование и сервис банковских сетей самообслуживания – это далеко не только ИТ-аутсорсинг, но и штат узкоспециализированных специалистов, способных устранить неисправность в любой точке страны в течение нескольких часов с момента ее обнаружения.
Все эти функции входят в спектр услуг организаций в сегменте обслуживания банковских сетей, к примеру, группы компаний БТЕ. Это, пожалуй, первая мультивендорная компания в России, клиентами которой уже много лет является целый ряд известных кредитных организаций – от «гигантов» бизнеса до небольших финансовых учреждений.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.