ЕГЭ в России: мифы и реальность
Глава Рособрнадзора Любовь Глебова называет "мифом" слухи о 100-балльных успехах при сдаче ЕГЭ на Северном Кавказе и обещает проверить, насколько обучение студентов, поступивших с высокими показателями ЕГЭ, подтвердит результаты экзаменов
Москва. 16 июля. ИНТЕРФАКС - Предположение о том, что выпускники школ Северного Кавказа, набравшие 100 баллов при сдаче ЕГЭ, в массовом порядке направятся в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, является мифом, заявила глава Рособрнадзора Любовь Глебова.
"Мифы надо развеивать либо смотреть, насколько есть под ними основания. Так вот, в Чечне нет ни одного "стобалльника". И откуда эти джигиты со 100-балльными результатами, которыми так пугают нашу страну, я понять не могу. Ни по одному предмету в Чеченской республике нет 100- балльного результата", - заявила Л.Глебова в четверг на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в Москве.
Предположение о том, что выпускники школ Северного Кавказа, в частности Чечни, набрав максимально высокие результаты по ЕГЭ, отправятся в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, было распространено ранее рядом СМИ.
Как утверждает Л.Глебова, "миф, связанный с тем, что кавказские республики получили какие-то необыкновенные результаты, на сегодняшний день не подтверждается". "Там, где есть случаи, которые с нашей стороны являются неадекватными, мы проводим перепроверку", - сказала она.
Л.Глебова, в частности, привела в пример ситуацию в Адыгее. "Были представлены стобалльные работы по Адыгее. По биологии и по истории нам показалось слишком большое количество стобалльников по этому субъекту. Мы взяли на перепроверку все эти работы и не подтвердили 50% этих результатов", - рассказала глава Рособрнадзора.
В связи с этим Л.Глебова заявила, что "случаи, которые сегодня преподносятся как системные, в действительности являются единичными".
По ее словам, в настоящее время идет аннулирование неподтвержденных проверкой результатов ЕГЭ, этим занимаются сами субъекты Федерации. При этом она не исключила, что "по итогам такого анализа в субъектах Федерации, наверное, будут приняты в том числе и кадровые решения".
Вместе с тем, по мнению главы ведомства, практика проведения ЕГЭ в Чечне показала достойный пример для остальных российских регионов.
"Надо сказать, что картина проведения Единого госэкзамена в Чеченской республике, с моей точки зрения, должна стать примером для других субъектов Российской Федерации. Поскольку были обеспечены все процедуры, то получена достаточно реальная картинка", - сказала Л.Глебова.
По ее словам, с точки зрения качества знаний ситуация в республике оставляет желать лучшего, но "республика хочет точно понимать, какой уровень образования может дать на сегодняшний день".
Л.Глебова высказала мнение, что многими оппонентами практики ЕГЭ широко распространялись мифы об этом экзамене, которые, по ее мнению, не подтвердились. "Говорили, например, о возможности суицидов в случае несдачи экзаменов, но этого не случилось", - сказала глава ведомства.
Л.Глебова заявила, что Рособрнадзор будет вести мониторинг успеваемости студентов, поступивших в вузы с высокими и средними показателями ЕГЭ.
"В течение года будет обеспечиваться мониторинг обучения в вузах студентов, которые были зачислены по высоким и средним результатам ЕГЭ. Будем смотреть, насколько их обучение в вузе подтверждает результаты выпускных экзаменов либо ставит их под сомнение", - сказала Л.Глебова
Она отметила, что эта инициатива принадлежит не Рособрнадзору, а самим вузам. "Мы эту инициативу с удовольствием поддержали и предложили посмотреть и на то, как у нас победители Олимпиад выглядят в своем последующем обучении", - сообщила Л.Глебова.
Глава ведомства подчеркнула, что "в целом результаты Единого госэкзамена - это очень богатый с разных сторон материал, вопрос только в том, кто и как хочет его использовать".
Л.Глебова прокомментировала ситуацию, возникшую во время сдачи ЕГЭ, когда предложенные на экзамене контрольно-измерительные материалы по математике впоследствии были выложены в Интернете.
Она заявила, что "от того, что эти материалы появились в Интернете, ничего не изменилось". По ее словам, "в Интернете были выложены всего две работы, а система позволяет понять, чья эта работа, где она исполнялась, кто был организатором на этом пункте сдачи ЕГЭ".
"Соответственно, в очень короткий период времени были предприняты все меры. Те организаторы, которые работали в этих пунктах приема экзаменов, отстранены от занимаемых должностей, поскольку не обеспечили процесс", - сообщила Л.Глебова.
По ее мнению, главное - "не пытаться сверху зарегистрировать все эти случаи, а пытаться убедить субъекты Федерации, что это им выгодно иметь объективную картину сдачи экзаменов".
Говоря о едином государственном экзамене, Л.Глебова коснулась проблемы так называемых льготников - граждан, которые после сдачи соответствующих экзаменов могут претендовать на бюджетное обучение.
Она отметила, что сейчас существует 153 категории таких граждан, и высказала мнение, что количество этих льготников в настоящее время необходимо снижать.
"Это вопрос, в основном, социальный, политический, но количество льготников на сегодняшний день, безусловно, нужно уменьшать именно в связи с тем, что раньше их можно было уменьшать искусственно путем "отсекания" вне зависимости от их знаний на приемной кампании в вузе, а теперь (с введением ЕГЭ) такая возможность пропала", - сказала Л.Глебова.
В новом учебном году Рособрнадзор введет новые аккредитационные показатели для перечня учебных дисциплин, преподаваемых в вузах, сообщила также Л.Глебова.
"Недостаточный уровень освоения студентами учебного материала по учебным дисциплинам - это, пожалуй, самый большой блок вопросов, который требует более тщательного подхода, и в новом учебном году будут введены новые аккредитационные показатели и сформированы для них новые критериальные значения", - заявила глава Рособрнадзора.
По ее словам, рассматривается возможность введения таких показателей "не просто по группам специальностей, но и по наличию в этих специальностях обязательно только аккредитованных образовательных программ".
"Мы думаем, что в новом учебном году эти новые учебные показатели позволят разрешить проблему "лазеек", через которые достаточно быстро проходят наши учебные заведения для того, чтобы выйти на (определенные) показатели деятельности", - сказала Л.Глебова.
Говоря об итогах работы Рособрнадзора в 2008-2009 учебном году по лицензированию образовательных учреждений, она сообщила, что всего было рассмотрено 1922 заявления на государственную аккредитацию от вузов, принято отрицательных решений - 18.
"Шести университетам был установлен другой статус - академия, так как на университет показатели (этих вузов) не прошли", - сказала Л.Глебова.
По ее словам, в числе этих вузов - Барнаульский и Иркутский госпедуниверситеты, а также Самарский государственный областной университет.
Для справки
В апреле-июне в сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) приняли участие около 1 млн. выпускников, из которых около 3% не выдержали экзамен, сообщили в пресс-службе Рособрнадзора.
"В апреле-июне количество участников ЕГЭ составило 995 тыс. 773 человек. 30 тыс. 19 выпускников не набрали минимального количества баллов по двум обязательным предметам. Это около 3% от общего количества выпускников", - сообщается в распространенном в четверг пресс-релизе ведомства.
Оценка сдачи ЕГЭ проводится по 100-балльной системе и, по оценкам Рособрнадзора, абсолютных отличников, сумевших набрать все 100 баллов - 2 тыс. 244 выпускника.
Согласно статистическим данным, представленным в пресс-релизе ведомства, самым трудными экзаменами для выпускников оказались ЕГЭ по информатике и ИКТ и по географии. По результатам ЕГЭ 11,7% не набрали минимальный бал по информатике и 10,2 % - по географии.
Среди экзаменов, на которых значительное количество выпускников не сумело набрать даже минимальный бал - немецкий язык (9,9%), химия (9,4%), история (8,8%) и биология (8%).
Меньше всего "двоечников" оказалось по результатам сдачи русского языка (3 %) и французского языка (2,1%). Среди сдававших испанский язык не набравших количество баллов ниже минимального вообще не оказалось, отмечают в ведомстве.
ЕГЭ проводились по 14 предметам на территории всех российских регионов, а также в 52 иностранных государствах.