Правительство запускает мониторинг подготовки госорганов к межведомственному взаимодействию
Москва. 18 августа - Правительство запускает мониторинг подготовки госорганов к межведомственному взаимодействию
Москва. 18 августа - Правительство Российской Федерации делает открытым процесс перехода органов исполнительной власти на систему межведомственного электронного взаимодействия. Мониторинг хода подготовки федеральных ведомств к работе по новым принципам стал доступен на сайте www.interfax.ru/spravkinet.
Презентация сайта состоялась в четверг на пресс-конференции, в которой приняли участие директор Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации Алексей Попов, заместитель министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Илья Массух, директор Центра ИТ-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации Михаил Брауде-Золотарев.
Согласно Федеральному закону № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", федеральным органам исполнительной власти с 1 октября 2011 года запрещено запрашивать у получателей госуслуг документы, имеющиеся в распоряжении других госорганов. Ведомства должны будут получать все необходимые документы друг у друга. Для этого создана и работает единая система межведомственного электронного взаимодействия, которая связывает воедино информационные системы государственных федеральных и региональных ведомств. Оператором системы является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. С целью постоянной координации всей работы ведомств и субъектов Российской Федерации в апреле создана специальная Подкомиссия по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
"Ни один федеральный орган государственной власти после 1 октября не вправе требовать у гражданина документов, которые находятся в ведении других федеральных органов госвласти. На практике это означает, что вам не придется бегать за справками по нескольким ведомствам. Вы обращаетесь в одну организацию, а она сама осуществляет взаимодействие с другими ведомствами", - пояснил директор Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации Алексей Попов. Такая же норма в отношении документов субъектов и муниципальных образований вступает в действие в разных субъектах по разному, но в любом случае не позднее 1 июля 2012 года. Уже сейчас просматриваются субъекты - лидеры в этой работе.
По новому правилу, получившему неофициальное название "принцип одной инстанции", заявитель обращается в нужное ему ведомство, а оно уже само запрашивает интересующие его сведения у своих коллег по государственному управлению. Если учесть, что подобных госуслуг более 300, в том числе, например, связанных с оформлением пенсий или регистрацией автомобилей, нетрудно представить, какое бремя снимается с граждан.
"С переходом на межведомственное взаимодействие упростится процесс оказания госуслуг, уменьшится коррупция в органах госвласти, а многочисленным посредникам между ведомствами и гражданами придется себе искать новую работу", - подчеркнул А.Попов.
По словам Олега Фомичева, около 90% госуслуг, которые с 1 октября 2011 года будут переведены на межведомственное взаимодействие, относятся к юридическим лицам. Большинство госуслуг для физических лиц находятся на муниципальном уровне, и они смогут воспользоваться системой одной инстанции с 1 июля 2012 года.
Для перехода на новый порядок предоставления услуг ведомствам было необходимо проделать большую работу. Прежде всего, орган исполнительной власти, осуществляющий переход на предоставление услуги по принципу "одной инстанции", должно проанализировать все возможные сценарии предоставления услуги, выявить все возможные документы, которые потребуются для реализации каждого из сценариев, и определить все органы и организации, которые могут являться "поставщиками" документов.
Затем ведомству необходимо договориться с этими поставщиками данных о порядке взаимодействия: сроках и содержании информации, каналам, по которым будет осуществляться её передача.
Далее следует провести анализ нормативной правовой базы и выявить акты, противоречащие 210-ФЗ. Только на федеральном уровне это около 100 законов и сотни постановлений Правительства и нормативных актов ведомств.
После проектирования межведомственного взаимодействия ведомствам необходимо внести поправки в нормативные правовые акты и обеспечить техническую реализацию взаимодействия: доработать информационные системы, "научить" их взаимодействовать друг с другом, подключиться к Системе межведомственного электронного взаимодействия. Наконец надо обучить своих сотрудников новому порядку работы.
Готовность к переводу на принцип одной инстанции у всех ведомств разная. Соответственно, каждый из госорганов тратит на организацию межведомственного взаимодействия разное количество времени и сил.
С результатами работы по организации межведомственного взаимодействия можно ознакомиться из данных мониторинга, который публикуется на сайте www.interfax.ru/spravkinet. Мониторинг осуществляется на основании информации, подготовленной ведомствами для Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
Данные мониторинга обновляются еженедельно. Сейчас он представляет собой график, который отражает результаты согласования ведомствами порядка взаимодействия с другими ведомствами при предоставлении услуг. По состоянию на 18 августа, 100%-ного выполнения этого этапа добились 25 из 63 ведомств. Вместе с тем, 20 федеральных органов пока не согласовали порядок межведомственного обмена информацией.
Тем не менее, правительство не намерено больше переносить срок вступления в силу 210-ФЗ, подчеркнул Алексей Попов. Федеральные органы, которые после 1 октября 2011 года не наладят межведомственный обмен документами, все равно будут обязаны самостоятельно, без привлечения заявителей, собирать необходимые справки, например, с помощью курьерской службы, подчеркнул А.Попов. Тем не менее, в силу инертности процесса перехода, а также на случай различных недопониманий или сбоев, с 1 октября пока параллельно сохранится возможность получения госуслуг и по старому порядку.
Как отметили участники пресс-конференции, 1 октября можно будет считать днем практической реализации одного из важнейших инновационных проектов, а новый сервис - важный этап реализации программы "Информационное общество", он позволит расширить предоставление государственных услуг в электронном виде.
Помимо этого, отметил О. Фомичев, в процессе межведомственного взаимодействия будет упрощен процесс предоставления госуслуг, так как станет понятно, что какая-то часть запрашиваемых документов вообще может быть не нужна. Это станет понятно уже в следующем году.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.