Основные тенденции глобального рынка интернет-банкинга
26 января - Основные тенденции глобального рынка интернет-банкинга
Глобальный рынок интернет и телефонного банкинга переживает времена больших изменений. Всего несколько лет назад было достаточно запустить онлайн-банкинг, чтобы иметь огромное конкурентное преимущество перед другими кредитными организациями. Теперь, когда потребителям становятся доступными платежи и оформление кредитов, не выходя из дома, банки должны думать о том, как сделать свои электронные офисы более удобными с точки зрения пользователя и расширить палитру функций, доступных онлайн. Жесткая виртуальная конкуренция требует не только изобретательности, но и скорости - интернет приучил потребителя измерять время даже не минутами, а секундами. Судя по всему, российские банки также готовятся принять участие в этой захватывающей гонке. Авторы глобального исследования рынка интернет и телефонного банкинга (Internet & Telephone Banking Market Report 2011) оценивают число пользователей онлайн-банков в прошедшем году в 45,1 млн. по всему миру по сравнению с 28,2 млн. в 2010-м. Этот рост показывает стремительное развитие рынка интернет-банкинга, и прогноз клиентов на 2015 год составляет уже около 60 млн. В США, согласно отчету Американской банковской ассоциации (American Bankers Association), в течение прошедших двух лет клиенты стабильно предпочитают интернет-банкинг любому другому методу управления собственными финансами.
Посещение банковских офисов остается популярным лишь среди возрастной группы от 55 лет и выше. При этом спрос на банкоматы снижается во всех возрастных группах. Британское национальное управление статистики (Office of National Statistics, 2011) заявляет, что в 2011 году 55% взрослого населения Великобритании предпочли интернет-банкинг визитам в банковские отделения. Причем, в возрастной группе от 24 до 35 лет процент пользователей онлайн-систем достигает 72%. В России, согласно исследованию MForum Analytics, лишь каждый десятый клиент использует систему онлайн банкинга, но по прогнозам аналитиков, это число будет расти, в том числе благодаря росту продаж планшетных компьютеров и развитию приложений для мобильных телефонов. Несмотря на то, что отечественный рынок интернет и мобильного банкинга показывает низкие темпы роста относительно американского и европейского, опрос москвичей российской компании Profi Online Research, проведенный еще в 2010 году, показал, что удобная система онлайн банкинга является конкурентным преимуществом при выборе банка для большинства респондентов. 53% мужчин и 42% женщин обращают внимание на наличие удобной функциональной системы интернет-банка. В первой сотне российский банков вряд ли остался хотя бы один, который не предлагает клиентам систему онлайн-банкинга в дополнение к открытию счета и выпуску международной пластиковой карты. Интересно то, что судя по народному рейтингу интернет-банков портала Banki.ru, столпы российской банковской системы, такие как Сбербанк, Альфа Банк или Русский стандарт, значительно проигрывают гонку “интернет-вооружения” более молодым и мобильным конкурентам, например, таким как Банк24.ру, СБ Банк и Открытие. И дело отнюдь не в том, что последние предлагают какие-то исключительные услуги. Похоже, что офф-лайн репутация банковских гигантов отзывается негативным эхом на попытках активной виртуальной деятельности. Финансовым институтам, которые не оставили осадка от неуклюжего сервиса в отделениях, гораздо проще расположить к себе потребителя.
Во всем мире функции интернет-банков унифицированы - это совершение платежей, управление финансами, открытие депозитов, благотворительные пожертвования и, в некоторых случаях, инвестиции. В России наибольшей популярностью пользуются оплата счетов, мобильного телефона и переводы на другие счета. Потенциального клиента все труднее привлечь какой-то новой услугой, тем более, что появление аналогичного сервиса у конкурента может занять какие-то несколько недель. Отзывы пользователей говорят о том, что важным становится не только так называемое “юзабилити” и линейка услуг виртуального банковского офиса, но и стоимость обслуживания. Так, в прошедшем году на российском рынке интернет-банкинга громко заявил о себе финансовый институт, который позиционирует себя исключительно как онлайн-банк. Банк-Т, созданный под управлением Артура Геннадьевича Перепелкина на базе Максвелл Банка, в ближайшие годы планирует совершить банковскую интернет-революцию в России ну или, по крайней мере, составить серьезную конкуренцию корифеям отечественного онлайн-банкинга. Банк2Т.ру (ОАО «Банк-Т») свел к минимуму «человеческий фактор» в обслуживании, имея только один финансовый центр в Москве и по одному в Санкт-Петербурге и Новороссийске, и предлагает дистанционные услуги бесплатно.
Использование интернет-банкинга и самые популярные платежи - оплату коммунальных услуг, штрафов и мобильного телефона, а также внешние переводы в другие банки внутри страны - осуществляются без комиссий. Джейкоб Джефер, старший аналитик банковской группы международной консалтинговой компании «Селент» отмечает, что онлайн-банкинг больше не является альтернативой, это основной канал совершения банковских операций. Для финансовых институтов это самый современный и эффективный способ сократить затраты на содержание штата и офисов, а также увеличить доходы. При этом, по словам Джефера, банкам нужно быть внимательным к запросам пользователей. В лидеры выйдет тот, кто предложит клиентам то, что не будет стоить им денег.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.